Дети
«Мама, со мной никто не дружит» – что делать родителям?
4.5
14.10.2017
1069

«Мама, со мной никто не дружит» – что делать родителям?

Содержание

Появление в семье детей увеличивает у взрослых зону ответственности. Занимаясь воспитанием, родители берут на себя новые обязательства и расширяют зону компетенции в вопросах развития и детской психологии. К ним относятся не только уход и забота, но также привитие личностных качеств, создание условий для роста, коррекция поведения.

Родители учат детей жить: справляться с негативным опытом, решать проблемы и конфликты, радоваться, брать положительный пример, строить отношения с окружающими и общаться. От того, как взрослые будут делать это, и какие знания дадут младшим членам семьи, будет зависеть характер ребенка и особенности его поведения в обществе.

В этой статье речь пойдет о проблемах, с которыми могут столкнуться дети, когда начинают взаимодействовать со сверстниками, в частности, почему ребенок не умеет общаться с другими и ему сложно найти друзей. Что в этом случае могут сделать родители?

Как у детей зарождается дружба?

Как у детей зарождается дружба?

У каждого детского коллектива есть свой характер. Группа детей может обладать сплоченностью или не отличаться ею. Каждый ребенок проявляет в социуме свои способности, общается так, как умеет, или как привык. Дети так же, как и взрослые, могут привыкать друг к другу постепенно, обмениваясь привычками, знаниями, предпочтениями. Почему дети могут дружить друг с другом, но могут и конфликтовать? Ответом на этот вопрос служит сложившееся между ними понимание, общие увлечения или их отсутствие.

Если родители внимательно понаблюдают за тем, как ребенок, вливаясь в новый коллектив, начинает общение и завязывает отношения, то им станет понятно, что дети склонны выбирать друзей по общим предпочтениям, увлечениям, хобби, темам, которые их объединяют. Однако, это не единственное, что способствует началу детской дружбы. Хорошие отношения в группе сверстников зависят от умения строить и налаживать общение. Также они зависят от того, насколько у детей сформированы навыки коммуникации, умение слушать другого, быть интересным, веселым, контролировать агрессию, справляться с конфликтами и переживать обиды.

Если детям комфортно и весело вместе, они могут обсудить общие темы, увлекаются похожими или одинаковыми хобби, уступают друг другу, то шансы, что между ними появятся дружеские отношения, очень велики.

Почему ребенок не принят группой?

Когда ребенок жалуется взрослым, что с ним никто не хочет дружить, родителям стоит задуматься, почему это происходит. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что именно в личности ребенка заставляет группу отталкивать его и не позволяет найти друзей. В первую очередь стоит спросить у ребенка — почему, по его мнению, у него не получается завязать общение или играть с другими детьми? Как правило, дети обвиняют во всем других и не осознают, что сами вносят некоторый вклад в то, что дружеского взаимодействия не получается.

У ребенка может не быть друзей, если он агрессивно настроен — пускает в ход кулаки и грубые слова — когда что-то идет не по его правилам — застенчив, обидчив, не умеет делиться с другими. Бывает так, что ребенок обладает лидерскими качествами, но не умеет их контролировать — обычно это отражается в большом желании организовывать игры и отсутствии умения это делать, что может заканчиваться конфликтами.

Задача родителей на этом этапе развития проявить внимательность к чувствам и проблемам ребенка, понять, почему у него нет друзей и помочь ему найти их.

Как могут родители помочь ребенку?

Могут ли взрослые научить ребенка дружить со сверстниками, если среда в семье и коллективе отличается? Проживание детского опыта всегда отлично от взрослого. Там, где с взрослым человеком можно провести беседу, указать ему на ошибки, подсказать пути решения проблемы, поговорить по душам и оказать поддержку, то с детьми эти методы не будут эффективными. Причиной этому служит преобладание у ребенка не аналитического мышления, а образного. Ему легче понять свою модель поведения, осознать ошибки через образы, символы и чувства. Поэтому рассказы, сказки, рисунки, истории личного опыта из детства обычно являются самыми подходящими.

Помочь детям наладить общение могут раскрытые темы, в которых сказочные или другие герои успешно проживают похожие ситуации и находят друзей.

Организуйте общий праздник

Ребенок может получить положительный опыт общения и сблизиться с кем-то, если он будет пробовать общаться. Этому поможет детский праздник, который могут организовать родители. Необязательно это должен быть день рождения или новый год. Можно устроить, например, день желтого цвета и пригласить знакомых ребят домой — в желтой одежде и с желтыми игрушками или воздушными шариками. Можно стать организатором игр в детском коллективе — это поможет не только развеселить и сплотить компанию, но и понаблюдать за ребенком, чтобы понять, что мешает ему найти друзей.

Обеспечьте ребенку общение в социуме

Обеспечьте ребенку общение в социуме

Если ребенок испытывает трудности с установлением дружеских отношений, не стоит совсем лишать его общения с детьми. Напротив, сделайте его разнообразным — запишите ребенка в творческие или спортивные группы, где он сможет не только развивать способности, но и получить новый опыт общения.

В случае если ребенку сложно общаться в любой компании — он боится, стесняется, не идет на контакт, не интересуется общими играми — стоит показать его специалисту. Возможно, имеют место серьезные комплексы характера или психологическая травма, после которой он замкнулся в себе и избегает социума.

Изучите свои привычки общения

Дети, взрослея, во всем берут пример с родителей. Чтобы понять, почему они не могут найти друзей, стоит понаблюдать за своими привычками общения. Если они являются негативными, такими, как обидчивость, грубость, отсутствие эмпатии и понимания другого человека, возможно в детском коллективе ребенок ведет себя также и это мешает ему дружить и быть принятым.

Родителям стоит поработать над своими комплексами характера, задуматься, есть ли у них настоящие друзья и если нет, то почему. Также важно проанализировать свой способ общения с людьми, чтобы понять, на что опирается ребенок, когда берет пример с взрослых.