Войти
Через социальные сети:
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Олимпиада

С древнейших времен некоторые люди стремились показать свое превосходство в той или иной области над другими представителями своей популяции, что наиболее ярко проявилось активным участием в соревнованиях – олимпиадах. Первые олимпиады, или Олимпийские игры, зародились еще в 776 году до нашей эры в Олимпии – поселении в Древней Греции и являлись частью религиозного культа. В Олимпии они были проведены чуть менее трехсот раз, после чего в 394 году до нашей эры прекратили свое существование. Однако, в 1896 году, благодаря Пьеру де Кубертену, Олимпийские игры стали проводиться снова. В настоящее время они представляют из себя спортивные соревнования, начинающиеся 1 января с периодом в четыре года. Также следует уделить особое внимание олимпиадам, которые представлены соревнованиями преимущественно интеллектуального характера между школьниками или взрослыми. В противоположность Олимпийским играм, на школьных олимпиадах оцениваются не физические, а когнитивные способности участников.

Олимпиада

Фильтр

Олимпиада

Олимпиада

Олимпиадами называют многие соревнования, проводимые в областях спорта, творчества или знаний. Как правило, цель проведения этих соревнований – выбор наилучшего участника, который получает за это какую-то награду.

Стимулами для участников олимпиады являются:

  • выделение победителей или призеров, то есть лучших участников;
  • предоставление участникам различных привилегий.

Организацией и осуществлением контроля за реализацией олимпиад на сегодняшний день занимаются как государственные структуры (при участии в международных соревнованиях, например в Олимпийских играх), так и коммерческие (как правило, проводятся в выпускных классах школ или высших учебных заведениях). Однако, это не значит, что в школах проведением олимпиад занимаются только коммерческие структуры. Так, Всероссийская олимпиада школьников является крупнейшим мероприятием в этой области, за которое отвечает министерство образования РФ.

Олимпиада у школьников

Первые олимпиады среди школьников начинают проводиться уже в начальных классах. Как правило, они соответствуют уже имеющимся в школьной программе предметам (русскому языку, литературе, истории и математике). В большинстве случаев на олимпиаде оценивается как багаж уже приобретенных знаний, так и способность выстраивать ассоциативные связи между имеющимися фактами.

Олимпиада школьников делится в большинстве случаев на этапы, или туры. При этом общим является тот принцип, согласно которому на более высокий уровень переходят победители и призеры более низкого этапа (так, после школьного следующим является городской тур).

Как правило, олимпиада для школьников направлена на оценку когнитивных способностей детей и, в большинстве случаев, является серьезным испытанием для каждого отдельного ребенка. При этом стресс и сильное волнение нередко снижают работоспособность детей. Особенно сильные переживания школьники испытывают на районных и всероссийских этапах олимпиад, где они представляют не только себя, но и район или субъект Российской Федерации. При этом дети могут становиться нервными, нетерпеливыми, подвергаться частым сменам настроения и, даже, становиться порой агрессивными.

Во время проведения олимпиады для школьников создаются условия, направленные на максимальное снижение преимуществ одних детей перед другими. В связи с этим на олимпиадах используется либо один вариант заданий, либо одни и те же конструкции с заменой переменных. Кроме того, осуществляется контроль за списыванием, который возложен на наблюдателей и организаторов.

Влияние олимпиады на самооценку ребенка

Влияние олимпиады на самооценку ребенка

Как правило, результаты олимпиады могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на ребенка.

Так, успех в преодолении поставленных задач сопровождается повышением интереса и навыков участника. Принимающий участие в олимпиаде не только использует имеющуюся у него информацию, но и учится оперировать данными. При успехе ребенка также отмечается повышение самооценки.

Также большое значение играет негативный приобретенный опыт. В ряде случаев на фоне неудачи многие участники олимпиад расстраиваются и прекращают попытки преодоления проигранного этапа олимпиады через год. В таких ситуациях говорят о снижении самооценки, что плохо влияет на ребенка.

Однако, многие люди после неудачи наоборот получают мотивацию и начинают упорно заниматься выбранной дисциплиной.

Кроме того, непосредственное участие в таком мероприятии, как олимпиада, является ценным жизненным опытом. Он, в свою очередь, также сказывается на таких способностях участника, как:

  • самоорганизация;
  • самообладание;
  • упорство.

Влияние олимпиады на память ребенка

И все же, вне зависимости от результатов соревнования, нельзя отрицать положительную роль подготовки и непосредственного участия на любом из этапов олимпиады. Перед олимпиадой, в большинстве случаев, даже уверенные в себе школьники занимаются изучением специализированной литературы.

Таким образом, усиленная подготовка к олимпиаде не только позволяет освежить в памяти уже имеющуюся знания, но и получить новую информацию в том или ином разделе изучаемой дисциплины. Это, как правило, непременно оказывает положительное влияние на память ребенка.

Олимпиада у взрослых

Олимпиада у взрослых

После 18 лет жизнь у большинства людей меняется. Так, существует огромное разнообразие вариантов дальнейшего развития: пойти в армию, работать, получать профессиональное или высшее образование.

В армии и на работе олимпиады встречаются очень редко и, скорее, являются исключением. Гораздо чаще проводятся учения (в армии) и соревнования (на работе), по результатам которых лучшие участники получают дисциплинарные или материальные поощрения.

В то же время люди, которые занимаются получением профессионального или высшего образования, овладевают новыми навыками и знаниями, которые в дальнейшем должны помочь в трудовой деятельности. Именно их оценка и проводится во время олимпиады.

Как правило, олимпиады, проводимые в учреждениях, занимающихся подготовкой специалистов, позволяют выявить наиболее перспективные кадры. Если олимпиады проводятся государственными структурами, то победителям и призерам назначаются стипендии. В то же время, если олимпиада проводится частными коммерческими организациями, то победители и призеры получают не только внушительные стипендии, но и, нередко, довольно перспективные предложения по дальнейшему трудоустройству.

Отдельно следует выделить людей, профессионально занимающихся спортом. Как правило, некоторые из них могут принять участие в Олимпийских играх в составе сборной страны.

Этапы олимпиад

Этапы олимпиад выделяются в соответствии с масштабом проводимого мероприятия. Как правило, чем шире масштаб, тем серьезнее осуществляется подход к организации олимпиады. Так, если на уровне школы вся ответственность за проведение олимпиады лежит на администрации конкретного учебного учреждения, то на уровне Российской Федерации за организацию отвечают подразделения Министерства образования и науки.

Как правило, выделяют следующие этапы олимпиад:

  • школьная олимпиада;
  • городская, или муниципальная олимпиада;
  • районная олимпиада;
  • всероссийская олимпиада;
  • международная олимпиада.

Правила их проведения регламентируются приказами Минобрнауки России от 18 ноября 2013 года №1252 и 17 марта 2015 года №249.

Отдельно следует выделить олимпиады, проводимые крупными высшими учебными учреждениями. Как правило, в них принимают участие обучающиеся выпускных классов. В большинстве случаев они включают два этапа – отборочный и заключительный. Часто отборочный этап олимпиады проходит дома и не требует финансовых затрат, сопряженных с проездом, проживанием и питанием. В то же время, если отборочный этап пройден успешно, участник приглашается в высшее учебное учреждение, где по результатам заключительного этапа может получить в последующем преимущество при поступлении на обучение за счет бюджетных средств.

Отдельно следует выделить Олимпийские игры, которые включают летний и зимний этапы, которые подразделяются в соответствии с временем года, актуальным для вида спорта. Как правило, эти этапы не связаны между собой. Так, в программе современных Олимпийских игры 28 летних и 7 зимних видов спорта.

Школьная олимпиада

Школьная олимпиада

Школьный этап олимпиады школьников проводится для 5-11 классов в срок до 1 ноября. Задания для участия в этих предметах разрабатываются муниципальными комиссиями на основе образовательных программ.

На школьном этапе выделяют три уровня заданий:

  • основной общий;
  • средний общий;
  • углубленный.

Согласно правилам проведения школьной олимпиады, в ней могут принимать участие, как обучающиеся в том же классе, для которого разработаны задания, так и учащиеся более младших классов. Если участники справляются с заданиями олимпиады, то они и в дальнейшем (на следующих этапах) выполняют задания, составленные для выбранного на школьном этапе класса.

В большинстве случаев, к участию в школьном туре олимпиады допускаются все обучающиеся в образовательной организации, своевременно изъявившие желание. Также школой или муниципальными органами определяется максимальное количество победителей и призеров.

Городская и муниципальная олимпиада

За школьным этапом следует муниципальная, или городская олимпиада. К нему допускаются школьники из 7-11 классов, которые были признаны победителями или призерами предыдущего этапа. Также к муниципальному, как и районному этапу допускаются победители и призеры городского этапа прошлых годов.

Проведение городской олимпиады осуществляется в период с 1 ноября до 25 декабря. Точный срок и место проведения олимпиады для каждой дисциплины устанавливает орган государственной власти субъекта РФ. Задания на муниципальном этапе носят преимущественно углубленный характер.

Как и на уровне школы, дети которые принимают участие в муниципальной олимпиаде и относятся к призерам и победителям предыдущего года, могут проходить соревнование по той же дисциплине на уровне, соответствующем более старшему классу, по сравнению с тем, на котором они проходят обучение.

Муниципальная, или городская олимпиада – это важный этап для любого ребенка, вышедшего на этот уровень. В связи с этим любые неудачи на этом этапе могут сопровождаться тяжелыми переживаниями. Как правило, контроль за использованием дополнительных источников информации, которая может помочь на муниципальной олимпиаде, осуществляется значительно серьезнее, чем на школьном. Как правило, при выявлении нарушений, они вносятся в протокол, а результаты олимпиады по решению комиссии могут быть аннулированы.

Районная олимпиада

Районная олимпиада проводится с середины января до 25 февраля среди учеников 9-11 классов. Задания по олимпиаде формируются специальными комиссиями. В основу задач, как правило, закладываются образовательные программы, по которым ведется преподавание дисциплин в школах.

В районной олимпиаде принять участие имеют право следующие категории лиц:

  • занявшие лидирующие позиции в муниципальном этапе;
  • ставшие победителями или призерами в региональном туре предыдущего учебного года;
  • школьники 9-11 классов учебных заведений, находящихся за пределами территории России, но находящиеся в подчинении министерства образования РФ.

В материальной поддержке районного уровня олимпиады могут принимать участие как муниципальные, так и коммерческие организациями (с оплатой проезда, проживания и литературы).

Всероссийская олимпиада

Всероссийская олимпиада

Всероссийская олимпиада школьников часто является последним этапом, ежегодно проводимым на территории субъектов РФ среди обучающихся в 9-11 классах. Согласно нормативным актам, период реализации этой части олимпиады по школьным дисциплинам продолжается с 1 марта по 30 апреля.

Во всероссийской олимпиаде могут беспрепятственно участвовать следующие категории лиц:

  • лучшие участники регионального этапа, имеющие необходимые по регламенту баллы;
  • лица, признанные победителями и призерами заключительного этапа в предыдущем году, которые обучаются на момент участия в учебных учреждениях по программам общего и общего среднего образования.

Финансирование терминального этапа, как правило, возлагается на федеральный бюджет. Также на этом этапе принимаются все меры, направленные на предотвращение стороннего вмешательства с целью исправления ответов и, соответственно, получения завышенного количества баллов. В связи с этим, кроме жесткого контроля за школьниками непосредственно во время олимпиады, также осуществляется доставка заданий к месту, где будет проведена олимпиада, в электронном закодированном виде. Таким образом, получить доступ к заданиям раньше времени не представляется возможным.

Количество участников, которых можно отнести к победителям и призерам последнего этапа, согласно принятым правилам, ограничено 8-ю процентами.

Победители и призеры получают ряд различных привилегий как по отношению к другим участникам, так и к обычным школьникам.

Наиболее часто используемым преимуществом, используемым победителями и призерами заключительного этапа, является получение максимального количества баллов по дисциплине, соответствующей профилю олимпиады. Как правило ежегодно правила учета олимпиад при поступлении в высшие учебные заведения могут варьироваться.

Кроме того, некоторые из них имеют возможность получать материальное поощрение на протяжении учебного года при условии успешного обучения в учебном учреждении.

Также, на сегодняшний день успешно развиваются государственные программы, цель которых – привлечение ценных, обладающих высоким интеллектом кадров на отечественные предприятия. При поступлении в высшее учебное заведение победители заключительного этапа предыдущего года могут заключить контракт, обязывающий им отработать на отечественных предприятиях в течение определенного срока. За это одаренным студентам помимо гарантий трудоустройства, предоставляют особые условия для интеллектуального развития.

Международная олимпиада

В международных олимпиадах, которые, как правило, проводятся ежегодно, принимают участие школьники и студенты высших учебных заведений. Характерной чертой этого вида олимпиад является то, что в ней принимают участие представители нескольких стран и, как правило, разных языковых групп.

В большинстве случаев олимпиады международного уровня проводятся интернациональными организациями. Участвуют команды из 4-6 человек, где одна команда представляет страну. В то же время некоторые олимпиады допускают участие нескольких команд от одной страны (лингвистическая и естественно-научная).

В настоящее время граждане РФ имеют возможность участия в более, чем 12-ти международных научных олимпиадах по:

  • математике (проводится с 1959 года среди лиц до 20 лет, не обучающихся в ВУЗах из более чем 100 стран – участниц);
  • физике (проводится с 1967 года среди представителей из 90 стран, которые отбираются из победителей и призеров заключительного этапа олимпиады школьников по физике);
  • химии (проводится с 1968 года среди лиц до 20 лет, не обучающиеся на момент участия в ВУЗах из практически 70 стран – участниц);
  • биологии (проводится с 1990 года на английском языке и состоит из команд, в которых 4 – е представителя от каждой из 63 стран – участников);
  • информатике (проводится с 1989 года и состоит в индивидуальном составлении алгоритмических задач);
  • философии (проводится с 1993 года);
  • экологии (проводится с 1993 года);
  • астрономии (проводится с 1996 года среди 16 стран и состоит из трех туров – теоретического, наблюдательного и практического);
  • географии (проводится с 1996 года среди представителей от 16 до 19 лет из 45 стран и состоит из трех частей);
  • лингвистике (проводится с 2003 года среди 30 стран);
  • естественно-научных знаний (проводится с 2004 года и требует знания физики, химии и биологии);
  • астрономии и астрофизике (является относительно молодым соревнованием, так как проводится с 2007 года и состоит из четырех туров олимпиад);
  • наукам о Земле (проводится с 2007 года и для участия требует знания геологии, метеорологии, океанографии и астрономии);
  • астрономии в Азиатско-Тихоокеанском регионе (является дочерней ветвью олимпиад по наукам о Земле).

Команды, получившие высокие баллы, получают ряд преимуществ при поступлении в высшие учебные заведения России и ряда других стран мира.

В настоящее время отдельными высшими учебными учреждениями также проводятся олимпиады, цель которых – выявление наилучших потенциальных студентов. По результатам таких олимпиад лица, набравшие высшие баллы, получают возможность получения стипендии, покрывающей расходы на обучение.

Категории олимпиад

Категории олимпиад

Категории олимпиад определяются в соответствии с конкретными дисциплинами – научными знаниями, полученными в результате выработки, систематизации и анализа объективных знаний о действительности. Изначально науки развивалась еще в древних цивилизациях и характеризовались накоплением и анализом информации о природе, обществе и человеке.

В настоящее время спектр дисциплин несколько расширился и уже в школе дети получают не только самую необходимую для комфортного существования в современном обществе информацию, но и данные, значительно расширяющие кругозор и улучшающие абстрактное мышление. Как правило, в дальнейшем это может положительно сказаться на социальном статусе личности и его существовании.

В соответствии с интересующей областью знаний, выделяют науки:

  • точные;
  • технические;
  • общественные;
  • гуманитарные;
  • естественные.

Точные науки

В основе точных наук лежит изучение количественно выраженных закономерностей, основанных на логических суждениях. Как правило, проверка этих теорий осуществляется при организации экспериментов.

Известно, что точные науки были распространены уже в Древнем Вавилоне. Об этом можно судить по большому количеству сохранившихся математических текстов, некоторые из которых датируются 1830 годом до нашей эры.

В настоящее время точные науки ежедневно используются обывателями в обычной жизни для осуществления различных расчетов в быту. На них также основываются товарно-денежные отношения, а также создание различных объектов (автомобилей, техники и телефонов) и, частично, медицинская деятельность.

Среди изучаемых в школе или высших учебных заведениях разделов точных наук, выделяют следующие виды интеллектуальных соревнований:

  • олимпиада по математике;
  • олимпиада по физике;
  • олимпиада по информатике.

Олимпиада по математике

Олимпиада по математике

Математика (с древнегреческого переводится как знания, исследования, обучение) – раздел точных наук, занимающийся изучением пространственных характеристик окружающей среды. Математики ищут паттерны, чтобы использовать их для создания и подтверждения новых гипотез путем доказательства их истинности или ложности. На практике это позволяет предсказывать вероятность развития тех или иных явлений.

Олимпиада по математике проводится в России с 1960 года. Фактически, это было соревнование, в котором приняли участие команды практически всех республик. На сегодняшний день в пределах школы эти соревнования проводятся с 1 класса.

Олимпиада по математике также проводится в высших учебных заведениях с профильным изучением точных наук. Как правило, вне зависимости от возраста участника, для решения математических задач требуется использование логики и абстрактного мышления. Эти элементы когнитивных функций нередко целенаправленно развиваются человеком путем многочисленных тренировок, в основе которых лежит решение математических задач. В большинстве случаев это позволяет формировать привычные схемы или модели решения тех или иных вопросов, возникающих в процессе поиска ответа на математические задачи.

При участии в олимпиаде по математике школьникам старших классов, а также студентам высших учебных заведений нередко требуется знание следующих объектов изучения этой точной науки:

  • чистой математики, занимающейся оценкой количественных характеристик чисел (интегралов, натуральных, рациональных, реальных и комплексных чисел), их соотношения (комбинаторики, теории чисел, групп, графов);
  • пространства (геометрии, тригонометрии, топологии, дифференциальной и фрактальной геометрии);
  • дифференциальных исчислений;
  • комплексного анализа;
  • динамических систем;
  • статистики;
  • теории вероятности.

Олимпиада по физике

Физика (с древнегреческого переводится как «познание природы») является точной наукой, объектом изучения которой являются материя, ее движение и поведение в пространстве, а также такие понятия, как энергия и сила. Целью изучения физики – понять, как вселенная ведет себя.

Физика является одной из старейших дисциплин, изучаемых людьми. На протяжении последних двух тысячелетий физика была частью философии, наряду с биологией, химией и биологией.

Олимпиада по физике проводится в большинстве школ начиная с 7-го класса, когда начинается эта дисциплина. Как правило, при решении задач по физике требуются не только логические размышления, но и знание фундаментальных основ этого раздела точных наук (законов, определений, формул). В связи с этим, даже обладая высоким интеллектом и не имея определенного багажа знаний, на олимпиаде по физике вероятность занять призовое место достаточно низкая.

Как правило, при участии в олимпиаде по физике требуется знание:

  • кинематики и динамики (классической механики);
  • гидростатики, гидродинамики, аэродинамики;
  • акустики;
  • оптики;
  • термодинамики;
  • электромагнетизма.

Лишь в 17-ом веке физика стала отдельной наукой, однако она до сих пор связана с другими дисциплинами. В связи с этим, при участии в олимпиаде по физике нередко требуется знание смежных наук. Так, при решении задач по кинематике и динамике широко используются знания по геометрии и алгебре.

Олимпиада по информатике

Олимпиада по информатике

Информатика является наукой об информационных и компьютерных информационных технологиях. В академической сфере информатика заключается в обработке больших потоков информации, а также проектировании информационных систем. За последние два десятилетия информатика как наука прогрессивно развивалась.

Так, в настоящее время большинство обывателей так или иначе используют технические устройства, что возможно благодаря использованию не только цифрового двоичного кода, но и цветного (в большинстве случаев) интерфейса, понятного даже ребенку.

Информатика часто использует как свои концептуальные идеи, так и теоретическую базу, проработанную в других областях знаний. В настоящее время информатика изучается в школьной программе в большинстве случаев с 5-го класса, однако олимпиады проводятся после 8-го.

Как правило, задания в олимпиаде по информатике могут включать как проработку определенных алгоритмов, так и написание программ на базовых языках программирования.

Технические науки

К техническим относят науки из области естествознания, применяемые для изобретения и развития техники. В большинстве случаев технические науки носят прикладной характер, то есть используются для решения социальных и технических проблем. Как правило, они тесно связаны с точными науками, по отношению к которым носят вторичный характер.

Первыми основателями технических науки были Архимед, Герон и Леонардо да Винчи. На сегодняшний день к техническим наукам относят:

  • архитектуру;
  • биотехнологию;
  • кораблестроение;
  • космонавтику и ряд других важных для промышленного производства наук.

Как правило, олимпиады по этим наукам проводятся среди студентов технических вузов, которые изучают эти дисциплины в рамках учебной программы. Среди школьников эти испытания не проводятся.

Общественные науки

Общественными называют науки, которые занимаются изучением социума. Как правило, к ним относят:

  • обществознание;
  • юриспруденцию;
  • экономику;
  • психологию;
  • филологию;
  • лингвистику;
  • риторику;
  • социологию;
  • историю;
  • политологию;
  • педагогику;
  • культурологию;
  • антропологию.

Как правило, каждой из них этих наук изучается определенный вид отношений между людьми. Так, юриспруденция регулирует соблюдение прав взаимодействующих сторон, в то время как экономика занимается изучением финансовых отношений.

В школьную программу из общественных наук входят история и обществознание. Соответственно, школьники, начиная с 5-го класса, могут принять участие в олимпиадах по обществознанию и истории.

По остальным же разделам общественных наук проводятся университетские олимпиады – или универсиады. Если участники занимают призовые места, то они могут получить последипломное образование за счет бюджетных средств. Как правило, универсиады проводятся в крупных высших учебных заведениях и нередко носят международный характер.

Олимпиада по обществознанию

Олимпиада по обществознанию

Олимпиада по обществознанию среди школьников проводится с 2001 года. Как правило, обществознание в школе является предметом, направленным на формирование сознания личности и понимания об отношениях в социуме.

По сути, обществознание не является самостоятельной наукой и состоит из комплекса тесно связанных дисциплин, к которым относят:

  • философию;
  • социологию;
  • психологию;
  • правоведение;
  • экономику;
  • политологию.

В связи с этим, для успешного решения заданий олимпиады по обществознанию, школьнику следует иметь необходимый багаж знаний. Разработано огромное количество методических пособий, направленных на нарабатывание навыков решения олимпиадных задач. Однако, наиболее оптимальным источником для получения информации с целью подготовки к олимпиаде является литература, разработанная для углубленного изучения.

Однако, как и в любом соревновании, олимпиада по обществознанию требует хорошо развитых логических рассуждений и абстрактного мышления, которые позволяют моделировать указанные в задачах ситуации и искать наиболее эффективные пути их решения.

Олимпиада по экономике

Экономика как наука появилась еще в IV веке до нашей эры. Основные объекты ее изучения – отношения в обществе, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением продуктов. Экономика как самостоятельный предмет в школе, как правило, не изучается (исключение – учебные заведения с углубленным изучением предметов) и входит в один из разделов обществознания, изучаемых после 7 класса.

Впервые олимпиада по экономике среди школ в России была проведена в 1996 году. На сегодняшний день значительный вклад в организацию и проведение олимпиады вносит НИУ ВШЭ.

Олимпиада по истории

Олимпиада по истории среди школьников в РФ проводится с 2000 года. История относится к общественным наукам. Объектом ее изучения является деятельность человека и ее последствия в прошлом. Кроме констатации фактов о событиях прошлого также большой интерес для истории как дисциплины представляют выводы о причинах тех или иных событий.

Как правило, для решения заданий в олимпиаде по истории требуется не столько абстрактное мышление, сколько багаж знаний. При этом задания в олимпиаде могут содержать информацию как о древнем мире, так и о современном.

Кроме того, олимпиада по истории в большинстве случаев включает тесно связанные элементы политологии, экономики и культурологии, характерные для строго определенного периода времени. Большое значение в решении заданий олимпиады имеет исключение предвзятости.

Гуманитарные науки

Гуманитарные науки

К гуманитарным наукам относят разделы знаний о духовных, умственных, нравственных, культурных и общественных качествах человека. Выделять из гуманитарных наук отдельные учения стали только в XIX веке. Основными объектами изучения этих наук являются речь и текст. Таким образом, гуманитарные науки принимают активное участие в анализе речи и различных продуктов интеллектуальной деятельности человека (стихов, рассказов, поэм, песен и высказываний).

К основным соревнованиям, связанным с гуманитарными науками среди школьников и студентов, относятся:

  • олимпиада по русскому языку;
  • олимпиада по английскому;
  • олимпиада по литературе.

Олимпиада по русскому языку

Олимпиада по русскому языку, из-за того, что русский язык является основным в России и изучается еще в начальной школе, проводится в некоторых школах уже с 1 класса, однако попасть на региональный этап можно лишь после 8 класса из-за того, что ряд важных тем по грамматике проводится с 4 по 8 – й классы.

Среди учащихся в отечественных школах олимпиада по русскому языку на всероссийском уровне первый раз была проведена в 1996 году. Так как русский язык как гуманитарная наука имеет ряд отличий от других дисциплин, а соревнования по ней проводятся с целью оценки понимания участниками сути тех или иных текстов и правил, форма реализации олимпиады (устная или письменная) также несколько раз варьировалась.

Примером может служить то, что до 2008 года на заключительном этапе эта олимпиада была представлена двумя последовательными частями:

  • устной;
  • письменной.

При оценке устной части соревнования наибольшее внимание уделялось способности участников формировать аргументированную речь, соответствующую предложенной для обсуждения теме. При этом лучшие участники выбирались отдельно из выпускных классов.

Письменная часть включала запись мнения участника как по истории изменений в русском языке в прошлом, так и о существующих на сегодня правилах. Не меньшее значение при оценке работы лица, принимавшего участие в последнем этапе олимпиады по русскому языку, придавалась наличию грамматических и орфографических ошибок.

Существенное преображение структуры олимпиады произошло в 2009 году, когда была ликвидирована устная часть. Как правило, после этого изменения изложение решения предложенных олимпиадных задач стало осуществляться в письменной форме. Также, из-за того, что в олимпиаде по русскому большое значение имеет абстрактное мышление, была введена процедура апелляции, согласно которой каждый принявший участие может аргументированно оспорить решение комиссии с получением дополнительных баллов. Одним из существенных изменений, произошедших в 2009 году также стало то, что на сегодняшний день среди участников из выпускных классов проводится общий конкурс.

Олимпиада по английскому

Олимпиада по английскому

На сегодняшний день в школах изучается один и более дополнительных иностранных языков. Вне зависимости от региона, школьники могут заниматься изучением следующих языков:

  • английского;
  • немецкого;
  • французского;
  • китайского;
  • итальянского;
  • испанского.

Из-за этого, что один или более из вышеуказанных языков обязательно включены в школьную программу, уже довольно длительное время среди обучающихся в школах реализуются олимпиады по английскому, немецкому и французскому. В противоположность этим предметам, широко изучаемым в течение нескольких десятилетий в школах, олимпиады по остальным языкам в форме эксперимента проводятся лишь после 2015 года.

Олимпиада по английскому проводится с 1998 года, тогда как по немецкому – с 2000,а по французскому – с 2002. И все же, несмотря на то, что все упомянутые дисциплины в равной степени являются иностранными языками по отношению к России, структура каждой из олимпиад значительно отличается.

Наибольшую популярность в современном мире получили английский и немецкий языки. Как правило, в большей степени это связано с бурным научно-техническим прогрессом, который произошел в этих странах. Так, преобладающая часть техники в современном мире, несмотря на то, что производится в Китае, разрабатывается именно в Соединенных Штатах Америки. Кроме того, значительное количество информации, имеющей практическое значение (особенно в сферах медицины и программирования) содержится именно в иностранной литературе.

Принято считать, что 5-ка лучших в мире высших учебных учреждений представлена университетами или институтами:

  • Оксфордским;
  • Калифорнийским технологическим;
  • Стэнфордским;
  • Кембриджским;
  • Массачусетским технологическим.

Стоит заметить, что основным языком, на котором преподают в этих учреждениях, является английский. Это также, хоть и косвенно, говорит об уровне научного обеспечения этих стран.

Олимпиада по английскому языку включает задания на проверку:

  • навыков понимания передаваемой информации (что проверяется путем чтения и аудирования);
  • способности к правильному воссозданию речи;
  • словарного запаса;
  • грамматики;
  • социокультурной компетенции участников олимпиады.

Оценка социокультурной компетенции школьников, участвующих в олимпиаде по английскому языку обусловлена тем, что подготовка человека к жизни в социуме определяется:

  • уровнем знания языка;
  • осведомленностью об истории, культуре и ежедневной деятельности людей.

Олимпиада по литературе

Олимпиада по литературе

Олимпиада по литературе включает оценку знаний учеников по этому предмету. Как правило, эта дисциплина в школе занимается изучением художественной литературы как вида искусства. При этом понимание текстов может существенно варьироваться в соответствии с уровнем культуры, эрудированности и возрастом учеников.

Как правило, изучение литературы в школе играет огромное значение для расширения кругозора учеников. Это связано не только с огромным количеством информации, которая содержится в художественной литературе, но и с ее влиянием на личность человека. Так, анализируя художественные произведения, человек непременно задумывается о тех или иных поступках главных героев. Таким образом, именно через литературу в школе оказывается сильное влияние на эмоции и чувства учеников, а также их дальнейшее поведение и интеллектуальное и духовное совершенствование.

Олимпиада по литературе, как ни странно, была впервые организована в России в 2011 году. В скором времени она стала одной из основных, которые проводятся в РФ. Как правило, участие в ней предполагает высокую эрудированность школьников, в основе которой лежит прочитанная литература.

Олимпиада по литературе включает несколько этапов:

  • заочный;
  • основной.

В заочном этапе основное внимание уделяется знанию литературы и ее месту в отечественной истории. Как правило, участники должны узнать отрывок текста и описать происходящие события.

Основной этап может включать задания трех типов:

  • подбор аргументов (из художественных произведений) для решения конкретных литературных проблем;
  • сопоставление текстов и фрагментов с последующим их анализом;
  • комментирование предоставленного отрывка, в основе которого лежит формирование определенных умозаключений (общий смысл – разъяснение сути текста).

Естественные науки

Естественными называют науки, изучающие природные объекты, явления и процессы. Зарождение этих наук произошло более 3 тысячелетий назад, однако наибольшее развитие эти дисциплины получили в XVII веке, после чего интенсивно развивались вплоть до настоящего времени. Как правило, они сильно зависели от преобладающих на тот момент в обществе взглядов.

В связи с этим, основными испытаниями, которые связаны с естественными науками в школе, являются:

  • олимпиада по биологии;
  • олимпиада по химии;
  • олимпиада по географии.

Олимпиада по биологии

Олимпиада по биологии

Основными объектами изучения биологии являются живые организмы и их взаимодействие с окружающей средой. Как правило, изучаются их происхождение, функционирование и строение. Выделение биологии как науки из остальных естественнонаучных дисциплин произошло лишь в XIX веке.

Биология является одним из основных предметов в школе и, как правило, изучается с 5 класса. В связи с этим, принять участие в олимпиаде по биологии ребенок может уже с 6 класса.

Основными разделами биологии в школе являются:

  • цитология;
  • онтогенез и филогенез;
  • генетика;
  • учение об эволюции;
  • антропология;
  • экология;
  • ботаника;
  • зоология.

Первая отечественная олимпиада по биологии была проведена в 1979 году в СССР, после чего она приобрела постоянную основу. В ее основу легла биологическая олимпиада международного характера.

Современная олимпиада по биологии состоит из следующих этапов:

  • теоретического;
  • практического.

Теоретический этап заключительного тура олимпиады состоит преимущественно из тестовых и развернутых заданий. На этом этапе требуется не только значительный багаж знаний, но и логика.

Олимпиада по химии

Химия является одной из важнейших естественнонаучных дисциплин. Объектами изучения этой науки являются вещества, их свойства, строение и особенности взаимодействия с другими соединениями. В школе химия изучается начиная с 8-го класса. Поэтому принять участие в ней могут лишь школьники 8-го и более старшего классов.

Олимпиады по химии стали одними из самых первых отечественных испытаний в школах. Так, первая олимпиада по этой дисциплине была проведена в 1938 году. Однако, после 1993 года олимпиада по химии разделилась на две большие ветви:

  • Всероссийскую олимпиаду школьников;
  • Международную Менделеевскую олимпиаду.

Для достижения успеха при участии в олимпиаде требуется не только наличие знаний по различным разделам химии, но и умение логически мыслить, так как значительное количество заданий представлено уравнениями с несколькими переменными.

Олимпиада по географии

Олимпиада по географии

География изучается с 5 го класса и является одной из базовых дисциплин. Поэтому в олимпиаде по географии школьники могут принимать участие уже в 5 классе. Под географией понимают совокупность учений о поверхности Земли. Как правило, объектами изучения являются геосфера и геосистемы. Эта наука зародилась уже во II тысячелетии до нашей эры и была связана с потребностью людей в расширении торговых отношений и ареала обитания.

Олимпиада по географии является одним из самых первых испытаний среди школьников, которые стали проводиться на территории РСФСР. Так, впервые олимпиада по этой дисциплине была реализована в 1950 году в столице, после чего стала распространяться по стране.

Олимпиада по географии на последнем этапе с 2010 года состоит из трех уровней:

  • теоретического;
  • тестового;
  • практического.

В теоретическом уровне задания по олимпиаде сформированы на основе школьной программы и включают:

  • историю тех или иных открытий, связанных с географией;
  • информацию о населении тех или иных стран;
  • информацию о географических объектах.

Тестовая часть включает задания по олимпиаде в форме тестов. Как правило, они могут быть представлены заданиями с выбором ответа или на соответствие. Первый и второй туры олимпиад, как правило, требуют хорошей теоретической подготовки. Таким образом, решающее значение на этих этапах имеет не столько логика, сколько багаж знаний.

Практическая часть соревнования в то же время требует не только хорошей теоретической подготовки, но и логики. Практический этап проводится на местности и его главной задачей является практическая проверка полученных знаний и способностей. Как правило, участники должны пройти маршрут, используя карту и компас. Кроме того, участники ограничены во времени и должны письменно ответить на все заданные им в процессе выполнения вопросы.

Также в список практических навыков могут входить:

  • измерение рН почвы;
  • определение скорости течения реки;
  • определение расстояния до объекта и другие.

Кто составляет задания по олимпиаде

Кто составляет задания по олимпиаде

Задания по олимпиаде создаются строго определенными группами людей, что регламентируется соответствующим приказом. К этим командам относят центральную предметно-методическую комиссию, состоящую из учителей или научных сотрудников, которые имеют достаточные знания в выбранной дисциплине.

Как правило, задания для олимпиады должны соответствовать следующим требованиям:

  • становиться доступными для участников только во время олимпиады;
  • для их основы служат учебные программы для соответствующей дисциплины.

Особые требования предъявляются также к оценке решенных олимпиадных заданий. В связи с этим к каждому туру соревнования должна формироваться новая группа проверяющих. Кроме того, проверяющие должны придерживаться профессиональной этики, компетентности и объективности.

Как проходят туры олимпиад

То, как будут организованы туры олимпиад, документально определяется Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников». Именно к этому нормативному акту следует обращаться при возникновении вопросов по условиям и формам реализации соревнования.

Большое значение имеет то, что документально определены периоды для проведения тех или иных мероприятий, которые осуществляются для организации олимпиады. Так, необходимо, чтобы к 1 августу были разработаны требования к лицам, отвечающим за проведение школьного и муниципального туров.

Данные о предпоследнем и последнем турах олимпиады, включающие задачи, условия организации, проверки и апеллирования должны быть определены к 1-му декабря.

Чем полезны хорошие результаты олимпиады по английскому языку

Чем полезны хорошие результаты олимпиады по английскому языку

Согласно действующим положениям, результаты олимпиад (по английскому и русскому, а также математике, физике, химии, биологии и другим дисциплинам), соответствующие призовым местам, приравниваются к 100 баллам государственного экзамена по этой дисциплине и обладают преимущественным правом при поступлении. Кроме того, в ряде вузов, если это указано во внутренних правилах о приеме, дети, принимавшие участие в олимпиаде и получившие высокие результаты, могут быть зачислены вне конкурса.

Олимпиада по английскому языку, таким образом, часто может благоприятно сказаться при попытке поступления в учебное заведение, дающее высшее образование, в котором одним из основных (профильных) предметов является английский язык. Однако, не следует забывать, что значительное влияние на получение этих преимуществ оказывает наличие статуса призера или победителя.

Таким образом, олимпиада по английскому языку может быть полезной для участников, планирующих в будущем поступать на следующие специальности:

  • лингвистику;
  • клиническую психологию (в некоторых учебных заведениях);
  • учителя английского языка;
  • культурологию;
  • прикладную этику;
  • конфликтологию;
  • филологию и другие дисциплины.

Оценить статью:
Рейтинг: 5/5 Оценок: 717
Гость Гость Гость 15.02.18 19:02 15.02.18 19:02

Олимпиада олимпиаде рознь. Есть спортивные школьные олимпиада. а есть олимпиады по школьным программам. например математике или истории. Лично я всегда участвовал в школьных олимпиадах по биологии и занимал первые места. Даже на областной.

Максим Максим Максим (22) 15.02.18 13:02 15.02.18 13:02

Для меня, участники олимпиады являются самыми настоящими сверх-людьми. Каждый из них проделал огромный путь для того чтобы принять участие в этом престижнейшем соревновании. Зрители же могут получить огромное удовольствие наблюдая за тем, на что способен человек, который отбросил все преграды видя перед собой лишь цель и добиваясь ее.

Гость Гость Гость 15.02.18 08:02 15.02.18 08:02

Олимпиада - это отличный способ показать себя и свои знания. Это хороший шаг в будущее. А если ещё за победу дают приз, то это неплохой стимул к победе!

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 4853 человека!