Детство
Есть ли в современном детстве место для чтения?
5
23.01.2018
1169

Есть ли в современном детстве место для чтения?


Автор
Наталия Сулейманова


Содержание

Детство современных детей принципиально иное. Прежде всего, каждый день они получают гораздо больше информации, чем их родители. Они меньше играют во дворах, предпочитая общаться со сверстниками при помощи социальных сетей и посещают больше всевозможных кружков и секций. Требования к современным детям гораздо выше, а школьная программа — сложнее. Взрослые считают их более возбудимыми и гиперактивными, потому что темп жизни по сравнению с 1980-ми и 1990-ми годами существенно вырос. Одним из наиболее актуальных вопросов для родителей и педагогов остается вопрос о приучении ребенка к чтению книг.

Отличие детства современных детей от детства родителей

Отличие детства современных детей от детства родителей

Многие атрибуты детства, характерные для предыдущих поколений, сегодня ушли в прошлое. Например, сегодня уже редко можно встретить девочек, играющих в «резиночки» или мальчиков, играющих в «казаки-разбойники». Примечательный и одновременно для кого-то грустный факт — у современных детей практически нет разбитых коленок. Но у них есть множество внеклассных занятий в кружках и секциях, которые поколение родителей не могли себе даже представить.

По мнению одних педагогов и психологов, у современных детей нет детства, поскольку родители слишком озабочены их ранним всесторонним развитием. Иностранным языкам нередко начинают обучать, когда малышу нет и года. А к моменту, когда он идет в школу, количество внеклассных занятий возрастает и к ним прибавляется школьная программа.

Другие специалисты считают, что детство слишком затягивается, поскольку современные дети, лишенные игр во дворах и живого общения, не привыкают к самостоятельности и слишком поздно взрослеют. Кроме того, родители решают за них слишком многое — какие кружки посещать, с кем общаться, и в результате у них просто не остается свободы выбора.

И взрослые, и дети теряются в быстро меняющемся мире. Уже сегодня психологи и карьерные консультанты говорят о невозможности воспитывать их по старым традиционным моделям, потому что неизвестно, какие навыки будут востребованы, когда они вырастут и будут получать профессию. Но одно остается важным — необходимость развивать критическое мышление и учить ориентироваться в возрастающем потоке информации.

Влияние чтения на развитие ребенка

Родители и педагоги часто задаются вопросом - есть ли в современном детстве место для чтения книг? Ведь дети предпочитают мультики и компьютерные игры, и, на первый взгляд, книжки кажутся им гораздо менее интересными.

Тем не менее, полки книжных магазинов не пустеют, а выбор детской книжной продукции растет, вопреки распространенному мнению, что современные дети не любят читать. Чтение всегда играло серьезную роль в развитии ребенка. Но любовь к нему появлялась там, где любили читать родители, бабушки и дедушки.

Какую пользу приносит чтение книг:

  • расширяет кругозор и представление об окружающем мире;
  • развивает образное и логическое мышление;
  • расширяет словарный запас и развивает способность составлять предложения;
  • способствует лучшему усвоению родного языка.

Даже самое раннее развитие ребенка не обходится без чтения книг. Для малышей в возрасте от нескольких месяцев до 3 лет хорошо подойдут сказки, потешки, прибаутки. Начиная с 3-5 лет можно читать литературные сказки и задавать вопросы о героях, их характерах и поступках. Таким образом, ребенок развивает логическое мышление, больше узнает о людях, животных и окружающем мире.

Обучать детей чтению необходимо еще до того, как они пойдут в школу. К сожалению, времени на изучение букваря сегодня значительно меньше, поэтому лучше учить читать примерно за год до начала освоения школьной программы. Спешка в изучении букв — не лучшее решение, поскольку ребенок может переживать и нервничать, если его слишком торопить.

Несмотря на обилие визуального контента, окружающего современных детей, он не может развить логическое и образное мышление в той мере, в которой это делает чтение книг.

Нужно ли прививать современному ребенку любовь к чтению?

Нужно ли прививать современному ребенку любовь к чтению?

Любовь к чтению книг не возникает сама по себе. Чтобы детям нравилось читать, необходимо, чтобы читали взрослые. Отличным вариантом совместного времяпрепровождения будет семейное чтение вслух вместо просмотра телевизора или компьютера. Ну, а сказка на ночь прекрасно налаживает контакт между детьми и родителями.

Чтение ни в коем случае не должно навязываться насильно. Если родители считают, что гармоничное развитие ребенка невозможно без чтения книг, то некоторые рекомендации помогут им это сделать ненавязчиво и эффективно.

Что следует делать:

  • вносить в процесс чтения элемент игры. Одно из хороших решений активно использовалось еще во времена, когда дети с удовольствием слушали радиопередачи или смотрели популярную телепрограмму «В гостях у сказки». Им предлагалось нарисовать героев любимых книг. Также можно вылепить персонажа из пластилина или по-другому представить его в виде объемной фигуры;
  • не навязывать свои литературные предпочтения. Дети имеют право читать то, что нравится им;
  • не заставлять дочитывать книги до конца. Здесь можно применить «правило 50 страниц» - если после их прочтения интерес к книге не развивается, то лучше отложить ее и вернуться к ней позже;
  • не ставить условия и не «покупать» чтение книг. Данный подход точно не привьет любовь к чтению, поскольку носит манипулятивный характер;
  • читать вместе с детьми. Маленькие дети копируют поведение родителей, поэтому они непременно полюбят книги, если читать их с увлечением.

Поскольку первые представления об окружающем мире приходит из родного дома, то в семьях, где взрослые много читают, интерес к чтению у детей возникнет обязательно. И понятия «заставлять» или «приучать» перестанут быть актуальными. Книга станет одним из самых любимых и самых лучших способов досуга для детей, несмотря на обилие смартфонов, планшетов и мультфильмов. Ведь визуальный контент обладает совершенно иной структурой и по-другому воздействует на психику — часто не самым лучшим образом. Основными задачами книги по-прежнему остаются развитие мышление и умение ориентироваться в потоке информации, которое так необходимо детям.