Дети
«Взрослые» проблемы первоклассников: как помочь ребенку?
4.7
01.07.2017
1274

«Взрослые» проблемы первоклассников: как помочь ребенку?


Автор
Елизавета Шатунова


Содержание

Совсем недавно малыш бежал вприпрыжку в детский садик, но уже сейчас вы стоите на первой школьной линейке. Смена режима дня, новый коллектив, незнакомые люди вокруг, уроки и задания… Какой бы хорошей ни была школа, для ребенка поступление в первый класс — настоящий стресс. И тяжело придется не только бывшему детсадовцу, но и его родителям. Как маме и папе помочь малышу преодолеть все трудности и настроиться на получение новых знаний?

Изменение распорядка дня у ребенка

Изменение распорядка дня у ребенка

Первое время, пока ребенок только начинает ходить в школу, он легко встает по утрам. Все там кажется новым и интересным, каждый день похож на праздник. Но проходит один-два месяца, и все изменения превращаются в рутину. А к повседневной рутине малыш еще не привык. И теперь любознательный первоклассник уже не с таким рвением просыпается по утрам, выпрашивая у мамы еще пару минут сна. Дети искренне не понимают, почему нельзя остаться дома и поспать, ведь совсем недавно, когда они ходили в детский сад, такие «вольности» иногда допускались.

Предстоит объяснить ребенку, что школу, если он совершенно здоров, пропускать нельзя. К этому нужно привыкнуть. А чтобы ему легче было просыпаться по утрам, заводите будильник на 10-15 мин. раньше — будет время, чтобы понежиться в постели и свыкнуться со скорбной мыслью, что пора в школу. Если ребенок устает после школьных занятий, не лишайте его тихого часа. Пусть малыш, придя с уроков, 1-1,5 ч. поспит, а потом можно садиться за домашние задания. Что касается времени отхода ко сну по вечерам, то тут режим желательно оставить неизменным — пусть ложится так же рано, как и раньше. Это хорошая привычка, менять которую не стоит!

Режим дня первоклассника должен быть построен так, чтобы хватало времени на все — и на домашние уроки, и на секции, и на полноценный отдых.

Новые правила для детей, авторитет учителя

Новые правила для детей, авторитет учителя

Уже в детском саду с детьми проводят обучающие занятия. Но это совсем другой подход по сравнению со школой. Воспитательница не отругает и не позвонит родителям из-за того, что малыш отказался что-то делать, отвлекся от занятий. А на школьных уроках все по-другому, и ребенку еще предстоит привыкнуть к новым правилам.

Наверняка на первых порах активным деткам будет сложно сидеть на месте целых 30-40 мин, внимательно слушая преподавателя, не вскакивая с места и не отвлекаясь. Начните готовить малыша заранее — объясняйте, какие изменения предстоят в жизни, рассказывайте о правилах поведения на занятиях. Так он быстрее адаптируется к новому режиму.

Не менее важно, чтобы с самого начала малыш понимал, что теперь вместо воспитателя будет учительница, и, возможно, она будет строже, будет больше требовать. Во многом именно первая учительница задает тон всему дальнейшему процессу обучения. Отлично, если преподаватель станет для ребенка авторитетом. Скорее всего, в первое время может даже наблюдаться некий культ личности. В ответ на замечания родителей первоклассники часто ставят в пример наставления учителя — «Мария Ивановна говорит, что это нужно делать так». На это не стоит обижаться. Не подрывайте авторитет преподавателя, если все требования к обучению и поведению вполне обоснованы. Не говорите при ребенке фраз по типу «да что понимает эта учительница», «ты молодец, это учительница поставила неправильную оценку». Если есть основания полагать, что учитель необъективен и не прав, лучше пообщаться напрямую, а не высказывать все претензии ребенку. Раз вы не уважаете его преподавателя, то и он не будет.

Разница между чужим и своим

Как раз в первом классе ребенок начинает пониматься фразу «личная собственность». Да, в детском саду были индивидуальные шкафчики в раздевалке, какие-то свои игрушки из дома. Но в основном, все, что есть в помещении группы (игрушки, обучающие материалы, карандаши и фломастеры) — общее для всех детей. Малыш, еще не успевший понять разницу между «своим» и «не своим», может без спросу взять красивую ручку у одноклассника, заглянуть в карман чужой куртки в общей раздевалке. Не ставьте своему ребенку никаких диагнозов, говорить о детской клептомании однозначно рано! Причина, скорее всего, в другом — пока четко не обозначены границы дозволенного.

Не торопитесь ругать малыша за «воровство», сначала нужно выяснить, почему он это сделал. Скорее всего, ничего дурного он не замышлял. Еще раз объясните ребенку, что перед тем, как взять что-то чужое, нужно спросить. Еще раз акцентируйте внимание на школьных правилах — здесь не так, как было заведено в детском саду, нужно привыкать.

На уроки с игрушкой в рюкзаке

Любимая кукла в рюкзаке, маленький мишка в кармане… Игрушки, с которыми дети играют на школьных переменах — вполне обычное явления для многих первоклассников. Для них это тот мостик, который связывает их с прежним временем, когда они еще могли беззаботно играть дни напролет в детском саду. Не нужно этот мостик рушить, малышу и так сложно. Любимые игрушки помогают в адаптации ребенка к школе. Мишка в кармане или кукла в рюкзаке придают уверенность в себе, помогают не чувствовать себя одиноко, пока еще нет друзей.

Как реагировать родителям? Поверьте, уже к концу первого года обучения, когда ребенок полностью адаптируется, он перестанет брать в школу любимую игрушку. Не ругайте и не стыдите малыша. Забудьте о фразе «ты уже большой, тебе не нужны игрушки».

«Я хочу такой же!»

Школа — это не только уроки, но еще и активное общение со сверстниками. Родителям стоит быть готовым к тому, что первоклассник, скорее всего, будет бояться отстать от других ребят. Если у соседа по парте будет рюкзак красивее или пенал вместительнее, то ваш ребенок совсем скоро, вероятно, заявит: «Хочу такой же!».

Удовлетворять или нет просьбы малыша, решать вам. Но подумайте — сегодня вы купили новый пенал, а завтра уже придется покупать новомодный гаджет. На самом деле, все эти вещи «как у соседа» ребенку не нужны. Это средство, которое поможет ему утвердиться в коллективе. Конечно, объяснить малышу, что желаемая игрушка ему не нужна или что на нее просто нет денег, сложно. Ребенок будет чувствовать себя ущемленным, процесс адаптации к школе может затянуться. Предложите малышу копить на желаемую вещь. Так он научится обращаться с финансами, и, возможно, совсем скоро уже не захочет рюкзак с супергероями как у соседа по парте.

Родители делают уроки вместо малыша

Родители делают уроки вместо малыша

Не приучайте ребенка к тому, что вы делаете за него уроки! Да, сейчас уже с первого класса задают довольно объемные домашние задания, но малыш должен справляться сам, иначе потом будет буквально нереально посадить его за уроки.

Задача родителей — грамотно организовать сам рабочий процесс. Первое время контролируйте процесс выполнения домашней работы, помогайте, объясняйте. Следите за нагрузкой — отдых и активная умственная работа должны чередоваться. Если ребенок сам выполняет все задания, не навязывайте свою помощь. Позвольте ему быть самостоятельным!