Дети
Навыки безопасности для детей в экстремальных ситуациях
4.6
12.08.2019
460

Навыки безопасности для детей в экстремальных ситуациях

Современные дети могут с восторгом наблюдать за героями телевизионных программ, которые показывают, как нужно выживать в экстремальных обстоятельствах – будь то суровая мерзлота заснеженной тундры либо безводная жаркая пустыня.

Конечно, после просмотра таких передач всем маленьким зрителям хочется стать похожими на тех, кто решительно преодолевает все трудности. Бытовые навыки безопасности, призванные защитить любознательных детей от повседневных ситуаций, совсем не такие. Они намного проще опыта профессионального выживания в условиях настоящего экстрима, но при этом они способны спасти жизнь вашему ребенку.

Рассмотрим лишь основные из навыков. Все они очень важные, и им следует обучить каждого ребенка, чтобы у взрослых не осталось сомнений относительно того, будет ли малыш в безопасности в любой ситуации.

Как действовать малышу, если рядом нет родителей

Ребенок, который привык к тому, что мама или папа всегда рядом, обычно пугается, когда хотя бы на время теряет их. Родители должны объяснить малышу – нужно оставаться на том месте, где ты потерялся. Ребенка надо научить преодолевать страх, который неизбежно появляется при потере из виду мамы или папы. Он не должен ни капли сомневаться в том, что его будут искать. И любая инициатива, направленная на самостоятельный поиск, просто уведет родителей в сторону – тогда искать драгоценную пропажу будет гораздо труднее.

Хорошо, когда у ребенка при себе есть средство связи: достаточно простого бюджетного гаджета, который способен совершать звонки. Если семья планирует выезд за город либо поход на природу, необходимо, чтобы малыш был одет в яркую одежду: так он будет более заметен. В условиях леса можно снабдить детей свистком и небольшой емкостью с водой. Свистком можно подать сигнал в случае необходимости, а жидкость в бутылочке не допустит обезвоживания в случае долгих поисков.

Ребенок также должен знать, как себя вести в том случае, если он остался дома один. Объясните ему, что нельзя говорить с чужим человеком по телефону или домофону, и тем более давать какую-то конкретную информацию о себе или своей семье. И уж точно не нужно рассказывать о том, что он дома в полном одиночестве.

Конечно, хорошо будет, если телефон переведен в режим автоответчика. Но можно также приучить малыша отвечать, что его мама и папа в данный момент заняты и не могут ответить по телефону.

Польза конкретных рекомендаций для развития ребенка

Польза конкретных рекомендаций для развития ребенка

Лучше всего заранее подготовить определенные рекомендации. То есть ребенок должен точно представлять, что ему делать, если вдруг случился пожар или потоп, если незнакомцы звонят по телефону или стучат в двери. Данная инструкция хорошо ляжет в общий план развития ребенка, и тогда он будет себя ощущать более уверенно в любой нестандартной ситуации.

Ребенку нужно объяснить, что потенциальную угрозу несет каждый незнакомый ему человек. И ему нельзя открывать дверь, даже если он представляется, например, почтальоном, сантехником, электриком или специалистом по ремонту бытового оборудования. Также он должен себя вести, когда в квартиру звонят малознакомые соседи или какие-то люди, утверждающие, что у них важное дело.

Ролевые игры также способствуют развитию ребенка. Используйте их в качестве наглядного средства обучения тому, как вести себя в разных жизненных ситуациях путем моделирования диалогов и действий.

Проверить, насколько хорошо ребенок усвоил сказанное, родители могут очень просто. Достаточно попросить кого-то из знакомых позвонить домой. Пусть малыш учится говорить у аппарата так, как ему подсказывали. Точно также ваш знакомый может постучать в дверь. На конкретных примерах ребенок лучше учится и запоминает все то, что ему говорили старшие.

Контроль практических навыков у детей

Контроль практических навыков у детей

Есть смысл проиграть несколько возможных опасных ситуаций. К примеру, можно изобразить, что в квартиру звонят и некто представляется полицейским. Родителям необходимо объяснить ребенку, как действуют в таких ситуациях. Малыш должен ответить, что сейчас же перезвонит в полицию – только так можно подтвердить, что в дом действительно пришел полицейский. В любом случае приучите ребенка никогда не спешить открывать дверь.

Уточните, понимает ли он, кому надо позвонить, если возникла чрезвычайная ситуация. Не следует забывать, что в мобильных устройствах есть все необходимые на этот случай телефонные номера. Научите ребенка пользоваться функцией экстренного вызова. В том числе в телефон обязательно нужно записать контакты соседей, которым можно доверять, и ближайших родственников.

Развитие ребенка в возрасте пяти лет и старше таково, что он уже может хорошо усваивать многое, о чем ему говорят старшие. Он может, в частности, знать нужные ему номера экстренных обращений за помощью. Однако роль практических занятий в этом деле также велика.

Очень важно отрепетировать, как делаются звонки в экстренные службы. Ребенок должен уметь:

  • правильно сообщать конкретные сведения оператору;
  • следовать его указаниям;
  • оставаться на связи, пока кто-то не приедет на помощь.

Практика показывает: если дети младшего возраста знают собственный домашний адрес, то медики или пожарные, как правило, приезжают своевременно. Развитие ребенка на этом этапе предполагает, что он уже знает, на какой конкретно улице он находится, какие остановки есть на маршруте.

Чтобы натренировать память малыша, чаще проверяйте его знания. По дороге домой спрашивайте, в какую сторону надо идти. Поощряйте детей, если они интересуются марками автомобилей, званиями офицеров и полицейских, отличием служебных автомобилей экстренных служб. Чаще напоминайте им, что нужно быть внимательными и осторожными в обществе, где есть потенциальные нарушители.

Проконтролируйте, знают ли ваши дети-подростки, каким образом блокируются и разблокируются двери и окна в жилище. Они также должны иметь представление о системе сигнализации и принципах ее работы, а также где установлен рубильник, включающий и отключающий электроэнергию в квартире или в доме.

Каждый ребенок подросткового возраста должны получить понятные рекомендации о том, как действовать при пожаре или тогда, когда прорвало водопроводные трубы. Ребенок постарше должен уметь перекрывать воду, если она будет протекать. Постоянно обновляйте необходимые знания, проговаривая алгоритм действий: только так можно быть уверенным, что в отсутствие родителей дети смогут справиться с любой внештатной ситуацией.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребёнка / Коваленко В.С. // СПб. : Вертикаль. - 2004

Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Меерсон Ф.З., Пшеничникова М.Г. // М.: Медицина. - 1988

Воспитание ребенка в игре / Жуковская Р. И. // Москва. - 1975

Воспитание сенсорной культуры ребёнка / Венгер Л.А ., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. // М.: Просвещение. - 1988