Детский сад
Детский сад в Германии: как выращивают «цветы жизни»
4.3
19.01.2018
2090

Детский сад в Германии: как выращивают «цветы жизни»


Автор
Алина Илизарова


Содержание

Для любой семьи, которая приезжает в Германию с маленьким ребенком или малыш появляется уже в этой стране, обязательно станет актуальной проблема выбора детского сада. Родители по-своему представляют себе тот идеальный детский сад, который нужен именно их ребенку. Однако реалии жизни не всегда соответствуют представлениям.

Как реализуются надежды родителей, отдающих детей в немецкий детсад и к чему они должны быть готовы, разбираемся на MedAboutMe.

Как отдать малыша в хорошие руки

Как отдать малыша в хорошие руки

Германия может похвастаться тем, что именно здесь впервые придумали детский сад — Kindergarten. Слово практически без изменений перекочевало в английский язык и входит в небольшую группу слов, которые и значение свое сохранили в другом языке.

«Самораскрытие и развитие природных способностей ребенка» - вот главная цель воспитания, согласно учению немецкого педагога Фридриха Фебеля, впервые обратившего внимание на способность детей усваивать знания, языки и улучшать память в ходе занятий.

Ученый первым придумал специальную форму организации присмотра за детьми и одновременно развития ребенка, когда дети находятся вместе и постоянно общаются со сверстниками. Преодолев все препятствия, новая концепция воспитания детей распространилась по всему миру.

Сейчас в Германии исключительно популярны детские сады, где за детьми не просто присматривают, но и занимаются их развитием.

На первом месте - личность ребенка. Занятия детям предлагаются, но «обязаловки», к которой привыкли все родители на постсоветском пространстве, нет. Опытный педагог знает, как заинтересовать ребенка и привлечь его к занятиям, но если малыш отказывается заниматься, то заставлять его никто не будет. Хотя, конечно, главная цель воспитателя - подготовить детей к школе.

Существуют в Германии и сады, где главное - родительская инициатива (Elterninziative). В таких садах все определяют сами родители и обычно в них используются альтернативные методики воспитания — Монтессори, Вальдорфская и прочие.

Механизм зачисления ребенка в детский сад следующий:

  • все вопросы, касающиеся устройства детей в детский сад, решает управление по делам молодежи, поэтому обращаться нужно непосредственно туда;
  • нужно подать ходатайство о получении ваучера, позволяющего ребенку обеспечить место в детском саду, потому что без него в детское учреждение не возьмут;
  • помимо этого, родителям нужно записаться в детский сад в так называемый «лист ожидания» и лучше записаться сразу в несколько учреждений.

Все эти действия необходимо предпринимать заранее. В Германии даже популярна шутка в тему: как только женщина узнает о своей беременности, она звонит по двум номерам - отцу ребенка, чтобы сообщить новость, и в детский сад, чтобы записаться на очередь.

Комментарий эксперта
Юлиана Кун, руководитель русско-немецкого детского сада «Wunderland»
Юлиана Кун, руководитель русско-немецкого детского сада «Wunderland»

Проблема с получением места в детском саду может возникнуть, если родители хотят определить своего ребенка в частный детский сад, где количество детей ограничено, а концепция воспитания отличается от стандартной, принятой в государственных детских садах Германии.

Все формирование государственного дошкольного учреждения оплачивается государством. В чем отличие частных и государственных дошкольных заведений?

Во-первых, они организованы частными учредителями. Как правило, они небольшие, со своим определенным концептом или, как говорят в России - «с уклоном».

Например, музыкальное направление. Подобный детский сад тесно взаимодействует с музыкальной школой и весь день у детей, что называется, проходит «в музыке». Дети практически все делают под музыку: рисуют, занимаются спортом, играют.

На что ориентироваться родителям при выборе детского сада?

Мне кажется, прежде всего, родители должны учитывать собственные интересы и приоритеты — для начала, следует решить для себя, сколько времени ребенок будет проводить в саду. Если оба родителя работают, то они, естественно будут стараться устроить ребенка в садик, где он будет находиться максимально длительное время.

Обеспечение питания ребенка — также важный вопрос. По установленным изначально правилам, в Германии не предусмотрено полноценное питание. Это не входит в госстандарт. Еду для обеда заказывают в магазинах готовой еды.

Родителям необходимо самим позаботиться о том, чтобы у ребенка была еда для завтрака в саду.

Обязательно нужно учесть интересы ребенка. Если он активный, энергичный и ему нужен «простор», то, скорее всего, такому малышу подойдут так называемые «лесные» сады, где дети все время находятся вне помещений.

Ускорить процесс «попадания» в сад можно, если родители предоставят веские основания для этого: оба работающие, студенты или многодетные. Братьев и сестер детей уже посещающих детсад берут в первую очередь.

Своя «земля» — свои правила

Своя «земля» — свои правила

Противоречивость сведений о порядках и системах воспитания в немецких детских садах объясняются просто. Особенность немецкой системы в том, что не только в каждой Земле (регионе) Германии, но и в каждом городе этот вопрос решается по-своему.

Право на посещение садика, согласно закону, есть у всех детишек, но выполнение его не обязательно. Это означает, что родители могут определить ребенка в ясли (с 3-х месяцев), в детсад или к няне домой (ее называют Tagesmutter, что значит «дневная мама»). Присматривать за детьми в дневное время обычно берутся женщины, у которых дома есть для этого условия. Как правило, в такой «маминой группе» не более пяти ребятишек.

Однако в любой Земле без ваучера, обеспечивающего государственную поддержку содержания ребенка в дошкольном учреждении, не обойтись. Его выдают после обращения родителей в комиссию по делам молодежи.

Комментарий эксперта
Наталья Зайдель, основатель и руководитель сети русско-немецких детских садов «Cheburashka»
Наталья Зайдель, основатель и руководитель сети русско-немецких детских садов «Cheburashka»

Разрешение на получение места в детском саду выдает комиссия, ведающая делами семьи и молодежи. Этот документ подтверждает, что государство принимает на себя определенные обязательства (т. е. оплату) по содержанию ребенка в детском дошкольном учреждении.

Оплата напрямую зависит от заработка родителей. Она состоит из платы за питание и оплаты собственно содержания малыша.

До 2-х лет родители оплачивают питание и содержание в зависимости от их заработка, а после - только за питание, т. к. с 2016 года эту часть расходов берет на себя государство.

Важно помнить, что у ваучера есть определенный срок годности и если вы не воспользовались им до указанной даты, то он считается недействительным.

Семья, где оба родителя не работают, обычно находится в конце очереди на получение места в детсад. Если семья не получает социальное пособие, а место в садике предоставлено, то за содержание ребенка заплатит государство, но оплата питания ложится на плечи семейства.

Частые пропуски по болезни не освобождают от платы за посещение ДОУ.

Чего у нас не бывает

Чего у нас не бывает

Сравнивая «наши» и немецкие детсады, многие мамы, приехавшие в Германию из России, впадают в состояние шока от того, что у «них» совсем не так.

Строго говоря, зря они это делают. У «них» просто все демократичнее: не хочешь спать - не спи. Хочешь рисовать рукой, а не карандашами - рисуй. В общем, задача педагога состоит в том, чтобы рассмотреть индивидуальность и направить ее развитие в нужное русло.

А что же, все-таки шокирует мам, которые помнят свое «родное детсадовское» детство?

Во-первых, разновозрастные группы, где собраны и годовалые малыши, и «шестилетки». Такой «микс» практически невозможно себе представить в наших детсадах.

Почему у них так? Немцы уверены, что именно такие группы способствуют социализации детей. Весь разновозрастной народец «живет» в видимом пространстве.

Предполагается, что малыши, подражая старшим детям, быстрее осваивают бытовые навыки, взрослеют, учатся общаться не только со сверстниками и делают это в детском коллективе охотнее, чем в присутствии взрослых.

Во-вторых, время пребывания. Это могут быть 2-3 часа или полный день. В период привыкания - от 15 минут. Все зависит от занятости родителей и подписанного с администрацией контракта.

Важно!

В контракте оговариваются условия защиты персональных данных детей.

В-третьих, отсутствие четкой педагогической концепции. В каждом саду стандарты выбираются самостоятельно, но главные условия должны соблюдаться неукоснительно:

  • адекватное отношение к детям;
  • воспитание детей;
  • подготовка малышей к школе.

В-четвертых, питание совершенно отличается от того, к чему привыкли российские мамы. «Утренние» каши и «обеденные» супы отсутствуют как таковые. Вместо этого - большое количество овощей и фруктов. Дети приносят еду с собой в коробочке, в которую родители укладывают то, что считают нужным.

В-пятых, отсутствие спален с кроватями. В некоторых садиках есть отдельные комнаты для отдыха, но специальные привычные детские кроватки не предусмотрены. Этому есть объяснение:

  • ограничение по площади — аренда помещений дорогая;
  • воспитатели в Германии защищены законодательством от посягательств работодателей на привлечение сотрудников к дополнительным работам (например, расстановка кроваток).
  • основная задача дошкольного воспитания в Германии — подготовка ребенка к социализации, что предполагает получение навыков самообслуживания, поэтому вместо привычных деревянных кроваток, в немецких детских садах используют легкие пластиковые сборно-разборные конструкции или матрасики, которые раскладываются прямо на полу и ребенок может подготовить свое спальное место самостоятельно.

Интернациональное воспитание

Интернациональное воспитание

Еще один важный аспект - многоязычность. Особенно важно это стало с появлением большого числа беженцев. Выбирая садик, родители должны решить, какой язык приоритетный для них и ребенка. В саду, который посещают дети разных национальностей, в идеале воспитатели должны владеть, как минимум, двумя языками.

Личный опыт
Валентина Шнайдер, воспитатель в детском саду, Германия
Валентина Шнайдер, воспитатель в детском саду, Германия

Я работала педагогом и психологом в детском саду еще до переезда в Германию. Сейчас тружусь в немецком дошкольном учреждении, которое посещают дети разных национальностей, поэтому мы особое внимание уделяем языковому аспекту. У нас принято разговаривать на немецком языке в первую половину дня. Дети получают возможность развивать свои языковые знания, а после обеда - по желанию ребенка.

При этом мы сразу отмечаем, кто из детей слабо владеет языком, и стараемся заниматься с ними либо индивидуально, либо в маленьких группах.

Концепция такова: дома дети говорят на родном языке. Развитие родного языка нельзя сбрасывать со счета, оно важно. Немецкий язык тоже необходимо усваивать, но дети делают это по-разному и с разным темпом. У каждого ребенка он разный, и мы стараемся, чтобы дети к тому периоду, когда они перейдут в школу, могли свободно общаться на немецком языке.

Более подробно о системе дошкольного воспитания в Германии порталу MedAboutMe рассказала специалист, воспитатель детского сада, коллектив которого сотрудничает с BIK e.V (Берлинский институт дошкольной педагогики).

Комментарий эксперта
Анна Кайгородова, воспитатель в детском саду «Entdeckerland» («Страна исследователей»)
Анна Кайгородова, воспитатель в детском саду «Entdeckerland» («Страна исследователей»)

— Когда началось Ваше знакомство с системой дошкольного образования Германии?

— Это началось 9 лет назад, когда я приехала в Германию. Начала с чтения русских форумов, заметок и статей в русскоязычном интернете. Тогда мой немецкий требовал совершенствования, а информацию собирать было нужно по двум причинам:

  • для будущего потомства, потому что хотелось отдать будущего еще не родившегося и даже в планах пока не стоящего ребенка в хороший садик;
  • я хотела продолжить свою деятельность воспитателя в Германии (в России я работала в ДОУ).

Информация, которую я находила, была очень противоречивой, и сейчас (после того, как я получила немецкое образование и уже три года работаю воспитателем в детском саду в Берлине), я понимаю почему.

Германия состоит из отдельных регионов — Земель, в руки которых отданы все вопросы образования:

  • какова программа обучения детей;
  • когда начинаются каникулы;
  • какие компетенции должны быть у дошкольников.

Все эти вопросы решают правительства в отдельных Землях самостоятельно, поэтому детский сад в Гамбурге будет отличаться от того, что находится в Берлине или Лейпциге.

— С какого возраста принимают деток в немецкие детские сады?

— Детей можно отдавать в садик с 3 недель. Мои опытные коллеги говорят, что за 20 лет их работы таких случаев было очень мало, но отдавать ребенка в сад с 8-9 месяцев - нормальная практика.

При выборе садика родители могут руководствоваться любыми соображениями (концепция, идеи, программы и т. д.), но если в выбранном ими саду нет мест, их отправят в тот, который находится рядом с их домом или работой.

— Трудно ли получить место для ребенка?

— Очередей как таковых нет. Есть правило, что после рождения ребенка нужно отправить информацию о нем в садик и сообщить, когда вы хотите начать его посещать.

Сложнее найти место в садике, если ребенку больше 3 лет.

Большинство детских садов получают финансовую поддержку от государства, вне зависимости от того, частные они или государственные.

— Как взаимодействуют ДОУ и государство?

— Все ДОУ, заключившие договор с государством о предоставлении образовательных услуг населению, получают поддержку, но должны гарантировать определенное качество этих услуг и проходить аттестации.

В Берлине и других Землях существуют Программы обучения и воспитания, которые дают обзор компетенций, которые должны получить дети в детских садах. Программы охватывают множество сфер жизни от «Окружающего мира», развития речи до математики и техники.

В программах даны только рекомендации, конкретных тематических планов нет. Воспитатели строят свою деятельность на основе интересов и склонностей детей. Большое внимание уделяется наблюдением за детьми и их индивидуальному развитию. Воспитатели должны планировать свою педагогическую деятельность, но освобождены от написания годовых и прочих планов и отчетов.

— Отсутствие «бумаг» - это, безусловно, хорошо, но каким образом ведется учет проделанной работы?

— Документация ведется с помощью фотографий, индивидуальных портфолио и коротких, но емких и конкретных записей о детях, их развитии, деятельности и событиях в группе.

Большое заблуждение, которое я часто встречаю на просторах русскоязычного интернета, - «с детьми совсем не занимаются». Это не соответствует действительности.

Да, запланированные занятия, когда дети сидят и пишут в прописях или тетрадях, практикуются очень редко. Больше внимание уделяется детской игре без инструкций от взрослых, творчеству без шаблонов, праздникам для детей, а не для родителей.

— Как бы Вы охарактеризовали детские дошкольные учреждения в Германии?

— Детские сады можно разделить по различным критериям. Например, по концепциям, существуют детсады Монтессори, Вальдорфские, «Лесные», «Творческие», «Физкультурные».

В Берлине можно встретить английские, французские, арабские или русские садики.

— Есть ли деление на группы, и какова их численность?

— Многие детсады работают, как и в России — с группами. Справедливости ради нужно отметить, что группы не превышают 14-16 детей на одного или двух воспитателей.

— Что представляют собой помещения в немецких детских садиках?

— Многие сады представляют собой большие помещения с функциональными комнатами:

  • комната для строительства;
  • ателье для творчества;
  • комната для ролевых игр или театральных представлений.

Дети сами выбирают, где они хотят сегодня играть. Каждый воспитатель ответственен за определенную комнату, а не за конкретных детей. Он должен знать всех детей в саду и заниматься с теми, кто к нему придет.

Лично для меня привычнее и эффективнее групповая работа, поэтому я работаю в саду именно с такой концепцией, где у воспитателя есть своя группа и 14 деток, которых ты ведешь «с пеленок» до выпуска в школу.

Дети сотрудников не получают место в садике «автоматически», нужно так же записываться на очередь и подавать данные в садик после рождения ребенка. Ребенок сотрудника не имеет права быть с ним в одной группе.

— Как в немецких садах проходит общение администрации и родителей?

— Большое внимание уделяется работе с родителями, но не в тех формах, которые привычны в России. Родители не мастерят поделки и не рисуют тематические плакаты.

В немецких детских садах часто устраивают «Кафе для родителей», где мамы и папы могут пообщаться между собой и получить квалифицированную помощь и поддержку от воспитателей, психологов или социальных педагогов.

Проводятся, конечно, и родительские собрания, но охотнее устраиваются благотворительные ярмарки и базары с одеждой, игрушками, книгами или пирогами и печеньями.

О денежных сборах хочу рассказать отдельно. Их нет! Администрации и воспитателям даже в голову не придет просить у родителей деньги на окна или шторы (шторы вообще, кстати, запрещены по технике пожарной безопасности).

Никаких сборов на подарки воспитателям, детям, на праздники, дни рождения и прочие «нужды группы» нет. Подарки детям покупаются из бюджета садика и состоят, например, на Рождество из небольшого набора конфет или печенья, традиционных для Германии яблок и орехов. На Пасху набор может состоять из крашеных яиц и пасхального хлеба.

Воспитателям законодательно запрещено принимать подарки от родителей, которые превышают €10. На Рождество или Пасху некоторые родители могут подарить шоколадку или открытку, сделанную ребенком. На выпускной — цветы. Подарков садику и всем сотрудникам тоже нет. Часто родители отдают садику ненужные игрушки, книги, велосипеды или даже мебель, но только по собственной воле.

— По какому принципу осуществляется финансирование ДОУ?

— Не могу сказать, что деньги на сады сыплются, как из рога изобилия, но у руководства есть план ремонта, закупки мебели и игрушек, оформления участков рядом с садиком и т. д.

Те деньги, которые садик может заработать самостоятельно (с помощью рекламы, ярмарок, консультаций), тратятся на книги, педагогическую литературу, игрушки, оборудование. Руководитель садика, где работаю я, всегда сообщает сотрудникам количество доходов и расходов, и спрашивает их мнения по поводу крупных покупок. Таким образом, мы можем видеть, как расходуются деньги. Такую же возможность имеют и представители родительского комитета.

— А бывают в немецком садике привычные для нас «утренники»?

— Впервые увидев «немецкий утренник», я немного удивилась. Никаких постановочных песен и танцев, никто не декламировал стихи и не разыгрывал сценки. Праздники проходят совсем по-другому. Более уютно и камерно, на мой взгляд. Но это только мое мнение, я и в России не жаловала утренники. Например, подготовка к Рождеству (здесь празднуют именно Рождество, а не Новый год) проходит в приятных заботах и хлопотах. Мы печем печенье, мастерим подарки родителям, разучиваем зимние песенки, рассказываем и разыгрываем с детьми рождественские истории, украшаем группу, ходим гулять и рассматривать украшения в городе. Нет этой гонки — подготовка к выступлениям.

Вместе с родителями мы проводим один уютный вечер в группе с чаем и «плюшками», вместе поем и смеемся, рассматриваем фотографии и делимся смешными историями о детях. Это сближает гораздо больше, чем заученные представления на сцене.

Дети постарше готовят для родителей небольшую программу из песен, стихов или сценок. Но все это происходит только по желанию и выбору детей.

— Как изменилась ситуация с наполняемостью групп после притока беженцев?

— Большое отличие немецких садиков в том, что в них находится множество иностранцев. Наш садик, например, посещают дети более чем из 10 стран: Иран, Турция, Сирия, Румыния, Молдова, Россия, Сербия, Эфиопия, Тунис, Вьетнам.

— Как в таком случае решается «языковой» вопрос?

— Один из важных вопросов для воспитателей - это развитие немецкого языка и установление контакта с родителями, которые часто совсем не говорят по-немецки. Сложно бывает и найти ту золотую середину из-за различий в традициях, вероисповедании, религиозными и культурными представлениями всех детей из группы. Главное при этом - никого не обидеть и не оскорбить чьих-то чувств.

— Как организовано питание?

— Вот о чем я действительно скучаю в немецком детском саду, так это о вкусном запахе булочек и молочной каши по утрам. Здесь этого нет. Большое количество садиков в Германии заказывают обеды у специальных фирм, а завтраки и полдники дети приносят с собой в специальных контейнерах.

В нашем садике, к счастью есть и кухня, и добродушная повариха. Но каши она совсем не готовит.

Дело в том, что немцы каши не любят и не готовят. В магазинах нет отдела с крупами, а на завтрак дети уплетают хлопья и бутерброды. Классический завтрак в детском саду (в том числе и для детей младше 3 лет) - это хлеб (зерновой, с семечками подсолнечника или тыквы, мультизлаковый) с маслом, сыром и колбасой или хлеб с маслом и мармеладом.

Обеды конечно разнообразнее, есть и картошка, и котлеты, и рыба. Но только одно блюдо, и чай. На полдник тот же хлеб или булочки с маслом, ужина нет совсем.

Определенные сложности для поваров представляют собой особенности в питании детей из разных стран и семей. Многие ребята не едят свинину или вообще мясо. Вегетарианцы, веганы или просто дети с аллергиями получают в нашем саду отдельное питание.

— Как обстоит дело с медицинским обслуживанием?

— Должности медработника при садике, к сожалению, нет. Кашель, насморк и температура 37ºС для большинства немцев не показатель того, что детей нужно оставить дома. Очень часто детки с признаками болезни посещают детский сад. Воспитатели-немцы к этому давно привыкли. Мы имеем права отправить ребенка домой, если у него понос, рвота, температура больше 38ºС или признаки инфекционного заболевания (сыпь, например). В остальных случаях дети должны быть приняты.

— А с жалобами приходилось сталкиваться?

— Без конфликтов, конечно, не обходится работа и в немецких детских садах. Родители могут быть не довольны питанием, педагогическими занятиями или тем, как воспитатели обращаются с детьми. В этом случае, они могут поговорить непосредственно с воспитателем или обратиться к руководителю садика. Более сложные и значительные жалобы направляются в соответствующие инстанции, но я непосредственно не сталкивалась с подобным.

— А что насчет кадрового вопроса? Кто идет в воспитатели?

— Вот чего нет в русских садиках, так это мужчин-воспитателей. Их туда калачом не заманишь.

В Германии все по-другому. Так как работа воспитателей оплачивается достойно, многие мужчины решаются пойти учиться и работать в ДОУ. На мой взгляд, это очень позитивно влияет на атмосферу в коллективе и, конечно, положительно сказывается на детях. Мужчины дают больше свободы и самостоятельности детям, но в то же время могут подстраховать или уберечь от опасности. Они с удовольствием мастерят, играют в футбол или знакомят детей с новыми технологиями. Из 30 воспитателей, которые работают в нашем садике - 6 мужчин, которые действительно подходят на эту роль. Мне очень комфортно и спокойно работать с ними.

— Какой «уклон» в вашем детском саду?

— Я работаю в Языковом детском саду (Sprachkita). Это значит, что в своей концепции мы уделяем большое внимание развитию речи. Наш садик посещают дети из разных стран, и наша задача, чтобы к поступлению в школу они хорошо говорили на немецком языке. Мы также уважительно относимся к языкам, на которых говорят дети в семье. Стараемся выучить приветствия или песенки на арабском, турецком или сербском. В садике много книг на иностранных языках, мы приглашаем родителей, чтобы они читали рассказы, сказки или истории на своем родном языке. В нашем садике работают воспитатели из разных стран (Россия, Португалия, Вьетнам, Румыния). Именно поэтому мы можем понять родителей и помочь им адаптироваться в новых условиях, так как сами прошли через это.

Фридрих Фебель был уверен, что каждый ребенок — словно садовое растение или цветок. За ним нужно ухаживать и поддерживать его. Только тогда можно надеяться на хорошие «плоды».

Родителям и воспитателям стоит помнить, что все они немного «садовники» и от них зависит, какие плоды принесут их труд.

Пройдите тестГотов ли ваш ребенок к школе?Готов ли ваш ребенок к школе?Пора ли вашему ребенку в первый класс? Результаты теста могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению.