Питание ребенка
Как заставить ребенка есть и надо ли?
4.6

Как заставить ребенка есть и надо ли?

Есть малыши, которые уже в возрасте двух лет заявляют решительное «не хочу» при виде еды и отчаянных попытках накормить. Отчасти это происходит из-за появления разборчивости в еде, вкусовых предпочтений, отчасти — вследствие желания выразить свою волю. В некоторых случаях такое поведение может означать желание есть самому, но еще — служить индикатором неправильных пищевых привычек и требовать пересмотра поведения родителей. В последнем случае грамотные советы педиатра могут помочь в решении проблемы.

Что будет, если предоставить ребенку право выбора и не принуждать ребенка в пищевом выборе?

Таким вопросом задались организаторы крупномасштабного эксперимента во главе с Кларой Дэвис (подробнее об опубликованных результатах можно прочитать в книге Уильяма и Марты Сирс «Кормление ребенка»). В течение шести лет детям из специально организованного диетологического детского сада предлагали пищу, но никогда не навязывали. И самым тщательным образом фиксировали каждую съеденную порцию, а также физическое состояние ребенка.

Одним из первых выводов стало то, что у ребенка нет определенной, четко фиксированной дневной нормы. В одни дни ребенок будет съедать двойную норму, в другие — не дотянет и до половины. Но самым главным наблюдением явилось хорошее физическое состояние детей. Как правило, у детей улучшалось здоровье по сравнению с исходным уровнем, исчезали имеющиеся признаки рахита, недостаток веса. Более того, в исходе эксперимента не было ни истощенных детей, ни лиц с ожирением. Дети не страдали запорами, были менее подвержены острым вирусным инфекциям или болели в более легкой форме. Сторонники данного эксперимента сделали вывод о правильности «интуитивного питания».

Следует отметить, эксперимент проводился в начале двадцатого века и в предложенном рационе отсутствовали «вредные продукты питания». В неограниченном количестве предлагались овощи, фрукты, несколько видов мяса и субпродукты (печень и почки), цельнозерновые хлопья и крупы, молоко и кисломолочные продукты. Не использовались известные для того времени витамины (рыбий жир), а также физиотерапевтические процедуры (ультрафиолетовые лампы). Тем не менее, один из экспертов назвал детей «группой наиболее здоровых поведенчески и физически представителей человеческого вида».

shutterstock_86005123.jpg

В другом подобном эксперименте подсчитывалась пищевая ценность съеденного ребенком в свободном режиме за неделю. Оказалось, за сутки ребенок получал среднестатистическую норму питательных веществ совершенно добровольно, никем не принуждаем. Так стоит ли бороться за чистые тарелки, и настойчиво предлагать ребенку нужную с нашей точки зрения еду или необходимо дать ребенку право выбора и успокоиться, если он «не доедает». Послушаем мнение педиатра.

Комментарий врача 

Нестеренко Ольга Сергеевна, врач-педиатр клиники «К+31», кандидат медицинских наук.

— Всегда ли ребенок хочет есть то, что ему действительно необходимо?

— Ребенок далеко не всегда хочет есть, то, что ему необходимо. И задача родителей прививать ребенку с рождения правильные пищевые привычки, формировать правильное и полезное пищевое поведение: соблюдать режим питания, своевременно вводить прикорм на 1-м году жизни; проявлять определенную настойчивость в адаптации ребенка к новым продуктам при введении прикорма. Однако пищевое насилие недопустимо, поскольку ведет к расстройству со стороны желудочно-кишечного тракта, нарушению обмена веществ, отказу от еды. Дети едят столько, сколько необходимо для поддержания сил и нормального развития. Хороший аппетит у детей развивается только годам к семи.

В школьном возрасте жалобы на то, что ребенок ничего не ест, встречаются гораздо реже, чем в возрасте 2-6 лет. Для того, чтобы процесс кормления для ребенка и родителей не был стрессом, родителям необходимо придерживаться следующих правил:

  • соблюдайте режим питания (завтрак, обед, ужин примерно в одно и тоже время);
  • следите за качеством, а не за количеством пищи – еда должна быть сбалансированной, разнообразной;
  • приобретите ребенку набор посуды с его любимыми персонажами, красиво сервируйте стол;
  • предлагайте ребенку обычные блюда в необычной форме;
  • не волнуйтесь и не ругайте ребенка за то, что он не доел обед.

— Как привить ребенку полезные вкусовые привычки?

— Вкусовые привычки ребёнка формируются на основании генетического фактора, питания беременной, кормящей матери, самого ребёнка на первом году жизни, пищевого поведения и пищевых привычек членов семьи. Для того, чтобы ребенку привить полезные вкусовые привычки и развить его вкус, необходимо своевременно начать вводить прикорм на 1-м году жизни ребенка, обсудив с Вашим детским доктором с каких блюд начать введение прикорма и в какие сроки. Прикорм способствует развитию жевательного аппарата, стимулирует развитие ферментных систем желудочно-кишечного тракта, способствует развитию вкусовых рецепторов. Также выделяют так называемый педагогический прикорм. Цель такого прикорма познакомить ребенка с вкусами, ароматами, структурой пищи, привить полезные вкусовые привычки.

— Что делать, если ребенок — «малоежка»?

— Если ребенок «малоежка», необходимо разобраться в причинах.

Если аппетит пропал во время болезни — это понятно и логично. Аппетит восстановится по мере улучшения самочувствия ребенка и выздоровления.

Каковы причины плохого аппетита у здоровых детей?

  • Отсутствие режима дня и режима питания. Человеческий организм запоминает ритм и заранее начинает готовиться к усвоению пищи. При наличии режима питания, к определённому времени начинают вырабатываться ферменты желудочно-кишечного тракта и появляется аппетит.
  • Частые перекусы между основными приемами пищи так же нарушают ритм выработки ферментов и не способствуют появлению аппетита.
  • Неразнообразное питание. У каждого ребенка есть вкусовые предпочтения, заложенные генетически, задача родителей познакомить ребенка с различными продуктами и выбрать наиболее рациональный набор блюд, вместо одного полезного продукта предложить другой, не менее полезный. При этом необходимо проявить изобретательность, предложив нелюбимую цветную капусту в виде овощных котлеток, творог — в виде сырников или запеканки, омлет — в виде солнышка и т.д.
  • Особенности конституции. Детям с астенической конституцией сложно что-то предложить, они могут не иметь любимых блюд. Для того, чтобы у ребенка не формировались дефицитные состояния, Ваш детский доктор порекомендует ребенку витаминно-минеральный комплекс.