Войти
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Психология детей
  6. Лень у ребенка: что стоит за ней?

Лень у ребенка: что стоит за ней?

Лень у ребенка: что стоит за ней?

Ленивый ребенок, который часто устает, ничего не хочет и ничем не интересуется — знакомая картина для многих родителей. Особенно сильно такое детское поведение раздражает взрослых, которые сами являются активными, способными, умеют трудиться, имеют много разносторонних интересов. В таком случае, они, глядя на своего ленивого ребенка, испытывают разочарование и тревогу, задаются вопросом: «Что с ним не так?». Часто, причина детской лени кроется не в плохом характере, как думают многие, не в нарушениях развития или генетических особенностях, когда «Он весь в отца — тому тоже было ничего не нужно». Почему дети ленятся? Как бороться с ленью? Узнайте из этой статьи.

Ребенок перегружен занятиями

Ребенок перегружен занятиями

В настоящее время дополнительное образование детей приобретает все большую популярность. Иностранный язык, спортивные секции, разные виды творчества, логопедия, занятия с психологом — далеко не полный список того, чем сталкиваются даже самые маленькие дети. Большинство родителей думают, что, чем раньше дать ребенку дополнительное образование, тем легче ему будет учиться в школе, и он станет обладать всеми необходимыми навыками.

Не все занятия, какими бы полезными интересными они не были, нужны детям. Для полноценного развития психики, интеллекта и познавательных процессов, нужно не только знакомить их с ментальной арифметикой, робототехникой, но, также, давать свободное время для самостоятельной деятельности. Дополнительное образование, когда его слишком много в детской жизни, провоцирует усталость, блокирует природный интерес, вызывает сопротивление. Ребенок перестает интересоваться занятиями и упражнениями, которые предлагают ему родители, все чаще отказывается посещать кружки и секции, ленится делать то, что, по мнению взрослых, ему должно нравиться. Таким образом, вместо того, чтобы считать ребенка ленивым и пытаться давить на него, желая вызвать активность, нужно понять, не перегружен ли он дополнительным образованием.

Страхи и тревоги у детей

Когда в детской жизни происходит стресс — родители ссорятся, семья на грани развода, рождается брат или сестра, случается переезд, переход в другую школу — психика ребенка, чтобы справиться с ним, выставляет защиты. Так как, дети не обладают критическим мышлением и не могут объяснить, о чем они переживают и тревожатся, лень — один из способов сделать это. Напряжение в детской личности не позволяет быть радостным, активным, любознательным. Родителям нужно обратить внимание на ребенка, чтобы понять — чего он боится, о чем переживает. Откровенный разговор и поддержка помогут успокоиться и тогда детская активность возобновится сама собой.

Нереализованные желания ребенка

Чем младше дети, тем чаще они живут в мечтах и фантазиях. Их потребности и желания, если они удовлетворяются родителями, оздоравливают психику, способствуют взрослению. В обратном случае — когда ребенок не получает, того, что хочет — он все время будет чувствовать внутреннюю неудовлетворенность. Из-за нее уровень энергии снижается, желание познавать мир, быть активным пропадает, вместо них появляется лень. Ребенок все чаще говорит о том, что он устал, ему ничего не хочется. Такое поведение свойственно как маленьким детям, так и подросткам.

Взрослым следует задуматься над тем, удовлетворяются ли базовые детские потребности — получает ли ребенок достаточно любви и внимания от значимых людей, есть ли в его жизни то, о чем он мечтает? Какие вещи и события приносят ему радость? Положительные чувства — удовольствие, счастье и любовь — помогают энергии выйти наружу и, тогда, дети с радостью выполняют задания, учатся ставить цели и достигать их.

Психологическая травма

Быть активным, жизнерадостным и трудолюбивым, человек может лишь в том случае, если с ним и его жизнью все в порядке. Обратная сторона этого состояния — наличие и переживание психологической травмы. При этом, не имеет значения то, когда ребенок начал переживать ее — в далеком детстве или недавно, в результате негативных событий — если ему вовремя не оказали помощь, не поддержали, последствия психологической травмы будут давить на него изнутри, не позволяя учиться с удовольствием, заниматься хобби, изучать окружающий мир.

Легко распознать травму у ребенка, наблюдая за ним — он может быть рассеянным, плаксивым, плохо спать, иметь страхи, быть скованным, отказываться от общения, проявлять агрессию. В таких случаях дети выглядят ленивыми — им ничего не хочется, они часто подавлены, забывчивы, невнимательны. Любое событие, предполагающее активность, вызывает тревогу, желание избежать его. Консультация с детским психологом, ряд диагностических тестов с целью определить эмоциональное состояние ребенка, поможет родителям сделать детскую психику здоровой.

Гиперопека со стороны взрослых

Гиперопека со стороны взрослых

Иногда взрослые, сами того не замечая, создают у детей привычку лениться. Как они это делают? Когда ребенок воспитывается в условиях гиперопеки: ему не позволяют делать то, с чем он может справиться, не отпускают гулять одного, когда всем сверстникам это позволено, стараются уберечь от любых конфликтов в школе, не разрешают пользоваться бытовыми приборами, все время следят за поведением и деятельностью, контролируют каждый шаг. В таких условиях, он будет расти с ощущением того, что, не в состоянии справляться со своей жизнью, ведь, все за него делают родители. Тогда, лень может выступать следствием подобного отношения в семье или протестом, адресованным матери и отцу.

Дети должны жить в безопасных условиях и знать, что, взрослые всегда поддержат их, однако, для того чтобы повзрослеть и стать самостоятельными, им необходимо постепенно отделяться от родительской семьи. Это значит, что, ребенку нужно уметь делать выбор, принимать решения, заниматься тем, что хочет он и что интересно ему, а не родителям.

Рекомендации родителям

Для того чтобы повлиять на детское поведение, полезно соблюдать следующие рекомендации:

  • держать данное слово, чтобы дети тоже учились поступать так;
  • разобраться с собственной ленью и эмоциональными «завалами» — понять, что хочется делать, а что — приходится, решить внутренние личные конфликты;
  • приучать детей соблюдать режим дня;
  • вызывать интерес к занятиям, создавать мотивацию;
  • приобщаться к детской деятельности — ведь заниматься каким-либо делом, пусть оно даже будет трудным, гораздо легче вместе, сообща.
Пройдите тест
Насколько общителен ребенок
Насколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 3859 человек!