Удивительные школы России

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Дети, обучающиеся в этих школах, опровергают стереотип о том, что производству нужны люди, чей интеллект уступает интеллекту станка с ЧПУ. Они задумываются о том, чем будут заниматься после окончания школы уже в пятом классе и упорно работают для достижения своей цели. К выпускным экзаменам школьники осознанно делают выбор будущей профессии.

Что это за фантастические школы, куда дети идут с удовольствием и говорят, что учиться — это их любимая работа? На портале MedAboutMe мы подготовили обзор уникальных российских школ.

Обыкновенное школьное чудо

Обыкновенное школьное чудо

Разве бывает нечто необычное в российской школе? Стандартный набор предметов, обычное расписание, с трудом меняющиеся правила и устойчивое нежелание детей идти в «поход за знаниями» по проторенной тропе.

Однако перемены, все же, есть. Существуют в России необычные школы. Они отличаются от прочих внешним видом зданий, отсутствием тоски на уроках, энтузиастами-учителями и увлеченными обучающимися.

Что же в них необычного? Выбор методики обучения детей и принципиально иные взаимоотношения учителей и обучающихся. Во многих из них вместо унылой классно-урочной системы, так надоевшей детям и родителям, используются инновационные технологии обучения. Высокий уровень знаний, креативность учителей и учащихся дают, в итоге, хорошие результаты. Главная заслуга педагогов таких школ в том, что они сумели сделать учебу интересной, избежать усредненных стандартов, отойти от традиционно-консервативной системы образования. Обыкновенное чудо ежедневно происходит в школьной жизни необычных школ: здесь работают увлеченные люди, а дети хотят учиться и делают это с радостью.

Главные компоненты успешной школы

Помните известную цитату о том, что такое счастье? Да. Это чувство знакомо тем, кого понимают. И любят. Не за достигнутые успехи, а за то, что человек уникален.

В чем необычность и успешность отдельных школ? В том, что все известные удивительные школы России стали таким местом, где с помощью уважения, взаимопонимания и любви, детей учат быть счастливыми. Такие школы можно назвать первым социальным институтом, где каждый ребёнок окружен заботой настолько, что он становится интересен другим, где взаимопонимание между взрослыми и детьми развито так, что становится основой духовного единения. Необычно в таких школах и то, что в них нет места зависти и злости, потому что все там, как одна большая семья. Тогда в глазах и взрослых, и детей появляется огонь, восторг и дух захватывает от того, что дети понимают, а взрослые знают, что у них все получится:

  • направление выбрано правильно;
  • цель обозначена;
  • подход к обучению и воспитанию индивидуальный;
  • результаты отслеживаются и вовремя корректируются;
  • оптимизм и упорство в достижении целей приветствуются и поощряются.

Перспективные игры

Нынче весьма популярно образование детей в частных школах. Их количество растет и уже не пугает ни родителей, ни чиновников. В московском учебном заведении «Перспектива» все отличается от обычной школы: в классах обучаются по 10-12 человек, экзамены проводятся раз в полгода, образовательные программы называются «пакеты», а дети вместе с учителями постоянно играют в игры.

Например «пакет», объединяющий историю, литературу и географию, может превратить всех обучающихся и учителей в «японцев». Это значит, что в столовой у детей в руках будут палочки, сидеть они учатся на циновках. В такой игровой форме детей знакомят с жизнью, культурой, историей и традициями Японии.

Периодически все школьники перемещаются в Подмосковье для «Большой игры». В зависимости от темы, дети становятся жителями города или деревни, ремесленниками или купцами. Атмосфера взаимопонимания, увлекательные игры, уникальные методики обучения и возможность выбора дополнительных занятий по душе выгодно отличают «Перспективу» от обычных школ.

Пермские IT-шники

Пермские IT-шники

Инициатива краевой администрации «Уникальные школы» дала возможность организовать в Перми практически школу будущего. Каждое образовательное учреждение, принявшее участие в проекте, выбрало свое направление: дизайн, инженерное дело, спорт. В школе No10 решили, что одно из перспективных направлений — это IT-технологии.

Зачем проводится эксперимент? Для того, чтобы помочь ребёнку сделать осознанный выбор своей будущей профессии. Работа начинается с пятого класса, и тогда выпускник не теряется в догадках, чем ему заняться после окончания школы. Он уже многое умеет и понимает, где его знания и талант могут пригодится.

В школе дети не просто постигают основы информатики, но знакомятся с профессиями, где применяются новые информационные технологии. Школа сотрудничает с предприятиями, приглашает специалистов для проведения мастер-классов, ребята бывают на экскурсиях на производстве. В школе есть свой технопарк, лаборатории, где дети учатся конструировать роботов, медиацентр.

Комментарий эксперта
Нина Робертовна Косова, директор по развитию социальных программ

Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, знают все о том, как организовать для своего ребёнка комфортную среду, знают, как важна для него каждая мелочь в интерьере квартиры. Особенно важно это учитывать, когда речь идет об образовании. Где еще можно найти место, где их ребёнку будет так же удобно?

Именно поэтому родители детей с особенностями здоровья часто выбирают обучение дома. Принять такое решение поначалу непросто, ведь школьная программа постоянно меняется. То, как учили 20-30 лет назад, уже не всегда позволяет достичь высоких результатов. За это время изменился и формат проверки знаний, и способы подачи информации. Как заменить ребёнку целый школьный мир, оставив его в зоне комфорта? И тут на помощь приходит самая необычная школа. Цифровые школы представляют собой полноценные образовательные учреждения, которые приходят к родителям и детям домой, поддерживая и направляя учебный процесс.

Здесь работают не только педагоги-предметники, каждый из которых готов ответить на любые вопросы по сложным темам, но и целый штат педагогов-психологов, а каждого ученика школы сопровождает тьютор.

Мобильная платформа предполагает интерактивный учебник и банк заданий по всем школьным предметам с 1 по 11 класс. Учитель проводит интернет-уроки по удобному гибкому графику, контролирует работу ребёнка дома, ставит оценки, видит прогресс каждого ученика. А самое главное то, что родители получают обратную связь и рекомендации от педагогов, тьюторов, психологов.

Система обучения построена таким образом, что все промежуточные аттестации и итоговые экзамены ученики сдают успешно, ведь образовательная программа полностью соответствует федеральным стандартам.

Ученики школы общаются между собой во время занятий, находят среди одноклассников новых друзей. Для многих семей с особенными детьми уникальная школа «БИТ» в режиме онлайн стала безопасной и комфортной домашней школой, где можно учиться, даже находясь на лечении или на отдыхе.

Школа сенсорной свободы

В Красноярске работает необычная школа. Здесь обучают по методике, разработанной профессором Владимиром Базарновым. Она предполагает отход от обычной формы ведения урока. Дети не сидят за партой, а стоят. Доски в классе тоже нет. Все, что нужно для обучения, расположено в разных местах класса, т. е. дети все время передвигаются по учебной комнате. Школьники могут выполнить какую-то работу у специальной парты-кафедры. Малыши в этой школе учатся писать чернилами и пером.

Мальчики и девочки учатся раздельно. Общими бывают лишь занятия музыкой и танцами. Для мальчиков существует специальный ритуал посвящения в богатыри. Девочек обучают вести хозяйство. Активно используются здоровьесберегающие технологии в обучении.

Экошколы

Воспитанием бережного отношения к природе занимаются на уроках в поле дети, обучающиеся в фермерской школе. Педагоги школы считают своей основной задачей вырастить детей не равнодушными к окружающему миру, умеющих оберегать и сохранять природу.

Алтайские школьники работают на собственных полях, собирают урожай и учатся правильно организовывать его реализацию. Наряду с обычными предметами, дети постигают основы агроэкономики, растениеводства, машиноведения.

В московской экологической школе дети заняты в природоохранных мероприятиях, разрабатывают экоэкскурсии, занимаются наблюдением за явлениями природы в течение года.

Русский как иностранный

Русский как иностранный

Для того, чтобы реб

Комментарий эксперта
Нина Робертовна Косова, директор по развитию социальных программ

Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, знают все о том, как организовать для своего ребёнка комфортную среду, знают, как важна для него каждая мелочь в интерьере квартиры. Особенно важно это учитывать, когда речь идет об образовании. Где еще можно найти место, где их ребёнку будет так же удобно?

Именно поэтому родители детей с особенностями здоровья часто выбирают обучение дома. Принять такое решение поначалу непросто, ведь школьная программа постоянно меняется. То, как учили 20-30 лет назад, уже не всегда позволяет достичь высоких результатов. За это время изменился и формат проверки знаний, и способы подачи информации. Как заменить ребёнку целый школьный мир, оставив его в зоне комфорта? И тут на помощь приходит самая необычная школа. Цифровые школы представляют собой полноценные образовательные учреждения, которые приходят к родителям и детям домой, поддерживая и направляя учебный процесс.

Здесь работают не только педагоги-предметники, каждый из которых готов ответить на любые вопросы по сложным темам, но и целый штат педагогов-психологов, а каждого ученика школы сопровождает тьютор.

Мобильная платформа предполагает интерактивный учебник и банк заданий по всем школьным предметам с 1 по 11 класс. Учитель проводит интернет-уроки по удобному гибкому графику, контролирует работу ребёнка дома, ставит оценки, видит прогресс каждого ученика. А самое главное то, что родители получают обратную связь и рекомендации от педагогов, тьюторов, психологов.

Система обучения построена таким образом, что все промежуточные аттестации и итоговые экзамены ученики сдают успешно, ведь образовательная программа полностью соответствует федеральным стандартам.

Ученики школы общаются между собой во время занятий, находят среди одноклассников новых друзей. Для многих семей с особенными детьми уникальная школа «БИТ» в режиме онлайн стала безопасной и комфортной домашней школой, где можно учиться, даже находясь на лечении или на отдыхе.

обенностями развития успешно занимаются педагоги школы с символическим названием «Ковчег». В этой московской школе почти все также, как и в других городских школах. Отличие ее в том, что здесь овладевают знаниями и учатся человечности с ранних лет и обычные дети, и ребята с различными отклонениями в развитии. Воспитание души и чувства сострадания друг к другу — главные цели коллектива «Ковчега». Дети вместе учатся, поют в хоре, осваивают симметричное рисование и танцы, занимаются в анимационной студии, постигают основы журналистики. На собственном ипподроме дети проходят курс иппотерапии.

Передвижная школа

Школа кочует вместе с учениками. Хорошо забытый «новый» старый бренд в виде передвижных школ для коренных народов Крайнего Севера снова в тренде. У оленеводов, охотников и рыбаков кочевой и полукочевой образ жизни. Школа передвигается по тундре одновременно с кочующими оленеводами от одного стойбища к другому. Впервые подобная школа была организована для детей в Канинской тундре еще в 30-е годы для того, чтобы дети получили хотя бы элементарные навыки по чтению, письму, русскому языку. Затем юных кочевников определяли в стационарные школы-интернаты, но дети подолгу оставались без родителей, теряли навыки общения на родном языке, отвыкали от кочевой жизни, поэтому на съезде оленеводов и было принято решение возродить кочевые школы для детей в тундре. Соответственно региональным проектам, при стационарных школах организованы передвижные школы.

Кочевая школа дает право родителям выбирать:

  • образовательное учреждение;
  • форму организации образовательного процесса;
  • индивидуальное обучение;
  • режим обучения, ориентированный на этнический календарь.

Кочующая школа устроена в отдельном чуме, где есть место и для игр, и для учебы.

А еще здесь проходят самые необычные уроки физкультуры. Вместо подтягиваний и прыжков, школьники ловят оленей и обучаются управлять животными.

Для учителей определен коэффициент за разъездной характер работы, стимулирующий труд учителя в условиях кочевья. Важно, чтобы образовательный процесс был доверен человеку, профессионально владеющему педагогическим мастерством, знакомому с культурой и традициями коренного народа.

Личный опыт
Светлана Пяк, педагог кочевой школы

При организации учебного процесса учитывается время передвижения оленеводов, чтобы дети дольше могли находиться вместе с родителями. Дети оленеводов учатся в стойбищах, а в свободное от учебы время помогают родителям по хозяйству. Родителям также понравилась идея открытия учебного заведения рядом с домом. В школе есть учебники и тетради, игрушки, книги для чтения. Дети занимаются полдня. Мы хорошо знакомы с ребятами и родителями. И я в свое время так воспитывалась и жила в тундре.

Главная моя цель состоит в том, чтобы обучать малышей без отрыва их от дома, учить национальному языку и традициям.

Воспитание защитников и патриотов

Воспитание защитников и патриотов

Патриотическому воспитанию придается большое значение во всех школах, но особенно этому уделяется внимание в специализированных учебных заведениях.

В Севастополе есть кадетское училище, называемое «президентским». Оно находится в ведении министерства обороны. Там обучаются мальчики, занимаясь с 5 по 11 класс. Они изучают военную подготовку наряду с прочими учебными предметами. Большое внимание уделяется изучению истории российского государства.

Однако и девочки не остаются в стороне от подготовки достойных граждан государства. В Москве появились школы, где кадеты не мальчики, а девочки. Дисциплина там жесткая, как и в «кадетках» для мальчишек: ранний подъем, физические упражнения, уборки классов и территории. Это нужно не для того, чтобы воспитать «солдат Джейн», но помочь девочкам стать настоящими и правильно воспитанными офицерскими женами. Для этого в девчоночьем кадетском училище проводятся занятия по домоводству, танцам, дизайну, шитью, этикету.

Ребёнок и его предпочтения

Образовательная модель этой школы заключается в том, что ученику позволено выбирать собственную траекторию обучения. В «Летово» дети могут сами регулировать темп и уровень обучения и форму ее организации. Учитель лишь корректирует выбор и поощряет креативность, развивает навыки, которые могут пригодиться в жизни, поощряет работу в команде.

Изучение предметной области предполагает глубокие знания по предмету, дающее возможность получить и российский аттестат, и диплом международного образца. Дополнительно детям предлагается сто предметных факультативов.

Проблема получения качественного образования заботит педагогов и родителей не только в России. В Беларуси, например, текущий учебный год начался весьма интересно. Насколько оправданы эти перемены? Время покажет.

Комментарий эксперта
Татьяна Можейко, психолог

Школы Беларуси встретили учебный год 2018-2019 в новом статусе и в новой реальности. Волевым решением министерства в стране были упразднены гимназии и лицеи в средней школе. Теперь специализация и углубленное изучение предметов сохранилось лишь в 10-11 классах, то есть, накануне поступления в ВУЗ.

Вместе с излишней ранней специализацией ушли в прошлое и такие горячо нелюбимые детьми и родителями вступительные экзамены. Наконец, в Беларуси было признано, что такой ранний стресс (а раньше экзамен сдавали дети 9-10 лет) совершенно ничем не оправдан и лишь создает лишнюю нервную суету у всех участников процесса.

Вокруг решения об отмене гимназий было сломано много копий. Лагерь сторонников упразднения пополнило большинство родителей и детей. В числе противников было много учителей и директоров школ. Сейчас, когда эмоциональная волна сошла, нужно признать, это что решение было абсолютно оправдано и принесло пользу тем, на кого было направлено, т. е. детям.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Красота покрова: как избежать раннего старения?

Гладкая и молодая кожа играет большую роль во внешнем облике женщины. Обеспечьте ей полноценный уход и благоприятные условия.

Антивозрастной уход за кожей: что могут бьюти-гаджеты?

Современный бьюти-гаджет — это многофункциональный прибор. Разные режимы продлевают молодость и красоту.

Правила оказания первой помощи при ожогах водой

Что делать, если произошел ожог горячей водой: как помочь себе и своему ребенку?

Геморрой: средства для борьбы с заболеванием

Какие лекарственные препараты помогут справиться с симптомами геморроя?

Ребенок заболел на даче: первая помощь, детская аптечка

Нередко в период длительного пребывания летом на даче с малышом, возможны заболевания или мелкие травмы, требующие помощи.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Насморк: почему течет из носа?

Насморк вызывает отек слизистой, что не позволяет носу нормально дышать. Как проходит лечение насморка в зависимости от его вида?

Весенний уход за кожей лица: от очищения до увлажнения

С приходом долгожданной весны мы начинаем уделять большое внимание фигуре, волосам, коже. Существуют элементарные правила оставаться красивой и неотразимой в любое время года.

Катаракта: причины, симптомы, лечение и профилактика

Какие признаки могут указывать на развитие катаракты?

Беременность 45+: роль возраста, здоровье матери, ЭКО

Многие женщины рожают первенца в возрасте 40-45 лет, и это уже давно перестало быть удивительным явлением.

Как справиться с признаками старения кожи

Остановить процесс старения невозможно, но можно его замедлить. Как сохранить красоту и здоровье кожи?

Солнцезащитный крем: правила выбора

Как правильно выбрать крем от солнца? Что означают буквы и цифры на упаковке солнцезащитного крема? На что обращать внимание? Зачем пользоваться солнцезащитным средством?

Ошибки при использовании солнцезащитного крема

Какие солнцезащитные кремы наиболее безопасные? Чем вреден спрей от солнца, и нужно ли защищать губы? Разбираем основные ошибки при использовании солнцезащитных средств.

Чем опасно майское солнце?

Солнце необходимо для здоровья человека. Почему же в мае оно может быть опасным?

Чистая кожа и уверенность в себе: как удалить бородавки и папилломы в домашних условиях?

При наличии на теле бородавок и папиллом можно использовать средство на основе чистотела и очистить кожу.

Солнцу да: новый уровень защиты от УФ-излучения

Почему важно правильно в зависимости от своего цветотипа и климата выбирать подходящие солнцезащитные средства

Откуда берутся боли в сердце и инфаркт у молодых мужчин?

Сердечно-сосудистые патологии сегодня нередки среди мужчин достаточно молодого и даже юного возраста, гипертоники есть даже в 18-20 лет.

Как сегодня лечат грыжи живота

По данным статистики, грыжи передней брюшной стенки встречаются у каждого пятого жителя нашей планеты, а значит медицина смогла на потоке отработать новейшие современные методы лечения этой патологии. Что изменилось за четверть века рассказываем в статье MedAboutMe
Опубликовано 27.11.2018 10:36, обновлено 17.04.2020 18:21
Рейтинг статьи:
4,0

Читайте также

Собираем ребенка в школу
К сборам ребенка в школу родители должны подойти с большой ответственностью.
Тайланд: школьное образование в традициях королевства
Школьное образование в Таиланде: с чего начинается уважение к старшим, традиции в яслях, садах и школах.
Школьное образование в Мексике: учиться начинаем в 2 года
Россия и Мексика: чем похожи и чем отличаются наши школы, ученики и учителя?
Школы черного золота: образование в Арабских Эмиратах
Система образования ОАЭ: 26 лет за партой. От детского сада до выпускника Сорбонны.
Как помочь ребенку привыкнуть к новой школе?
Ребенок переходит из одной школы в другую: как помочь ему привыкнуть к изменениям?
Средний школьный возраст детей
Что в приоритете у детей средних классов? Когда пора говорить о будущей профессии?