Коронавирус
ПОДТВЕРЖДЕНО
СЛУЧАЕВ:
случаев в РФ
0
Полная информация
Подростки
«Не пойду в школу!» Подростки и школьная депрессия
3.7
07.09.2017
2865

«Не пойду в школу!» Подростки и школьная депрессия

Содержание

1 Сентября — День знаний, праздничное, торжественное событие для первоклассников, да и для большинства младших школьников — долгожданный день встречи с друзьями. Хотя уже в начальной школе дети начинают тревожиться и опасаться начала занятий: оправдают ли они надежды родителей, смогут ли хорошо учиться, найдут ли новых приятелей и не рассорятся ли с имеющимися? В подростковом возрасте, особенно, если уже есть негативный опыт контакта с образовательной системой, проблемы обостряются. Школьная тревожность у подростков может перерастать в депрессию и отказ от посещения занятий. Почему возникают школьные неврозы и как распознать симптомы заранее?

Что влияет на развитие негативного отношения к школе у подростков?

Что влияет на развитие негативного отношения к школе у подростков?

Какими бы незначительными на взгляд взрослых казались проблемы подросткового возраста, они могут значительно влиять на самочувствие, мотивацию и здоровье детей в целом. Вспоминая свои переживания об учебных или личных неудачах, родители отлично понимают, насколько мимолетными и несущественными оказались в итоге двойки и пропущенные свидания. А вот о том, как важно было достижение желанной встречи или каким сильным был страх перед контрольной — забывают. А также уже не помнят, насколько причудливой была логика, как выстраивались причинно-следственные цепочки в детском возрасте.

Кажется, что подростки — не самые сложные существа для понимания, мы все там были. Однако не стоит относиться снисходительно, любой человек, даже еще несовершеннолетний, проживает свою жизнь здесь и сейчас, и его сиюминутные сложности отражаются на настоящем и будущем.

Какие же самые распространенные причины кроются под нежеланием идти в школу в подростковом возрасте?

Социальный статус

Подростковый возраст, в отличие от младшего школьного периода, характеризуется особой чувствительностью к межличностным отношениям. Подростки исключительно сенситивны к социальному статусу — личному и групповому. Хотя дома тинейджер провозглашает себя взрослым и независимым, он нуждается в признании группы сверстников, принадлежности к определенным социальным кластерам. Если признания одноклассников, той группы, с которой он проводит наибольшую часть социальной активности, нет, это в большинстве случаев значительно влияет на самооценку, самочувствие подростка и может приводить к депрессии.

Младшие подростки не так чувствительны к межполовым отношениям, а вот несколько старший возраст уже выраженно реагирует на отсутствие взаимности со стороны милого сердцу сверстника. И этот фактор тоже влияет и на самочувствие, и на социальный статус ученика.

Школьные отметки

Несмотря на то, что большинство родителей не самых успешных учеников считает, что их подростки совершенно не интересуются учебой и не переживают из-за очередной двойки, это практически никогда не соответствует действительности. Школьные отметки — тоже фактор, влияющий как на самооценку, так и на статус в классе. Пусть показное равнодушие школьника не обманывает: не переживают из-за плохой успеваемости и не радуются хорошим отметкам крайне редкие в наших школах экземпляры.

Семья как стрессогенный фактор

Проблемы мира взрослых, ссоры, переживания, даже тщательно скрываемые от ребенка, влияют на его ощущение безопасности. Хотя подростки и пытаются дистанцировать себя от родителей, семья для них по-прежнему — основа мироздания. Конфликты взрослых между собой или родителя и ребенка могут стать фактором развития депрессии. Это особенно сложно понять, так как подростковый возраст — время максимализмов, показного отрицания ценности и авторитета родителей в сочетании с повышенной потребностью в корректном руководстве и уязвимостью психики.

Если ребенок категорически не желает идти в школу после каникул, стоит задуматься и тщательно проанализировать: чем так прекрасна внеучебная жизнь и ужасна школа? При этом надо помнить, что лень, которую в качестве основной причины приводят многие родители, это не изначальный свойство человека, а следствие негативных процессов. Ребенку может быть тяжело учиться из-за недостаточного базиса знаний, из-за отношения сверстников, учителей, из-за гнетущих проблем дома или из-за развития депрессии на фоне влияния этих факторов.

Проявления депрессии у школьников

Проявления депрессии у школьников

Депрессия может развиться в любом возрасте, и это не сиюминутное плохое настроение или каприз. При формировании депрессивного состояния даже взрослому практически невозможно «взять себя в руки» и заняться саморегуляцией. Подростки — одна из наиболее уязвимых возрастных групп.

Пик подростковых депрессий приходится на старшие классы, причем девочки подвержены ей сильнее мальчиков. Эта тенденция достаточно молода: раньше соотношение полов среди подростков с депрессией было достаточно сбалансированным, однако в последние годы и изменение роли женщины в обществе, и требования к ней со стороны средств массовой информации вызвали значительный рост тревожности у девушек.

Что относят к проявлениям депрессии в подростковом возрасте? Большинство симптомов можно заметить самостоятельно, в их число входят:

  • замкнутость, нежелание разговаривать, причем не только с родителями при прямом контакте, но и с друзьями, знакомыми в соцсетях, по телефону, в мессенджерах;
  • трудности концентрации: рассеянность, невозможность сосредоточиться даже на простых и привычных действиях приводят к забывчивости, длительному времени над домашним заданием, неспособности вовремя и правильно собрать учебники и спортивную форму на завтра, купить хлеб по дороге из школы и так далее;
  • изменения аппетита. Хотя подростки и так склонны к различным колебаниям вкусовых предпочтений, но во время депрессии они принимают длительный и устойчивый характер. Чаще при депрессиях аппетит снижается, но может и значительно усиливаться;
  • проблемы со сном: сложности с засыпанием, прерывистый сон, ранний подъем и невозможность заснуть после;
  • общее самочувствие: жалобы на усталость, головные боли, спазмы в желудке, мышцах, суставах, общее ощущение разбитости и отсутствия жизненных сил при полном соматическом здоровье — так тоже может проявляться депрессия;
  • чувство вины, снижение самооценки можно определить как по нежеланию совершать активные действия, особенно связанные с соревнованиями или оценкой деятельности результатов, так и по высказываниям ребенка.

Стоит помнить, что окончательно диагностировать депрессию может только специалист, он же определяет необходимость и методы терапии. Однако внимательное отношение к ребенку, поддержка и участие — часть лечения при любом диагнозе и необходимая составляющая отношений при отсутствии каких-либо заболеваний.

Профилактика депрессий подросткового возраста

Психогенная депрессия, в отличие от эндогенной, поддается профилактике без применения медикаментов. Среди общедоступных рецептов профилактики стоит выделить два направления: физическая активность и психическая устойчивость.

Физические нагрузки, как бы удивительно это не звучало, используются для «преодоления уныния» еще со времен Горация: каждый день бег трусцой по часу, таков древнегреческий рецепт терапии легких форм депрессий и их профилактики. Физическая активность действительно помогает повышать и сохранять хорошее настроение, работая на биохимическом уровне: насыщая ткани и органы кислородом и способствуя выработке эндорфина, «гормона счастья».

Вид физической активности можно подбирать в соответствии с предпочтениями тинейджера: модные танцевальные секции, гимнастика цигун, йога, занятия боксом или прогулки с собаками. Что угодно, лишь бы подросток двигался сам, а не картинкой на экране.

Второй фактор профилактики — формирование психической устойчивости к негативным событиям. «Не обращать внимания на слова этих дураков», «не бояться, а просто ответить у доски» и прочие умения не позволять окружающему миру оказывать сильное влияние на собственное настроение не формируются после родительских императивов. Для устойчивой позиции необходимы психические ресурсы. Чем помогает себе восстанавливаться родитель после конфликта на работе или финансовых неурядиц? Есть ли у ребенка такой же круг общения, как у папы с друзьями на футболе? Знает ли тинейджер, что его способности к программированию намного более значимы, чем «кривые руки» при сколачивании табуретки на уроке труда, поэтому на такие замечания можно реагировать не обидой, а недоумением?

Уважительное отношение, выделение главного и второстепенного в возможностях и ограничениях подростка и предоставление ему возможности выбирать свой вариант самореализации вместо навязываемой школой и сверстниками системы оценки личности помогают восстанавливать ресурсы и спокойнее относиться к учебным неурядицам. Да, может быть, в школу первого сентября тинейджер, предпочитающий внеучебные виды деятельности, не побежит с радостью, но категорического отказа тоже уже не выскажет. У него будут силы и ресурсы закончить процесс учебы и выдержать это испытание на взрослость.

1
Loading...