Родителям приходится проходить через множество проблем, наблюдая, как растут и взрослеют их дети. Некоторые из них могут показаться пустяками, но только тем людям, которые не сталкивались с ними на собственном опыте. Речь идет, например, о том, каким образом и в какое время приучить ребёнка ходить на горшок.
На самом деле такой санитарно-гигиенический навык является одним из важнейших для периода раннего возраста детей. Более того, это настолько важная часть жизни маленького ребёнка, что ей посвящены десятки исследований профессиональных психологов, медиков и педагогов.
Но каждой семье при появлении новорожденного все равно приходится самостоятельно проходить этот путь, опираясь на опыт знакомых и советы специалистов. Особенно много сложностей возникает в том случае, если новорожденный малыш — первенец. Как правило, такие родители слишком торопятся приучить его к «взрослому» туалету. Такая торопливость нередко заканчивается стрессом и психологическими проблемами у ребёнка.
Рак кишечника: симптомы, онкотесты, лечение, профилактика
Пройдите тест и оцените риск развития рака кишечникаКакой метод обучения детей наиболее популярен
Несмотря на существование множества программ обучения малышей подобным навыкам, на протяжении уже более чем полувека неизменно популярным остается так называемый метод Бразелтона. Его в начале 60-х годов прошлого века разработал известный американский педиатр Томас Берри Бразелтон (Thomas Berry Brazelton).
Данный метод, ориентированный, прежде всего, на самого ребёнка, прижился далеко не сразу, но теперь считается общепринятым. В частности, его рекомендует и Союз педиатров России (СПР). Причина в том, что такой способ максимально учитывает физиологические особенности маленьких детей и их психологический настрой.
Главное — они должны проявить готовность к обучению «взрослому» туалету. Признаками такой готовности можно считать:
- дети не менее двух часов подряд остаются сухими, в том числе после сна днем.
- малыш уже самостоятельно сидит и даже ходит.
- он регулярно и в определенное время ходит в туалет «по-большому».
- возраст детей таков, что они уже хорошо понимают физиологический процесс оправления и могут его обозначить определенными словами.
Также учитывается то обстоятельство, что ребёнок готов к имитации действий своих родителей, в том числе и в такой деликатной сфере. И к тому же он стремится проявить свою независимость в каких-то бытовых мелочах. Весь этот комплекс признаков и дает основание применить метод Бразелтона.
В каком возрасте детей можно применять метод Бразелтона
Подходы Томаса Бразелтона разделяют и многие другие специалисты в этой сфере. Сходную точку зрения выражал, например, и такой известный педиатр из США, как Бенджамин Спок. Их позиции сходны в том, что малышу необходимо достичь определенной степени готовности к такому шагу. В противном случае это будет насилием над его психикой.
Маленькие дети в основном легко обучаются различным навыкам. Но происходит это только в том случае, если их центральная нервная система к этому уже готова. Стимулировать ее развитие искусственным путем практически невозможно, да и не нужно. Спешка в этом вопросе не даст ожидаемых результатов. Более того, доказанным является факт, что у ребёнка до года практически отсутствует контроль за опорожнением мочевого пузыря и кишечника.
По оценке Бенджамина Спока, после базового формирования центральной нервной системы оптимальный возраст детей для начала туалетного обучения — это 2-2,5 года. Метод Бразелтона предлагает более низкую планку — не менее 18-ти месяцев, то есть полтора года. Однако в любом случае это намного больше, чем модное в некоторых кругах стремление привить ребёнку навыки опрятности уже на первом году жизни. Это приводит к тому, что родители пытаются посадить на горшок чуть ли не новорожденных.
Какие ошибки допускают родители при обучении малышей
Метод Бразелтона и другие, сходные с ним, основываются на том, что при определенном возрасте детей формируется их всесторонняя готовность к подобному обучению:
- физиологическая, которая проявляется в полноценном формировании сфинктера прямой кишки и всего мочеиспускательного канала;
- психологическая, формирующая четкое осознание детьми родительских инструкций в данной интимной сфере;
- эмоциональная, создающая позитивный настрой при освоения различных навыков.
Пока такая всесторонняя готовность ребёнка не сформирована, принуждение к горшку будет просто насилием над его психикой и физиологией. При этом нет значительных различий между мальчиками и девочками. Оптимальный возраст детей для обучения туалетным навыкам считается единым вне зависимости от их пола.
Вместо того чтобы терпеливо дождаться формирования такой комплексной готовности ребёнка, некоторые родители начинают вырабатывать у него условные рефлексы. Чтобы добиться от малыша заветного мочеиспускания, его сажают на горшок и стимулируют, например, звуком журчащей воды. Это действительно на какое-то время может сформировать привычку, но она не будет устойчивой. Ведь на самом деле мочеиспускание должен стимулировать переполненный мочевой пузырь, а не посторонние звуки.
Эти навыки утрачиваются так же быстро, как и прививаются детям. Причина в том, что они не являются осознанными и основываются на неверной базе. Любой стресс может уничтожить с таким трудом привитую привычку — ссора родителей, переезд, конфликт в детском саду, страшная сказка и т. д. Самое печальное, что утрата навыка может произойти именно в тот период, когда ребёнок вступает в период осознанного обучения, то есть около двух лет.
Родители не понимают, что происходит. Ведь малыш еще совсем недавно ходил на горшок, а теперь вдруг категорически отказывается и капризничает при попытке взрослых усадить его на привычную вроде «ночную вазу».
Причина в том, что к этому возрасту, наконец, сформировался естественный контроль за мочеиспусканием и опорожнением кишечника. Мочевой пузырь еще пустой, и ребёнок это чувствует, а мама сажает его на горшок и начинает издавать привычные звуковые сигналы. Выработанный рефлекс вступает в противоречие с физиологией и ощущениями ребёнка.