Психология детей
Как нельзя успокаивать детей?
4.8

Как нельзя успокаивать детей?

Маленькие дети требует к себе много заботы и внимания. Когда им плохо, они чувствуют боль, страдание, жалуются родителям, а те стараются прийти на помощь и успокоить их. Что обычно делают взрослые, чтобы малыш перестал плакать, школьник — вести себя агрессивно, переживать тяжелые чувства? Чаще всего, взрослые отвлекают детей от грустных мыслей, стремятся развеселить их, а иногда просто заставляют замолчать. Такие методы воздействия обычно достигают своей цели — дети успокаиваются. Однако, мало кто задумывается над тем, что, в это время и в последующей жизни происходит с чувствами ребенка. То, каким образом привык успокаиваться малыш, оказывает прямое воздействие на его поведение в подростковой и взрослой жизни. Как нельзя успокаивать детей? Какие слова вредят детской психике, когда ребенок находится в стрессе, не может перестать плакать, боится или испытывает боль?

Особенности психики детей

Особенности психики детей

Психические процессы ребенка начинают развиваться во внутриутробном периоде. На их становление оказывают влияние:

  • самочувствие матери и ее эмоциональный фон;
  • генетические особенности;
  • образ жизни женщины;
  • ее мысли о будущем малыше и чувства к нему.

Появившись на свет, ребенок не только обладает рефлексами, но, также, испытывает чувства и ощущения. На то, какими они будут, снова оказывают влияние поведение и отношение близких людей.

Отстраненность родителей, грубое или агрессивное отношение отрицательно влияют на психическое развитие малыша.

Безусловное принятие ребенка, понимание его чувств, желаний и потребностей способствуют тому, что он развивается полноценно, чувствует себя счастливым и довольным.

Подрастая, дети продолжают «впитывать» все, что демонстрируют родители своим поведением и отношением к ним. Если они проявляют к нему неуважение, не слышат и не понимают его, то он учится относиться к себе также. Критика и осуждение учат маленького ребенка ругать себя, не замечать достоинств не только в своей личности, но и в окружающих людях.

Спокойное отношение к детям и поддержка способствует полноценному раскрытию детских способностей. Благожелательное и уважительное отношение в семье делают из него человека, который уважает себя и других.

Чем старше дети, тем разнообразнее их эмоциональные реакции и поведение. Если родители не готовы к проявлению детского характера, то, им может быть трудно заниматься воспитанием.

Жалеют родители ребенка или нет — также сказывается на развитии его личности. Жалеть другого, когда он неважно себя чувствует или ему больно — настоящее искусство, которое имеет свои причины и последствия. Некоторые из них могут вызвать определенные проблемы в поведении детей.

Неправильные привычки родителей

Когда ребенок ударился и плачет, расстроился, грустит, ведет себя агрессивно, взрослые используют разные методы, чтобы успокоить его.

  • «Смотри, какая птичка полетела!», «У меня для тебя кое-что есть!» — фразы, которыми родители хотят отвлечь ребенка от негативных чувств или заставить перестать плакать. Дети отвлекаются, замолкают и с охотой рассматривают то, что предлагает взрослый. На бессознательном уровне, это приводит к тому, что, он начинает отрицать или не замечать собственные переживания каждый раз, когда испытывает их. Обращать внимание на что-то постороннее, игнорируя, при этом, собственные чувства — жизненная установка детей, которых успокаивали таким образом. По этой причине, у людей формируется способ поведения «Надо пойти развлечься», «Пора расслабиться», «Мне нужно выпить» в тот момент, когда в жизни случается серьезная проблема, доставляющая дискомфорт и требующая решения.
  • «Съешь конфетку (шоколадку, яблоко)» — предлагают родители, желая, также, отвлечь ребенка от слез или переживаний. Психологическая практика показывает, что, зачастую дети, привыкшие успокаиваться с помощью вкусной пища, в жизни имеют проблемы с лишним весом, потому что, бессознательно, «заедают» трудности, стрессы, нерешенные вопросы.
  • «Такой большой, а плачешь», «Хорошие девочки (мальчики) так себя не ведут!». В данном случае, взрослые указывают расстроенному ребенку на то, что, испытывать чувства боли и страдания — стыдно и неправильно. Во взрослой жизни, люди, которые «впитали» данную установку, запрещают тебе переживать отрицательные эмоции, часто, не понимают, что они чувствуют, имеют трудности с самовыражением. Кроме того, им бывает трудно распознать собственные желания, особенно, в стрессовых ситуациях. Так как у них стоит запрет на переживание чувств, они ощущают себя растерянными, сталкиваются с сопротивлением, когда следует решить проблему.
  • «Замолчи немедленно, иначе…» — силовой метод заставить ребенка успокоиться. Дети, которые воспитывались с его помощью, бессознательно знают, что любые чувства несут опасность, поэтому, часто, они «закрыты» не только для окружающих людей, но и для самих себя. Когда у них появляются свои дети, они, интуитивно, успокаивают их также. Это нарушает контакт между детьми и родителями, лишают общения, близости и доверия. Ребенок понимает, что он нужен, только тогда, когда улыбается и радует других, а с отрицательными чувствами его не принимают.
  • «Тебе не больно (не страшно)», «Тебе показалось». Так говорят некоторые родители, желая успокоить ребенка, убедить его в том, что он ничего не чувствует. Дети, которые следуют данным установкам, вырастают с нарушением личных границ. Они могут подвергаться манипуляциям и обидам со стороны окружающих, однако, их психологическая защита — смех и игнорирование. Это люди, которые привыкли терпеть, делать вид, что с ними ничего плохого не делают, «Не обращать внимания», даже, если они подвергаются физическому или эмоциональному насилию.

Все перечисленные способы опасны для развития ребенка и детской психики. Несмотря на кажущуюся безобидность и легкость, они «уводят» детей от эмоций, потребностей, желаний и провоцируют развитие психологических комплексов.

Как правильно жалеть ребенка?

Как правильно жалеть ребенка?

Все чувства человека имеют право на существование, даже, если они отрицательные и болезненные. Не нужно бояться переживать их вместе с ребенком и запрещать ему делать это. Важно позволять детям плакать от боли и обиды, злиться от досады и агрессии, волноваться перед предстоящим событием, страдать, если случилась беда. Поддерживать детей в трудный момент — это лучшее, что могут сделать для них родители. Находить слова утешения, делиться своими переживаниями, говорить о том, что они понимают, как чувствует себя ребенок и предлагать свою помощь — методы, которые, на самом деле, дарят успокоение, дают ему понять, что он не один и с ним все в порядке. Благодаря такой поддержке, детская психика развивается правильно, отношения с родителями переходят на новый уровень — близкий и доверительный.

Использованы фотоматериалы Shutterstock