Как реклама побуждает ребенка к перееданию

Питание ребенка мать и дитя, питание ребенка, выбор редакции
shutterstock.com

Проблема детского ожирения и болезней, обусловленных хроническим перееданием (обжорством), приобретает сегодня все большую актуальность. Многие психологи склоняются к мнению, что одной из причин обжорства у современных детей является заполонившая информационное пространство реклама вкусных, но при этом далеко не полезных продуктов питания. Телевизионные ролики и баннеры с рекламой конфет, шоколадных батончиков, фаст-фуда и газировки служат для малышей своего рода ориентиром в формировании традиционных гастрономических пристрастий.

Действительно ли реклама провоцирует переедание, в чем заключается вред обжорства и какие меры позволяют обезопасить и сохранить здоровье ребенка? Об этом и многом другом — в расследовании MedAboutMe.

Особенности восприятия рекламы в детском возрасте

Особенности восприятия рекламы в детском возрасте

В сознании многих взрослых еще с советских времен сохранились стереотипы, что все, к чему нас призывают уличные плакаты и телевидение, «работает» исключительно нам во благо. В отношении вопросов здорового образа жизни и правильного питания, несколько десятилетий назад такую установку можно было считать совпадающей с действительностью. Однако с появлением рекламы ситуация, что называется, в корне изменилась, поставив потребителя перед необходимостью повседневной практики нового принципа — «доверяй, но проверяй».

Насколько бы правдоподобной и убедительной ни казалась нам реклама, не стоит забывать о том, что главной ее целью является массовая продажа продукта. А для достижения цели, как известно, хороши все средства. В разработке изощренных приемов воздействия на потребителя работает огромная команда искушенных в своем деле специалистов, начиная со сценаристов и художников — и заканчивая статистиками, маркетологами, социологами и психологами.

Наиболее всего воздействию рекламной информации подвержены дети. Именно по этой причине современная пищевая реклама во многом направлена на детскую аудиторию.

Такому подходу есть свое рациональное объяснение.

Любая поступающая извне информация автоматически подвергается взрослым человеком осознанной оценке, на предмет значимости и достоверности. Ребенок же, в силу своего возраста, воспринимает информацию машинально, то есть без какого либо критического переосмысления.

У большинства взрослых телереклама вызывает досаду и раздражение, в то время как дети обычно реагируют на нее совершенно иначе. Если ролик красочный, позитивный и динамичный, малыш может с интересом просматривать его не один раз.

Почти равнозначный эффект оказывает на детей и наружная реклама. Созерцая на каждом углу изображение счастливого малыша, жующего шоколадку, редкий ребенок сохранит к такому явлению абсолютное равнодушие. Чаще всего прогулка с мамой по городу заканчивается в итоге приобретением вожделенной сладости — и появлением еще одного довольного чада, держащего в руках надорванный разноцветный фантик.

Неспроста говорят, что самые яркие и незабываемые впечатления — «родом из детства». Именно этот тонкий нюанс успешно используется профессионалами рекламы, помогающими производителям заработать на детях. В силу отсутствия у ребенка навыков рационального и критического мышления, ему легко и быстро можно внушить, что лучший детский десерт — это шоколадный батончик, самый вкусный напиток — сладкая газировка, и т. д.

В отличие от умудренных опытом взрослых, малыши склонны доверять рекламе на все сто процентов. Поэтому задача каждого заботливого и любящего родителя — научить свое чадо отличать рекламные уловки от жизненных реалий и не идти на поводу у спровоцированных «вкусными» баннерами или роликами сиюминутных желаний.

Реклама и дети: интересные факты

Реклама и дети: интересные факты

  • По мнению специалистов, наиболее мощным воздействием на детскую аудиторию обладают телевизионные рекламные ролики. Кандидат психологических наук, Авдеева Т.Н. приводит данные своего исследования, в котором именно дошкольники слепо верят рекламе по телевизору (60% детей).
  • С.Г. Кара-Мурза подчеркивает «убаюкивающий эффект» телевизионной рекламы — сочетание образов мирной домашней обстановки, спокойной приятной музыки и текста обеспечивает выключение критичности, пассивность восприятия поступающей информации для подростков и взрослых.
  • Британские ученые выяснили, что дети, проводящие время перед телевизором в одиночестве, более восприимчивы к воздействию рекламы, нежели малыши, просматривающие телепередачи совместно с родителями.
  • Игры с рекламой продуктов питания отрицательно влияют на пищевое поведение детей. Норвежское исследование под руководством доктора Франса Фолкворда показало, что после компьютерной игры, во время которой транслировалась реклама еды, малыши съедали на 55% больше предложенных сладостей, нежели после игры с включенной рекламой игрушек.
  • Самые суровые законы в отношении детской рекламы действуют в Швеции. В этой стране существует запрет на рекламу, целевой аудиторией которой являются дети, не достигшие 12-летнего возраста.
  • По мере взросления ребенка его интерес к телерекламе снижается. Так, согласно результатам специального опроса, рекламные ролики просматривают около 45% детей 9 лет, в то время как у телезрителей в возрасте 19 лет аналогичный показатель составляет всего 16%.
  • В исследовании американских ученых из Бостонской клиники принимали участие 17 тысяч детей, наблюдение длилось на протяжении 10 лет. Согласно результатам, систематическое переедание повышает риск возникновения у ребенка пристрастия к употреблению запрещенных веществ в подростковом возрасте. Таким образом, избыточный вес и хронические заболевания — не единственные возможные последствия детского обжорства.

Насколько переедание опасно для здоровья

Насколько переедание опасно для здоровья

Неумеренное потребление пищи оказывает пагубное влияние не только на органы, принимающие непосредственное участие в процессе пищеварения. Наряду с печенью, кишечником и поджелудочной железой, основными «мишенями» для болезней при обжорстве становятся сосуды и сердце. Распространенными последствиями хронического переедания являются:

  • приобретенная аллергия;
  • нарушение обмена веществ;
  • болезни поджелудочной железы (панкреатит, сахарный диабет);
  • патологии иммунной системы;
  • тяжелые заболевания печени и кишечника;
  • ишемия, стенокардия, атеросклероз, инфаркты и инсульты;
  • онкологические патологии.

Лишний вес — обычное явление для тех, кто любит много и часто покушать. Избыточная масса тела масса неизбежно влечет за собой развитие различного рода заболеваний. Для ребенка же лишний вес представляет собой, в первую очередь, серьезную проблему психологического характера. Поэтому, если вы замечаете, что ваше чадо проявляет склонность к систематическому перееданию, постарайтесь незамедлительно приложить силы к тому, чтобы нормализовать его образ питания и искоренить пагубную пищевую привычку.

Дети и реклама: как не вырастить ребенка-обжору?

Дети и реклама: как не вырастить ребенка-обжору?

Оградить ребенка от вредного воздействия пищевой рекламы поможет соблюдение несложных рекомендаций:

  • Дозируйте пребывание своего чада у телевизора; организуйте для ребенка досуг, при котором он не будет испытывать потребности проводить все свободное время у «голубого экрана».
  • Формируйте у малыша адекватное отношение к картинкам на баннерах или сюжетам телерекламы. Объясните ему, что герои рекламных плакатов и роликов — обычные актеры, которые в реальной жизни, возможно, вовсе не употребляют рекламируемые ими продукты. К тому же, еда из рекламы может не обладать приписываемыми ей качествами или, хуже того, причинить вред здоровью.
  • Придерживайтесь непреложного правила: здоровые пищевые привычки должны быть присущи всем членам семьи, без исключения. Если малыш будет видеть, что обозначенное табу на «рекламные штучки» не распространяется на взрослых домочадцев, едва ли стоит надеяться на эффективность такого мероприятия. Ребенок будет обижаться или же сочтет, что «вредная» еда — привилегия возраста, и возможность употребления сладостей — для него всего лишь вопрос времени.

Воздействуйте на ребенка личным примером, объясняйте и мотивируйте, не жалейте времени на общение — и перед такой стратегией воспитания окажется «безоружной» даже самая хитроумная и сверхизобретательная реклама!

Комментарий эксперта
Михаил Дряшин, креативный директор PR2B Group
Михаил Дряшин, креативный директор PR2B Group

Не думаю, что рекламные ролики действительно склоняют детей к обжорству. Полагаю иное: некоторые сюжеты современной телерекламы могут спровоцировать ребёнка тянуть в рот всякую химическую или полухимическую гадость, способствуя формированию странных вкусовых пристрастий и ненормальных цветовых предпочтений.

Проблема не в переедании; к перееданию вообще сложно приучить посредством воздействия информации, поступающей с телевизионных экранов. Дело, скорее в «раскручивании» ряда модных, но небезопасных для организма квази-пищевых продуктов, да и просто обычных сладостей, здоровье никак не укрепляющих. Стремление родителей порадовать свое чадо любыми привлекательными и безобидными, на первый взгляд, новинками российского и зарубежного пищепрома довольно часто идет вразрез с понятием здорового образа жизни и правильного питания как такового.

Я бы вообще запретил рекламу сладкого, равно как и рекламу любых других пищевых продуктов, не приносящих пользы здоровью потребителя

23 Августа 2016 Питание ребенка Ирина Аршинова, терапевт, кардиолог, редактор MedAboutMe мать и дитя, питание ребенка, выбор редакции
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Записаться на прием
Для получения квалифицированной помощи
Вы можете записаться на прием к врачу
  • Проверьте свои симптомы;
  • Узнайте о возможных заболеваниях;
  • Предупредите болезнь.
Проверить симптомы
  • База вопросов и ответов;
  • Отзывы и рейтинги врачей;
  • Консультации специалистов.
Задать вопрос врачу