Войти
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Дети
  6. Первоклассник. Большой? Нет - маленький ребенок!

Первоклассник. Большой? Нет - маленький ребенок!

Первоклассник. Большой? Нет - маленький ребенок!
Содержание

Поступления в первый класс с трепетом ждут все — и родители, и дети. Обучение в школе занимает важнейшее место в развитии современного ребенка, в его социализации и подготовке к взрослой самостоятельной жизни. И не последнюю роль здесь играет психологический аспект: насколько родители смогут обеспечить оптимальные условия своему первокласснику? Насколько сам ребенок готов учиться с максимальной эффективностью? Волнуется даже опытный учитель: он уже знает, что каждый первый класс — это новое поколение, совсем не похожее на тех, кем были закончившие весной первую ступень обучения четвероклассники. На что же стоит обратить особенное внимание, чтобы избежать конфликтов и проблем на старте школьной жизни?

Ребенок — все еще ребенок

Ребенок — все еще ребенок

«Мне теперь не до игрушек...» Все мы помним этот детский стишок. А многие родители, может быть, вспомнят шок своего собственного детства, когда на самом деле в один совсем не прекрасный день они не обнаружили дома никаких детских развлечений — все, теперь ты школьник, не положено. Как ни странно, эта теория до сих пор широко распространена и даже применяется на практике. Школа — это первый шаг к взрослой жизни, игрушкам в ней не место.

Разумеется, этот подход в корне неверен. Во-первых, любые резкие перемены вызывают у ребенка только шок, а это никак не способствует его успешности в учебе. Если в жизни вчерашнего малыша уже появились первые серьезные и обязательные занятия, это вовсе не значит, что детство кончилось и из сознания оно должно стереться в один миг. В течение абсолютно всей предыдущей жизни ребенка преобладающим видом его деятельности была именно игра. Так он адаптировался к окружающей действительности, изучал социальные роли, привыкал к самостоятельности. И всегда рядом были верные друзья — игрушки. Как же можно резко лишать первоклассника такой психологической поддержки, как жизненный опыт, разом перечеркивая прошлое?

Игровая деятельность отойдет на задний план тогда, когда для нее не останется места в настоящей действительности естественным и плавным образом. Это произойдет не сразу, даже не в течение четырех классов начальной школы. И это правильно, так как больше соответствует естественным принципам развития человеческого существа. Природа ведь не предполагала вовсе никакого школьного обучения и восприятия сложных академических навыков в течение десяти, одиннадцати первых лет жизни. Игрушки изначально были призваны научить малыша выживать по законам этого мира. А несколько тысяч лет развития цивилизации никак не могут повлиять на физиологию маленького ребенка. Так что игры и игрушки необходимы школьнику, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье.

Дети спят днем — это нормально

Кстати, о физиологии. Очень многие родители отмечают такой удивительный факт: первоклассники снова начинают спать днем. Это происходит с самыми разными детьми: и с теми, что остаются в группе продленного дня до вечера, и с теми, кто к обеду уже попадает домой, и с вчерашними детсадовцами, и с бабушкиными любимцами. Что же происходит? Родители прекрасно помнят, как еще год назад в саду непоседу было невозможно уложить во время тихого часа, он не хотел даже полежать. А теперь сам падает в кровать, не успев иногда даже раздеться, и крепко засыпает.

Здесь снова следует вспомнить о естественном пути развития ребенка — дело именно в смене преобладающего вида деятельности. Ребенок очень сильно устает. Родителей не должно обманывать короткое расписание, в котором в течение первого учебного периода в день всего три урока по полчаса. Также не должно вводить в заблуждение отсутствие домашней работы в первом классе. У ребенка начался новый, неизвестный ему ранее этап жизни, где приходится существовать и работать совсем не так, как он привык раньше.

Школьная жизнь значительно отличается от условий детского сада, где малыш мог продолжать домашние бытовые дела — есть, играть, гулять. Занятия в школе построены иначе, они предполагают работу по требованию учителя на предусмотренную программой тему, а не на ту, которой желает уделить внимание сам ребенок. Это довольно тяжело эмоционально, нервная система первоклассника не выдерживает и требует дополнительной разрядки. Дневной сон — самый простой, доступный и на самом деле эффективный способ получить необходимый отдых. Так что родителям не стоит будить новоиспеченного школьника возгласом: «Разве ты маленький?» Да, он пока еще очень маленький, и он устал.

Родителям нужен отпуск

Родителям нужен отпуск

Почему устает и от чего испытывает нервное напряжение ребенок, вполне понятно. Но и для современных родителей обучение их отпрыска в школе тоже обычно является большим стрессом, особенно, если в первый класс идет старший ребенок в семье. Современное общество приписывает очень большое, а возможно даже чрезмерное значение школьной эффективности ученика, родители нервничают. Зачастую им кажется, что от любого неверного шага может испортиться вся дальнейшая жизнь ребенка. Вот купим рубашку к форме не того оттенка — и все, испортим отношения с администрацией школы, попадем не к тому учителю, ребенок получит плохое образование, не поступит в институт через десять лет, жизнь его будет неудачна. Не заставим написать эти палочки идеально в десятый раз прямо сегодня — высшего образования и общего благополучия не видать.

Такое нервное напряжение на самом деле очень вредит учебному процессу, так как, разумеется, передается и маленькому ученику. А ему, мы помним, и так сейчас несладко. 

Чтобы сохранить способность адекватно воспринимать происходящие вокруг процессы, чтобы самим адаптироваться к жизни в новом ритме, родителям очень рекомендуется взять на работе отпуск на время привыкания ребенка к первому классу. Это освободит ресурсы нервной системы и позволит избавить себя от лишней тревожности при принятии важных решений. К тому же, не будем забывать, что школа и в самом деле начало взрослой жизни ребенка, все ближе становится сепарация, то есть, отдаление нового человека от родительской семьи. Так пусть хотя бы это время дети и родители полностью посвятят друг другу.

Шаг навстречу учителю

Источником дополнительных психических ресурсов в начале школьной жизни, безусловно, может стать школьный учитель. Личность первого педагога чрезвычайно важна для любого ребенка, потому мама с папой со всей ответственностью должны подойти к контактам с этим человеком. С учителем лучше познакомиться заранее, еще до начала первого класса. Ответственный педагог сам с удовольствием узнает побольше информации об ученике, которого совсем скоро нужно будет посвящать в учебный процесс, помогать осваивать первые школьные знания. Такое знакомство — в интересах всех участников процесса, так что не стоит им пренебрегать.

Пройдите тест
Насколько общителен ребенок
Насколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 3236 человек!