Дети
Школы Голландии: обучение в радость
4.7
01.09.2017
6717

Школы Голландии: обучение в радость

Содержание

В школу — с радостью? Есть ли на свете страны, где большинство учеников не испытывают тревог, не отращивают школьных неврозов и не боятся учителей? Голландские дети утверждают: именно так они и учатся.

В соответствии с исследованиями, проведенными UNICEF, дети в Королевстве Нидерланды (и входящей в него Голландии) — самые счастливые в мире. В понятие счастья входили показатели здоровья и безопасности, благосостояния, образования, окружения ребенка и его поведение. Одним из факторов, который превысил все возможные рейтинги, оказалось желание детей ходить в школу.

Хорошо ли учат в школе?

Хорошо ли учат в школе?

Российские родители школьников сразу же могут заподозрить, что школьникам для счастья надо поменьше учиться и побольше гулять. А как же знания, основная цель образования? Как там, в Голландии, с общим уровнем образованности населения на фоне всеобщей школьной эйфории?

Многие иностранцы, знакомые с образовательной системой Королевства, считают, что школьная образовательная система голландцев рассчитана «на середнячка»: талантливые дети пробьются сами, остальные получат необходимый минимум.

Но при этом «середнячковому уровню» несколько противоречит показатель «индекс образования» (Education Index), вычисляемый в международном рейтинге стран: он присваивает Нидерландам девятое место, сразу после США и перед Великобританией.

А рейтинг 200 лучших ВУЗов мира сообщает: по количеству университетов Нидерланды уступают только тем же США и Великобритании. Достаточно большое количество университетов для образовательной системы, рассчитанной «на середнячков». По количеству счастливых детей, кстати, Великобритания находится на 16-ом, а США — на 26 месте. Россия в индексе образования — на 34 месте, а в страны счастливого детства не попала на этапе отбора.

Как и чему учат детей, в чем секрет сочетания счастья и знаний?

Stress-free schooling по-голландски

Stress-free schooling по-голландски

Stress-free schooling — школа, свободная от стресса. Так назвали нидерландскую систему среднего образования в Daily Telegraf. Нам, подозрительным российским родителям, привычным к правилам и ограничениям, сразу кажется, что это «обучение без стрессов» не предполагает дисциплины. Так ли это?

На самом деле правил в Нидерландах много, и начинаются они со времени поступления в школу. Когда ребенку исполняется 3,5 года, родители подают заявки на зачисление в школу, максимум — пять школ на выбор, в своем районе.

С 4 лет предпочтительно, а с пяти — обязательно ребенок начинает посещать учебное заведение. Причем учебный год начинается на следующий после пятилетия день, если он не выпадает на каникулы. 31 декабря исполнилось 5 лет — 1 января в класс, и никаких исключений.

С пропусками из-за родительских отпусков тоже все строго: если ребенок не успевает вернуться из теплых стран к 1 сентября, родители выплачивают штраф. Если отпуск родителей из-за особенностей профессиональной деятельности не совпадает с каникулярным временем, пропуск занятий возможен только после официального подтверждения с места работы родителей. Разрешить отсутствовать могут до 10 дней, но на первые две недели после летних каникул такие поблажки не распространяются. 1 сентября все идут в школу, и никак иначе, хотя условное 1 сентября наступает в разных регионах страны в разные дни, так как для удобства летнего отдыха Нидерланды поделены на три «каникулярных» региона. Сами летние каникулы при этом составляют 6 недель, и это самый долгий период отдыха от учебы, остальные каникулы - рождественские, февральские и апрельские длятся 7 дней.

Такой же штраф, в среднем 130 евро, ожидает родителей, без уважительных причин (болезни или отсутствия по действительно серьезным семейным обстоятельствам, например, свадьбы, похорон родственников или по религиозным причинам) удерживающих ребенка дома. Это минимум, а максимальное наказание за систематическое отсутствие ребенка в школе — лишение свободы родителей.

По законам Нидерландов лишать детей права на обучение — преступление, даже если это обучение четырехлетнего «детсадовца». О болезни надо предупреждать сразу, а вот о прогулах нерадивого ученика школа сообщит родителям сама, посещения строго отслеживаются. Наказания за прогулы по результатам комиссии могут быть возложены только на ученика (беседы, общественные работы) или быть дополнены штрафом для расслабившихся взрослых.

Забрать ребенка с уроков пораньше тоже не просто: предупреждать и получать разрешение необходимо заранее, и обоснование должно быть весомым. Счастье школьного образования обязательно для всех, это конституционный принцип страны.

Свобода образования и обучения

Свобода образования и обучения

Конституция Нидерландов гарантирует и свободу образования. Это значит, что родителям предоставляется широкий выбор типа организации школы, наличия или отсутствия в ней религиозного направления, идеологического убеждения, образовательных принципов и методик.

Примерно 70% школ — частные, управляемые ассоциациями или фондами. 30% - общественные, под руководством муниципальных властей или доверенного комитета управления.

В общественных учебных заведениях могут получать образование все дети из любых семей. Среди частных больше всего Римско-Католических и Протестантских, присутствуют также направления Еврейских, Исламских, Индусских религиозных и национальных течений. Но есть и гуманистические частные школы, а также совершенно свободные от религиозных убеждений. Немало частных школ следуют определенным методикам обучения, как, например, существующие и в России школы Монтессори.

Если в общественную школу на первую ступень обучения примут абсолютно всех и каждого, то у частных могут быть ограничения и поводы для отказа в поступлении, например, языковой барьер для детей из иностранной семьи. Стоимость обучения в общественных, «открытых» школах официально равна нулю,государство выделяет около 3000 евро в год на одного школьника. Родителей могут попросить сделать годовой взнос в 25-30 евро на расходные материалы, но обязать платить невозможно. Стоимость образования в частных школах может достигать 30 000 евро в год, все зависит от школ.

Свобода обучения — еще один важный принцип образовательной системы. Школы сами определяют, что будет преподаваться и каким образом. Унификация и соответствие стандартам достигаются благодаря предписаниям Министерства Просвещения об уровнях качества образования. Основной официальный документ определяет базовые школьные предметы, ставит цели обучения и описывает содержание тестов и экзаменов.

Существуют также общие стандарты количества и продолжительности учебных периодов в году, требования к педагогам и их квалификации, и описание прав школьников и их родителей. При этом выбор учебных материалов, метода преподавания остается на усмотрение самих педагогических коллективов: можно смотреть на картинке, с какой стороны мох растет, а можно пойти в настоящий лес, Министерству Просвещения важен результат.

Контроль процесса обучения происходит методами проверок и инспекций со стороны государственных структур. Единого формата выпускных экзаменов нет, они будут зависеть от конкретного учебного заведения, ибо существует как минимум 3 учебных плана, включающих минимум 12 специализаций со множеством дополнительных программ. Результаты инспекций влияют на рейтинг школ и общедоступны в интернете: родители будущих школьников могут выбирать школы в зависимости от отчета о проверке.

Счастье есть?

Счастье есть?

Так в чем же привлекательность школьного образования? Несмотря на правила для взрослых и невозможность прогулов для детей, в школах Нидерландов множество плюсов. Один из них сразу же оценят наши ученики.

  • Отсутствие домашних заданий

До 12 лет ученикам не задают ничего на дом. Это осознанное решение в Нидерландах поддерживается уже более полувека, и обосновано как научным, так и экспериментальным путем.

Все, что может попросить сделать дома учитель — творческую работу, например, по окружающему миру или географии. Все методические пособия и материалы остаются в школе, ребенок ничего не носит домой, кроме поделок к праздникам, а из дома берет с собой ланч-бокс. Родители видят учебники и тетрадки только на информационных встречах.

  • Родительское собрание — не для «разбора полетов»

Сами информационные встречи проводятся, как правило, в начале учебного года. На них присутствуют и родители, и дети, а педагог рассказывает о планах на учебный период. Увидеть тетради ребенка в свободном доступе можно не во всех школах, а при беседе с учителем в основном взрослому расскажут о социальных навыках, поведении, проблемах и достижениях в общении ребенка с другими учениками, а отметкам и учебным неудачам уделяется значительно меньше внимания.

  • Система отметок и контрольные работы

Отметки ставятся по 10-балльной шкале: 5 — это средняя тройка. При этом отметки призваны оценивать работу, а не ученика: плохих учеников нет, даже если отметки у них неудовлетворительные. Ругать или поощрять за отметки — непедагогично. Зато важно вызывать интерес к получению знаний, не опасаясь оценки в процессе. Поэтому до 12 лет, до перехода в среднюю школу экзамены и тесты тоже отсутствуют.

Расписание и учебная программа

Расписание и учебная программа

Начальная школа с 4 до 12 лет, та самая, в которой нет домашних заданий и экзаменов, состоит их трех групп или этапов обучения.

Первый этап — обучение в смешанной группе 4-6 лет, цель: научить детей взаимодействовать и подготовить к чтению и письму. В игровой форме развивается моторика, фонетический слух, а если кто-то хочет углубиться в арифметику, то это, разумеется, поощрят в индивидуальном порядке. Но обязательным для всех детей примеры и буквы не будут. Если не получается складывать слога — отложат изучение букваря на следующий год. Считается, что игра — это самая важная деятельность для ребенка, а к семилетнему возрасту уровень отстающих детей выравнивается самостоятельно, и все овладевают чтением, письмом и арифметикой без насилия.

Второй этап — почти настоящая учебная деятельность с 7 до 9-10 лет, в программе родной язык, математика, физика, история, география и обществоведение. На третьем этапе подключается английский язык, хотя жизнь в мультилингвальной среде Нидерландов позволяет говорить о предварительном изучении нескольких языков методом «погружения».

Учебный день начинается в 8:30, само обучение длится максимум 5 часов. Есть и перерыв на обед, с 12 до 13, однако не стоит ожидать столовых и комплексных ланчей. Как правило, школьники идут есть домой или по предварительной договоренности родителей за небольшую сумму остаются с домашними бутербродами под присмотром педагога или родителей-добровольцев.

Конец учебного дня наступает в 15 часов, причем по выбору школы один день, как правило, среда, укороченный, с уроками до 12.00. Уроки при этом совершенно не соответствуют нашим представлениям: нет регламентированных звонков, длительности занятия и перемен между предметами. Нет и расписания: есть план педагога, и он решает, будет ли сегодня арифметика, чтение и письмо, или весь день посвятим истории Средневековья. В младшей школе, на класс из 20-30 человек, один педагог, иногда с ассистентом, преподающий все предметы.

В некоторых школах есть группы продленного дня, а вот тихого часа даже для четырехлетних детей нет. После основных уроков можно заниматься искусством, музыкой, ремеслом или обучаться голландскому языку, если ученик — иностранец.

В конце 8 группы, в 12 лет, как правило — в феврале — у детей происходит переход из начальной школы в среднюю. Двухдневный тест по изученному материалу не только оценивает полученные знания, но и определяет дальнейшую направленность обучения. В процессе тестирования оценивают не результат, а процесс: как школьник понимает тест, ориентируется в арифметических действиях, использует орфограммы. К результатам тестирования прикладывают мнение учителя о способностях ученика, причем экспертиза педагога может значить больше: его знание ребенка влияет и на отметки за тест, если учитель объяснит низкие результаты волнением или особенностями характера ребенка.

Этот тест — определяющий в направлении дальнейшего школьного обучения. Образование с 12 лет подразделяется на три плана: самый простой обеспечит выпускнику рабочие специальности, средний ориентирован на специалистов уровня школьного учителя (и это довольно высокий уровень), высший и самый сложный — первая ступень к профессорскому званию. В процессе обучения детей могут по желанию и возможностям переводить с более низкоуровнего плана на усложненный, или, если школьник «не тянет» - снижать планку и упрощать план.

60% школьников Нидерландов обучаются по «простому» плану, заканчивая школу в 16 лет. Возраст в 16 лет — граница, когда можно закончить обязательное образование и приступить к гимназическому уровню или начать получать профессию в колледже.

Видимо, благодаря этим 60% школьная система образования Нидерландов считается ориентированной на «середнячков». И это действительно так: основная цель образовательной системы — дать среднее образование и профессию тем, кто не хочет большего. При этом все дети имеют возможности получать самое высшее образование, и отсутствие системы наказаний и поощрений, выраженных в отметках, тестах и ругани родителей, помогает формировать понимание у детей о связи старания и шансов, воспитывает ответственность ребенка за свою учебу и свое будущее. В счастливых играх, без стрессов и совершенно самостоятельно.