Дети
Удивительные школы России
4
27.11.2018
602

Удивительные школы России


Автор
Алина Илизарова


Дети, обучающиеся в этих школах, опровергают стереотип о том, что производству нужны люди, чей интеллект уступает интеллекту станка с ЧПУ. Они задумываются о том, чем будут заниматься после окончания школы уже в пятом классе и упорно работают для достижения своей цели. К выпускным экзаменам школьники осознанно делают выбор будущей профессии.

Что это за фантастические школы, куда дети идут с удовольствием и говорят, что учиться — это их любимая работа? На портале MedAboutMe мы подготовили обзор уникальных российских школ.

Обыкновенное школьное чудо

Обыкновенное школьное чудо

Разве бывает нечто необычное в российской школе? Стандартный набор предметов, обычное расписание, с трудом меняющиеся правила и устойчивое нежелание детей идти в «поход за знаниями» по проторенной тропе.

Однако перемены, все же, есть. Существуют в России необычные школы. Они отличаются от прочих внешним видом зданий, отсутствием тоски на уроках, энтузиастами-учителями и увлеченными обучающимися.

Что же в них необычного? Выбор методики обучения детей и принципиально иные взаимоотношения учителей и обучающихся. Во многих из них вместо унылой классно-урочной системы, так надоевшей детям и родителям, используются инновационные технологии обучения. Высокий уровень знаний, креативность учителей и учащихся дают, в итоге, хорошие результаты. Главная заслуга педагогов таких школ в том, что они сумели сделать учебу интересной, избежать усредненных стандартов, отойти от традиционно-консервативной системы образования. Обыкновенное чудо ежедневно происходит в школьной жизни необычных школ: здесь работают увлеченные люди, а дети хотят учиться и делают это с радостью.

Главные компоненты успешной школы

Помните известную цитату о том, что такое счастье? Да. Это чувство знакомо тем, кого понимают. И любят. Не за достигнутые успехи, а за то, что человек уникален.

В чем необычность и успешность отдельных школ? В том, что все известные удивительные школы России стали таким местом, где с помощью уважения, взаимопонимания и любви, детей учат быть счастливыми. Такие школы можно назвать первым социальным институтом, где каждый ребенок окружен заботой настолько, что он становится интересен другим, где взаимопонимание между взрослыми и детьми развито так, что становится основой духовного единения. Необычно в таких школах и то, что в них нет места зависти и злости, потому что все там, как одна большая семья. Тогда в глазах и взрослых, и детей появляется огонь, восторг и дух захватывает от того, что дети понимают, а взрослые знают, что у них все получится:

  • направление выбрано правильно;
  • цель обозначена;
  • подход к обучению и воспитанию индивидуальный;
  • результаты отслеживаются и вовремя корректируются;
  • оптимизм и упорство в достижении целей приветствуются и поощряются.

Перспективные игры

Нынче весьма популярно образование детей в частных школах. Их количество растет и уже не пугает ни родителей, ни чиновников. В московском учебном заведении «Перспектива» все отличается от обычной школы: в классах обучаются по 10-12 человек, экзамены проводятся раз в полгода, образовательные программы называются «пакеты», а дети вместе с учителями постоянно играют в игры.

Например «пакет», объединяющий историю, литературу и географию, может превратить всех обучающихся и учителей в «японцев». Это значит, что в столовой у детей в руках будут палочки, сидеть они учатся на циновках. В такой игровой форме детей знакомят с жизнью, культурой, историей и традициями Японии.

Периодически все школьники перемещаются в Подмосковье для «Большой игры». В зависимости от темы, дети становятся жителями города или деревни, ремесленниками или купцами. Атмосфера взаимопонимания, увлекательные игры, уникальные методики обучения и возможность выбора дополнительных занятий по душе выгодно отличают «Перспективу» от обычных школ.

Пермские IT-шники

Пермские IT-шники

Инициатива краевой администрации «Уникальные школы» дала возможность организовать в Перми практически школу будущего. Каждое образовательное учреждение, принявшее участие в проекте, выбрало свое направление: дизайн, инженерное дело, спорт. В школе No10 решили, что одно из перспективных направлений — это IT-технологии.

Зачем проводится эксперимент? Для того, чтобы помочь ребенку сделать осознанный выбор своей будущей профессии. Работа начинается с пятого класса, и тогда выпускник не теряется в догадках, чем ему заняться после окончания школы. Он уже многое умеет и понимает, где его знания и талант могут пригодится.

В школе дети не просто постигают основы информатики, но знакомятся с профессиями, где применяются новые информационные технологии. Школа сотрудничает с предприятиями, приглашает специалистов для проведения мастер-классов, ребята бывают на экскурсиях на производстве. В школе есть свой технопарк, лаборатории, где дети учатся конструировать роботов, медиацентр.

Комментарий эксперта
Нина Робертовна Косова, директор по развитию социальных программ
Нина Робертовна Косова, директор по развитию социальных программ

Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, знают все о том, как организовать для своего ребенка комфортную среду, знают, как важна для него каждая мелочь в интерьере квартиры. Особенно важно это учитывать, когда речь идет об образовании. Где еще можно найти место, где их ребенку будет так же удобно?

Именно поэтому родители детей с особенностями здоровья часто выбирают обучение дома. Принять такое решение поначалу непросто, ведь школьная программа постоянно меняется. То, как учили 20-30 лет назад, уже не всегда позволяет достичь высоких результатов. За это время изменился и формат проверки знаний, и способы подачи информации. Как заменить ребенку целый школьный мир, оставив его в зоне комфорта? И тут на помощь приходит самая необычная школа. Цифровые школы представляют собой полноценные образовательные учреждения, которые приходят к родителям и детям домой, поддерживая и направляя учебный процесс.

Здесь работают не только педагоги-предметники, каждый из которых готов ответить на любые вопросы по сложным темам, но и целый штат педагогов-психологов, а каждого ученика школы сопровождает тьютор.

Мобильная платформа предполагает интерактивный учебник и банк заданий по всем школьным предметам с 1 по 11 класс. Учитель проводит интернет-уроки по удобному гибкому графику, контролирует работу ребенка дома, ставит оценки, видит прогресс каждого ученика. А самое главное то, что родители получают обратную связь и рекомендации от педагогов, тьюторов, психологов.

Система обучения построена таким образом, что все промежуточные аттестации и итоговые экзамены ученики сдают успешно, ведь образовательная программа полностью соответствует федеральным стандартам.

Ученики школы общаются между собой во время занятий, находят среди одноклассников новых друзей. Для многих семей с особенными детьми уникальная школа «БИТ» в режиме онлайн стала безопасной и комфортной домашней школой, где можно учиться, даже находясь на лечении или на отдыхе.

Школа сенсорной свободы

В Красноярске работает необычная школа. Здесь обучают по методике, разработанной профессором Владимиром Базарновым. Она предполагает отход от обычной формы ведения урока. Дети не сидят за партой, а стоят. Доски в классе тоже нет. Все, что нужно для обучения, расположено в разных местах класса, т. е. дети все время передвигаются по учебной комнате. Школьники могут выполнить какую-то работу у специальной парты-кафедры. Малыши в этой школе учатся писать чернилами и пером.

Мальчики и девочки учатся раздельно. Общими бывают лишь занятия музыкой и танцами. Для мальчиков существует специальный ритуал посвящения в богатыри. Девочек обучают вести хозяйство. Активно используются здоровьесберегающие технологии в обучении.

Экошколы

Воспитанием бережного отношения к природе занимаются на уроках в поле дети, обучающиеся в фермерской школе. Педагоги школы считают своей основной задачей вырастить детей не равнодушными к окружающему миру, умеющих оберегать и сохранять природу.

Алтайские школьники работают на собственных полях, собирают урожай и учатся правильно организовывать его реализацию. Наряду с обычными предметами, дети постигают основы агроэкономики, растениеводства, машиноведения.

В московской экологической школе дети заняты в природоохранных мероприятиях, разрабатывают экоэкскурсии, занимаются наблюдением за явлениями природы в течение года.

Русский как иностранный

Русский как иностранный

Для того, чтобы ребенок свободно общался на европейских языках, родители могут выбрать любую языковую школу, где преподавание ведут носители языка и российские педагоги высочайшей квалификации. Преподавание и общение ведется на изучаемом языке, дети проходят стажировки в странах изучаемого языка, знакомятся с их культурой и обычаями.

Однако в последнее время в крупных российских городах появилась необходимость в организации школ, где русский язык преподается как иностранный. Дело в том, что многие дети мигрантов практически не говорят на русском языке. Без перевода он им не дается. Например, в одной из школ Москвы учатся дети более тридцати национальностей. Обучающиеся изучают и свои национальные традиции, и обычаи других народов. Однако языковой барьер остается главной проблемой в подобных заведениях.

Комментарий эксперта
Инна Борисовна Логинова, директор школы, Екатеринбург
Инна Борисовна Логинова, директор школы, Екатеринбург

Я уверена, что школам, где много детей из семей мигрантов, надо помогать. Мы самостоятельно создаем разные методики, чтобы помочь детям, не знающим русский, обучаться в школе. Это сложная работа. Ребенок, не знающий русского языка, может появиться в школе в любое время. В сентябре или в мае, в октябре или в декабре приходят дети, которые не владеют русским. Это могут быть дети, которые поступают в первый класс, а могут быть и десятиклассники. Они общаются с преподавателями только жестами. Мы не можем отказать в приеме, т. к. согласно российскому закону, мы обязаны брать в школу любого ребенка.

Сложности возникают, когда ребенок, после того, как с ним начали работу преподаватели, может внезапно уехать на родину. Девочки могут выйти замуж и тогда об учебе и речь не идет. Если в классе большая часть детей плохо понимают русский, то как учителю объяснить материал? Конечно, мы стараемся доступно объяснять учебный материал, придерживаемся программы, но сложностей хватает. Выход, на мой взгляд, в организации при школе классов, где будет преподаваться русский язык, чтобы подготовить детей к обучению в русскоязычной школе. Тогда ребенку будет легче адаптировался в новой среде. Такие школы уже есть в Москве.

Необычные дети в обычной школе

Воспитанием толерантного отношения к детям с особенностями развития успешно занимаются педагоги школы с символическим названием «Ковчег». В этой московской школе почти все также, как и в других городских школах. Отличие ее в том, что здесь овладевают знаниями и учатся человечности с ранних лет и обычные дети, и ребята с различными отклонениями в развитии. Воспитание души и чувства сострадания друг к другу - главные цели коллектива «Ковчега». Дети вместе учатся, поют в хоре, осваивают симметричное рисование и танцы, занимаются в анимационной студии, постигают основы журналистики. На собственном ипподроме дети проходят курс иппотерапии.

Передвижная школа

Школа кочует вместе с учениками. Хорошо забытый «новый» старый бренд в виде передвижных школ для коренных народов Крайнего Севера снова в тренде. У оленеводов, охотников и рыбаков кочевой и полукочевой образ жизни. Школа передвигается по тундре одновременно с кочующими оленеводами от одного стойбища к другому. Впервые подобная школа была организована для детей в Канинской тундре еще в 30-е годы для того, чтобы дети получили хотя бы элементарные навыки по чтению, письму, русскому языку. Затем юных кочевников определяли в стационарные школы-интернаты, но дети подолгу оставались без родителей, теряли навыки общения на родном языке, отвыкали от кочевой жизни, поэтому на съезде оленеводов и было принято решение возродить кочевые школы для детей в тундре. Соответственно региональным проектам, при стационарных школах организованы передвижные школы.

Кочевая школа дает право родителям выбирать:

  • образовательное учреждение;
  • форму организации образовательного процесса;
  • индивидуальное обучение;
  • режим обучения, ориентированный на этнический календарь.

Кочующая школа устроена в отдельном чуме, где есть место и для игр, и для учебы.

А еще здесь проходят самые необычные уроки физкультуры. Вместо подтягиваний и прыжков, школьники ловят оленей и обучаются управлять животными.

Для учителей определен коэффициент за разъездной характер работы, стимулирующий труд учителя в условиях кочевья. Важно, чтобы образовательный процесс был доверен человеку, профессионально владеющему педагогическим мастерством, знакомому с культурой и традициями коренного народа.

Личный опыт
Светлана Пяк, педагог кочевой школы
Светлана Пяк, педагог кочевой школы

При организации учебного процесса учитывается время передвижения оленеводов, чтобы дети дольше могли находиться вместе с родителями. Дети оленеводов учатся в стойбищах, а в свободное от учебы время помогают родителям по хозяйству. Родителям также понравилась идея открытия учебного заведения рядом с домом. В школе есть учебники и тетради, игрушки, книги для чтения. Дети занимаются полдня. Мы хорошо знакомы с ребятами и родителями. И я в свое время так воспитывалась и жила в тундре.

Главная моя цель состоит в том, чтобы обучать малышей без отрыва их от дома, учить национальному языку и традициям.

Воспитание защитников и патриотов

Воспитание защитников и патриотов

Патриотическому воспитанию придается большое значение во всех школах, но особенно этому уделяется внимание в специализированных учебных заведениях.

В Севастополе есть кадетское училище, называемое «президентским». Оно находится в ведении министерства обороны. Там обучаются мальчики, занимаясь с 5 по 11 класс. Они изучают военную подготовку наряду с прочими учебными предметами. Большое внимание уделяется изучению истории российского государства.

Однако и девочки не остаются в стороне от подготовки достойных граждан государства. В Москве появились школы, где кадеты не мальчики, а девочки. Дисциплина там жесткая, как и в «кадетках» для мальчишек: ранний подъем, физические упражнения, уборки классов и территории. Это нужно не для того, чтобы воспитать «солдат Джейн», но помочь девочкам стать настоящими и правильно воспитанными офицерскими женами. Для этого в девчоночьем кадетском училище проводятся занятия по домоводству, танцам, дизайну, шитью, этикету.

Ребенок и его предпочтения

Образовательная модель этой школы заключается в том, что ученику позволено выбирать собственную траекторию обучения. В «Летово» дети могут сами регулировать темп и уровень обучения и форму ее организации. Учитель лишь корректирует выбор и поощряет креативность, развивает навыки, которые могут пригодиться в жизни, поощряет работу в команде.

Изучение предметной области предполагает глубокие знания по предмету, дающее возможность получить и российский аттестат, и диплом международного образца. Дополнительно детям предлагается сто предметных факультативов.

Проблема получения качественного образования заботит педагогов и родителей не только в России. В Беларуси, например, текущий учебный год начался весьма интересно. Насколько оправданы эти перемены? Время покажет.

Комментарий эксперта
Татьяна Можейко, психолог
Татьяна Можейко, психолог

Школы Беларуси встретили учебный год 2018-2019 в новом статусе и в новой реальности. Волевым решением министерства в стране были упразднены гимназии и лицеи в средней школе. Теперь специализация и углубленное изучение предметов сохранилось лишь в 10-11 классах, то есть, накануне поступления в ВУЗ.

Вместе с излишней ранней специализацией ушли в прошлое и такие горячо нелюбимые детьми и родителями вступительные экзамены. Наконец, в Беларуси было признано, что такой ранний стресс (а раньше экзамен сдавали дети 9-10 лет) совершенно ничем не оправдан и лишь создает лишнюю нервную суету у всех участников процесса.

Вокруг решения об отмене гимназий было сломано много копий. Лагерь сторонников упразднения пополнило большинство родителей и детей. В числе противников было много учителей и директоров школ. Сейчас, когда эмоциональная волна сошла, нужно признать, это что решение было абсолютно оправдано и принесло пользу тем, на кого было направлено, т. е. детям.

Использованы фотоматериалы Shutterstock