Подростки
Как поведение подростков связано с изменениями в мозге?
4.3
09.06.2019
445

Как поведение подростков связано с изменениями в мозге?

Подростки отличаются нестабильным настроением. Они взрывные и импульсивные, не всегда принимают тщательно продуманные решения и охотно тянутся к первым в их жизни стимуляторам. Многим взрослым это действительно трудно понять и принять. Специалисты считают, что импульсивное поведение связано с изменениями в коре головного мозга. Как это происходит и отражается на поведении детей? Ответы в данной статье.

Поведение подростков и изменения в их мозге

Поведение подростков и изменения в их мозге

Вот четыре основных фактора, которые вызывают перемены в детской психике и влияют на их поведение.

  • Незрелая кора. Кора головного мозга постепенно зреет, и работа, которую она выполняет в этот важный период, очень энергоемкая. Молодые люди чувствуют этот факт. Они могут временно испытывать (что замечают, также, взрослые) новые формы нарушения равновесия в эмоциональной или когнитивной сфере. Подростки подвержены сильным эмоциям и испытывать дискомфорт от противоречивых эмоций. Они могут чувствовать раздражительность, отвращение к конкретным действиям, снижение концентрации внимания, повышенную чувствительность к самооценке, иногда нервозность, импульсивность. Теперь детям нужно больше спать и постоянно употреблять питательные вещества. Они требуют еще больше самостоятельности и свободы в самовыражении.

Также, с наступлением подросткового возраста могут появиться первые мысли о рискованных занятиях. Молодых людей привлекает езда на мотоцикле, вождение автомобиля без водительских прав, различные стимуляторы (включая наркотики) и т. д. Способность оценивать последствия собственных действий, к сожалению, доступна для молодежи лишь в малой степени. При принятии решений они не взаимодействуют с префронтальной корой, которая отвечает за понимание и применение правил, контролирование собственной беспечности, только с так называемой «нижней» частью мозга (верхней височной бороздой).

  • Отсутствие связи между корой и другими частями головного мозга. Важным явлением в мозге детей старшего возраста является также миелинизация нервных клеток. Этот процесс основан на нейрональной среде миелиновой оболочки, благодаря которой импульсы бегут быстрее и сильнее изолированы от других путей. Это повышает эффективность отдельных частей мозга, а также, связь между его областями. Правильное функционирование органа зависит от точной передачи информации между конкретными структурами, и этот механизм значительно нарушается в период полового созревания.

Отделы головного мозга и его коры созревают в разное время и с различной скоростью. Это означает, что они с трудом сотрудничают между собой. Этот факт значительно влияет на молодых людей, и их поведение является отражением того, как психика реагирует на чувство внутренней нестабильности. Дети в этом возрасте, как правило, непредсказуемы, часто, невзначай, ранят других людей своими словами и взглядами. По мнению исследователей, информация о том, что они нарушают чьи-то границы или, что кто-то может чувствовать себя глубоко оскорбленным их поведением, не попадает в сознание подростков. Недостаток хорошего сообщения между различными областями мозга, таким образом, влияет на тот факт, что молодые люди не всегда учитывают чувства других.

  • Изменения в лимбической системе. Кроме того, лимбическая система (ответственная за эмоции и инстинктивные реакции) и система вознаграждения (поощряющая делать то, что субъективно приятно) становятся наиболее интенсивными и динамичными областями мозга, когда наступает подростковый возраст. Это также способствует чрезмерной импульсивности, изменчивости настроения и различным экстремальным формам поведения.
  • Система вознаграждений и склонность к зависимости. Незрелый подростковый мозг особенно чувствителен к действию системы вознаграждения, в которой дофамин обладает ключевым значением. Это вещество высвобождается, когда человек выполняет приятные действия. Молодые люди (из-за системы хаотичного поведения в подростковом периоде), к сожалению, не могут контролировать свое удовольствие. В результате, это часто приводит к различным зависимостям, вызывает целый ряд, иногда опасных склонностей и нежелательного поведения. Подростковые пристрастия, как правило, действуют гораздо быстрее и глубже, чем у взрослых, а зависимости, приобретенные в этом возрасте, преодолеть сложнее.

Поведение детей в подростковом возрасте

Выводы на основе исследования мозга ясно показывают, что подростки восстают против взрослых не специально, а только в результате изменений в их организме. Различное поведение и реакции, также, не являются болезнью. Период полового созревания — это время для организации важных областей мозга и соотнесения их друг с другом. У родителей нейрональные связи в той части мозга, которая несет ответственность за управление импульсами, устойчивость к фрустрации, способность оценивать последствия совершенных действий или отвечать за них, уже стабильны и образованы. У детей они должны развиваться и консолидироваться, а в атмосфере хаоса, происходящего в мозге, это чрезвычайно сложно. Подростки нуждаются во времени, настойчивости и спокойствии извне.

Психика и поведение подростков

Психика и поведение подростков

Для того, чтобы связи в головном мозге могли правильно и оптимально сформироваться, подростку нужны определенные условия окружающей среды. Он должен быть в состоянии узнать себя и мир через получение собственного опыта, решать проблемы и сталкиваться с различными обстоятельствами (иногда под руководством взрослого). Нет другого пути для правильного соединения нервных клеток в его мозге: они возникнут не по команде родителей, а только в результате свободного опыта повседневной жизни, ответственности и инициативы.

Подростковый возраст, также, является попыткой построить свою независимость, подготовиться к вступлению в самостоятельную, взрослую жизнь. Датский терапевт и педагог Джеспер Джул подчеркивает, что молодым людям в этот период даже нужно противостоять взрослым, потому что благодаря этому они укрепляют свою способность действовать самостоятельно и формируют чувство собственного достоинства. Чтобы развиваться, им нужна поддержка и безоговорочное признание со стороны взрослых. Только в таком случае у ребенка формируется крепкая, устойчивая психика.

Использованы фотоматериалы Shutterstock