Есть праздники официально признанные, и при этом не слишком известные. А есть неофициальные, но при этом любимые многими. 15 декабря отмечается один из них, предложенный Центром по образованию и общению: Международный День чая. Когда еще и общаться, как не за чашкой чая, с вареньем и плюшками?
Мы так привыкли к такому общению, что честно не видим ничего плохого в приглашении на чай. Глядя на взрослых, дети тоже учатся доверять таким приглашениям. А вот это уже совсем не хорошо. MedAboutMe предлагает обсудить важную и очень серьезную тему о формировании привычки к безопасному поведению у детей и подростков.
Как узнать, есть ли аллергия и на какие аллергены?
Пройдите онлайн-тест, чтобы узнать есть ли у вас аллергияПропавшие дети: пугающая статистика
Жертвами преступлений чаще всего становятся самые уязвимые члены общества: дети, старики и женщины. Преступники нередко пользуются физической слабостью, доверчивостью и страхом потенциальных жертв.
- Из 20 детей при попытке похищения или совершения развратных действий активно кричать и звать на помощь готов в лучшем случае один ребёнок. Остальные будут молчать из чувства стыда и растерянности. Максимум — попробуют сопротивляться молча.
- 19 детей из 20 откроют дверь незнакомым людям, даже будучи дома в одиночестве. Даже если многократно слышали о том, что так делать нельзя.
- 19 детей из 20 с готовностью согласятся помочь незнакомому человеку донести сумку до дома, поймать или подержать щенка или котенка, помочь их накормить. И с легкостью согласятся зайти потом в дом к незнакомому человеку, если тот пригласит на чай с печеньками «в знак благодарности за помощь».
Хотя почти каждый неоднократно слышал о том, как нужно реагировать на подобные просьбы и приглашения, почему-то в самый неподходящий момент все слышанное вылетает из головы, и ребёнок идет по направлению к большой беде сам, своими ногами, по своей воле. И им всегда кажется, что «это же другое дело».
Когда я был маленьким, я чуть не стал жертвой педофила. Шел из школы, пинал листья. Подошел благообразный дядечка с умильными глазами и тихим, каким-то приторным голосом, с поводком и маленькой шлейкой в руке. Попросил помочь поймать убежавшего котенка. Тот, мол, в подъезде под лестницу забился, а он сам туда пролезть не может, габариты не позволяют. А мне что, трудно что ли? Я и пошел. Тем более, что кошек и собак с детства люблю.
Котенка не нашли, дядька сказал, что тот, видимо, убежал куда-то и придется его потом искать. И предложил зайти к нему, чтобы почистить мою куртку, которую я извозил в пыли под лестницей. Предложил угостить чаем с бутербродами еще. Вот честное слово — я пошел бы к нему без малейшего сомнения. Если бы он не схватил меня крепко за руку и не начал тянуть. Тут у меня что-то в голове щелкнуло, я вырвался и удрал. Коленки потом дрожали от внезапного понимания того, что могло случиться что-то очень плохое. Но родителям ничего не сказал. Они до сих пор не знают.
Это было давно, я училась в начальной школе еще. В трамвае, на котором я ехала в музыкальную школу, ко мне пристал странный мужичонка. Он был какой-то нервный, говорил очень тихо и вкрадчиво. Попросил помочь, но я не расслышала, какой именно помощи он от меня хочет. Но почему-то вышла вслед за ним из трамвая и пошла, как завороженная. Он повел меня куда-то во дворы, все больше дергаясь и нервничая. Тут до меня стало что-то доходить… Я остановилась и спросила — в чем нужна моя помощь? Глазки мужика забегали, он начал говорить еще невнятнее и сбивчивее, и я уловила только что-то вроде — «Я ничего тебе не сделаю, я только посмотрю и … понюхаю, а потом три рубля тебе дам». До сих пор звучит в голове его мерзкий голос. Это «понюхаю» почему-то испугало меня до остолбенения. Я стояла как вкопанная, а потом вдруг каааак рванула! Никогда в жизни я так не бегала, клянусь! Этот гад какое-то время бежал за мной, но я выскочила на людную улицу, нырнула в большой магазин, поплутала там, и вышла через другие двери. Родители об этом эпизоде так и не узнали до самой смерти. У меня язык бы не повернулся рассказать. Не знаю, почему.
Авторы этих воспоминаний отделались легко, им повезло. Другим везет меньше.
Каждый день в России пропадает от 10 до 50 детей. Не все эти исчезновения носят криминальный характер, и 95% детей и подростков вскоре находятся живыми, многие даже вполне здоровыми. Но остается еще 5%. Тех, кому не повезло. Тех, кто забыл или пренебрег правилами безопасного поведения.
Безопасное поведение: как научить ребёнка осторожности
Считается, что говорить о правилах безопасности следует с 3-4 лет. Но на самом деле воспитание начинается раньше, когда ребёнок получает первые установки, глядя на поведение родителей и неосознанно усваивая его как образец. Поэтому важно, чтобы родители сами соблюдали правила безопасности.
Еще важнее построить с детьми доверительные, близкие отношения, тесный контакт. Тогда родители смогут вовремя заметить изменения в поведении ребёнка, опасные тенденции и формирование легкомысленной, беспечной модели поведения.
Дети, которым не хватает общения с родителями, чаще идут на контакт с чужими людьми, проявляющими к ним внимание и демонстрирующими доброту (даже наигранную и демонстративную).
Какими странными и нелепыми не показались бы эти занятия, но прорабатывать и обыгрывать варианты развития событий нужно. Умозрительное представление о правильном поведении — одно, готовность применять знания на практике — совсем другое. Навыки должны быть на уровне автоматизма, чтобы включались мгновенно, до осмысления ситуации. Первые секунды взаимодействия с преступником очень важны.
Памятка для родителей: что должен знать ребёнок
- Родители всегда поймут и помогут. Не надо ничего скрывать. Особенно того, что вызывает смущение и стыд.
- Телефон должен быть всегда включен, номера родителей и старших в быстром наборе.
- Необходимо как можно раньше помочь ребёнку запомнить номера телефонов родителей, их имена, домашний адрес. По статистике, даже не все школьники могут сообщить при необходимости эту информацию. А уж для малышей маму чаще всего зовут просто Мама, а живут они Дома.
- Родители должны быть всегда в курсе того, куда ребёнок собирается пойти, кто там с ним будет, когда он вернется домой, каким путем и на каком транспорте. Это рутинные действия, быстро надоедающие своей кажущейся бесполезностью. Но иногда привычка держать старших в курсе может спасти ребёнку жизнь.
Ребёнок должен помнить несколько простых правил.
- Не позволять к себе прикасаться чужим людям.
- Никуда не ходить с незнакомыми или малознакомыми людьми, даже если те представляются друзьями родителей или старших братьев/сестер. Ни сумку донести чужой тетеньке, ни котеночка поймать, ни щеночков покормить, ни чаю с пирожными попить, ни музыку послушать.
- Не заходить с незнакомцами в лифт. В подъезд тоже, особенно — в чужой.
- Не садиться в машину с незнакомыми людьми. Ни чтобы показать дорогу, ни чтобы они подвезли куда-то.
- Не открывать двери чужим людям. Вообще никогда, если ребёнок дома один. Ни под каким предлогом. Ни для проверки газовых приборов и сантехники, ни для того, чтобы получить телеграмму, ни «знакомому твоего папы», ни «маминой подруге».
- Если кто-то пытается увести ребёнка силой или навязчивыми уговорами, тот должен не стесняться, кричать и сопротивляться изо всех сил. Кричать в подъезде стоит о пожаре, это скорее заставит соседей открыть дверь. Если дело происходит на улице — лучше кричать о помощи, о том, что это незнакомые люди, а не родители или родственники.
Да, это трудный выбор: воспитать в детях подозрительность, недоверчивость, нежелание помогать окружающим, или вырастить открытых, доверчивых, отзывчивых, беззаботных и потому уязвимых для злоумышленников людей. Но этот выбор каждый делает сам, руководствуясь собственной системой ценностей.
В любом случае, тема безопасного поведения должна подниматься в каждой семье.
Почти все дети склонны доверять взрослым, которых они видели раньше. Даже если это просто живущие по соседству люди, с которыми ребёнок только здоровается.
Женщинам, старикам и другим детям доверяют еще больше.
Большинство детей и подростков не помнят номеров телефонов родителей или родных.
Многие мальчики 8-14 лет склонны переоценивать свои возможности. Они уверены, что могут злоумышленнику «треснуть так, что улетит», или, по крайней мере, что непременно убегут и их никто не догонит.
Надо ли говорить о том, сколько бед все это может принести?
Оказывается — надо, и как можно чаще.
В возрасте 3-4 лет ребёнка надо научить понятиям «свои/чужие». Малыш должен твердо знать: трогать его, обнимать, брать на руки может только «свой». В 6-7 лет пора учить детей основам безопасного поведения, желательно — на примерах. Примерно в том же возрасте необходимо объяснять основы безопасности в интернете, потому что дети обзаводятся аккаунтами в соцсетях все раньше. И легко делятся конфиденциальной информацией со всеми подряд.
В 10-12 лет можно говорить о насилии и педофилии. Важно сформировать у ребёнка готовность давать отпор, не стесняясь и не стыдясь. С 12 лет стоит давать ребёнку возможность овладеть элементарным навыками самообороны.
Очень хорошо, если родители убедят ребёнка согласиться на установку в мобильном телефоне системы родительского контроля. Это поможет ненавязчиво отслеживать перемещения детей, а также подключить функцию тревожного вызова.