Войти
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Подростки
  6. Отсутствие интересов у подростков: выбор мотивации

Отсутствие интересов у подростков: выбор мотивации

Отсутствие интересов у подростков: выбор мотивации

Мотивация подростков и ее отсутствие — «головная боль» родителей. И это то, что часто заставляет старшее поколение думать и переживать. Некоторые специалисты указывают, что отсутствие стремлений и желаний у подростков может быть связано с отсутствием самостоятельности, когда графиком жизни распоряжаются все, кроме самого подростка. Он живет и действует по рекомендациям и наказам родителей, следует жизненным обстоятельствам и так далее. Почему нередко отсутствует необходимая мотивация, как помочь подросткам и какова роль родителей и семьи, расскажет MedAboutMe.

Роль стимулов в социальном успехе

Для активной жизни подростка и даже взрослого человека нужны стимулы, заставляющие достигать целей, двигаться вперед. Это игра слов: «стимул» произошел от латинского слова, в буквальном переводе означающего острый металлический наконечник на шесте, используемый для управления крупным рогатым скотом, запряженным в повозку.

Этот «стимул» заставлял двигаться вперед, достигать определенных целей. В прошлом веке Эрих Фромм сформулировал концепцию мотивации, в которой выделил 4 вида стимулов: простые, сложные, внешние и внутренние. Каждый из этих стимулов мотивации уникален и заслуживает внимания. Если родители умеют правильно пользоваться этими принципами мотивации, то можно помочь подросткам добиться успехов.

Простые стимулы мотивации

Простые стимулы мотивации

Наиболее ярким примером работы простых стимулов можно назвать тандем животного и лакомства. Так, если подвесить перед глазами осла морковь, он ее будет видеть, но не сможет достать — это побуждает к движению вперед, достижению цели. Такова суть простых стимулов, при их действии возникает немедленный и практически автоматический ответ на «раздражение».

Популярная музыка, которая не оставляет равнодушным, но быстро забывается, некоторые книги, в обработке и осознании которых не нужно прилагать усилий, добиваться результата, — также простые стимулы. При их действии возникает реакция организма, но не личности.

Подростки по природе своей ориентированы на простые стимулы, то же самое можно сказать и про современное общество. Простые стимулы широко распространяются по телевизору, радио, в интернете. Практически все маркетинговые ходы и рекламные ролики используют простые стимулы, создающие и удовлетворяющие желания. По факту же эта простая мотивация сравнима с навязыванием желаний, заставляя желать и в последствии делать то, что выгодно другим.

Но, к счастью, у простой мотивации короткая «жизнь», она быстро теряет привлекательность, перестает действовать. Чем проще стимул, тем больше его приходится подпитывать, стимулировать и активировать. Стоит помнить, что если жизнь перенасыщена подобными стимулами, то быстро наступает насыщение, которое, в принципе, неизбежно. Создается желание получать все больше и больше, ведь простыми стимулами невозможно удовлетвориться. И, переступив определенную черту, можно встать на путь зависимости и саморазрушения.

Сложные внешние стимулы для подростков

Такие стимулы можно назвать вдохновляющими, в некоторой степени даже активирующими. Они действуют извне, из окружающей среды, заставляют проводить внутреннее усилие. Если подростки после получения определенной информации, стимуляции стремятся к размышлению, начинают искать детальную информацию и встают на путь самосовершенствования — это действие сложного внешнего стимула.

Для примера: просмотр фильма о супергерое. Одни подростки купят плакат и увлекутся биографией полюбившегося актера, другие — пойдут в тренажерный зал, станут волонтерами и постепенно добьются результатов в сфере «спасения мира». Казалось бы, простой, но такой сложный стимул извне станет мотивацией для подростка к сложным и длительным действиям по достижению определенной цели.

Главное отличие между сложными и простыми стимулами — первые не наедают, ведь они стимулируют выработку творческого ответа. Сами подростки одухотворяют свои стимулы, видят их постоянно, постепенно мотивирующие стимулы начинают открываться в новом свете.

Созревание таких стимулов можно видеть в поведении малышей. Примерно до 5 лет ребята отличаются активностью, продуктивностью, они сами находят себе стимулы и создают мотивацию. В этой возрастной группе они еще способны сотворить волшебный мир из любых подручных материалов, будь то бумага, камушки, кубики, а простая игра в обычной комнате превращается в увлекательное морское путешествие. При помощи игрушек совершаются самые сложные операции по спасению безнадежно больных пациентов.

Но примерно с 6 лет дети попадают под мельницу воспитательного процесса, взросления, вынуждены приспосабливаться к условиям внешнего мира. Эти условия становятся причиной того, что дети постепенно теряют непосредственность, становятся пассивными, и им теперь необходимы стимулы и мотивация извне. Действие простых стимулов быстро надоедает, пресыщается, но при формировании сложных — все иначе. Их не бывает много, и даже если достигнута определенная, ранее поставленная цель, созревает новая.

Внутренние стимулы

Если у подростка богатый внутренний мир, его жизнь разносторонняя, то о внешних стимулах можно не беспокоиться. Подростки сами могут ставить собственные цели и думать о средствах их достижения. Внутренние стимулы связаны с желанием узнавать, стремиться к победе, помогать, творить и преображать окружающий мир. Активность подростков идет изнутри.

Подростки не рождаются с определенным набором внутренних стимулов, их появление связано с процессом воспитания. Родители могут указывать путь, но пройти его подросток должен самостоятельно. Под внутренними стимулами можно подразумевать внутреннюю активность, нематериальные цели. Родители должны научить подростков ставить цели-достижения, которые помогут самореализоваться не только в материальном отношении, но и в социальном.

Как родителям создавать мотивацию у детей

Как родителям создавать мотивацию у детей

Родители должны побуждать ребенка «захотеть» что-то делать самостоятельно. Сначала это может быть все что угодно: поделка для родителей, бабушки или друзей, изучение иностранного языка, создание какой-то группы в интернете, развитие в коллективе.

Таким образом родители посылают мотивирующие импульсы извне, стимулируют внутреннюю активность. Если у подростка нет стимула учить скучный урок, то родители должны изменить подход к обучению. Это должны быть не скучные учебники и тетради, а, например, видео-, аудиоуроки, обучение в группах. Возможно, смена обстановки, подхода к обучению и подействует как лучшая мотивация на успех.

Психологи говорят о том, что внутренне мотивированные дети более успешны в учебе, причем получают от этого процесса удовольствие и не думают о слове «надо». Такие дети и подростки с готовностью и легкостью берутся за новые трудные задачи.

Мотивация подростков выражается и в личном примере: если родители амбициозны, ставят перед собой цели и достигают их. Подростки должны понять, что родители получают удовлетворение не только от полученной заветной цели, но и от самого процесса ее достижения.

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 4549 человек!