Ранний возраст
8 законов обучения «с пеленок», которые реально работают
4.4

8 законов обучения «с пеленок», которые реально работают

Содержание

Сделает ли ребенок что-либо выдающееся в будущем или вырастет в серой посредственности — это будет зависеть от очень многих факторов, встреч, потрясений … и поддержки. В первую очередь, поддержки родителей. Да, родители будут любить свою «кровинушку» вне зависимости, вырастет ли чадо гением или раздолбаем, но святая обязанность любого родителя — обеспечить ребенку условия, в которых он мог бы вырасти личностью.

Будучи беременной, мама кушает морковку, рыбу и молоко в надежде, что ребенок получит необходимые микроэлементы для развития потенциала головного мозга. Когда ребенок рождается, зачастую поведение родителей сводится к заботе о внешнем уходе, или же наоборот, мама начинает штудировать все возможные методики раннего развития, и очень расстраивается, когда это развитие идет не такими быстрыми темпами, как ей хотелось бы. Что же действительно важно, и о чем не стоит забывать?

Мучение или все же обучение?

Мучение или все же обучение?

Когда ребенок мал, ему все интересно, абсолютно все. Если малыш чем-то заинтересуется, он будет завороженно делать это снова и снова, пока в его маленькой головке не выстроится логическая цепочка, он не сделает какие-то выводы или, наконец, ему это не надоест. Даже если родителям кажется, что он «считает ворон», на самом деле, он в это время постигает одну из тайн вселенной, и мешать ему в этом не стоит.

Итак, когда ребенок чем-то увлечен, не стоит ему мешать. Его стоит направлять именно тогда, когда ему наскучил предыдущий процесс. Если обучение преподносится правильно, оно никогда не будет восприниматься как наказание или что-то неорганичное. Это игра, в которую очень интересно будет поиграть. Ну, а если родителям не хватило придумки превратить обучение в развлечение, если они начинают медленно и методично что-то ребенку навязывать, у них просто ничего не получится: ребенок не будет этим заниматься и убежит без зазрения совести — примерно до семи лет уровень социализации не включает пункт обязанностей и терпения, делания «через не хочу».

Обеспечение развивающей среды

Обеспечение развивающей среды

Родительская лень может исходить из усталости, нехватки времени, но чаще из банального нежелания убирать последствия. Для ребенка будет интересно все, что вы дадите ему в руки — просеивать муку, катать шарики пластилина, раскрашивать кисточкой картинки, клеить фигурки. Даже если вы занимаетесь домашними делами, не бойтесь занять руки малыша каким-то материалом для творчества. Пусть вам придется потом отмывать от столика пятна краски, счищать пластилин или вытирать муку с пола, но счастливые глаза ребенка будут вам достойной платой.

Наскучило одно действие — предложите другое! К сожалению, маленькие дети очень подвижны, и как бы некоторым родителям не хотелось засадить малыша двух-трех лет за книжку или пазлы, надолго не получится. Жизнь маленького ребенка — это движение. И чем большим количеством вариантов для направления этой жажды деятельности придумают родители, тем более спокойно и радостно будет в их доме. Еще небезызвестный Корней Иванович Чуковский точно подметил, что в детском лексиконе гораздо больше глаголов, чем во взрослом. Когда рядом с ребенком что-то шумит, прыгает, падает или гремит, он верещит от счастья. Но когда дома ходят на цыпочках или стоит унылая тишина, дети начинают «разбойничать». И замирают лишь на время, когда по телевизору идет реклама. Почему? Потому что во время рекламного ролика разворачивается какой-то стремительный сюжет, который завораживает ребенка и утоляет его «голод» по скорости. Отсюда выведем один из «законов» успешного обучения:

Любое действие привлекательнее бездействия.

С этой точки зрения, различные пособия для раннего развития отнюдь не лишены ценности: они не ставят целью вырастить ребенка гением, их конечная цель — расширить кругозор, дать возможность для адекватного усвоения информации в будущем. Пособия Монтессори? Почему бы и нет! Карточки со словами Маниченко? Отлично, если малышу и маме весело их разглядывать! Наклеивать наклеечки? Слушать аудиосказки? Абсолютно любая деятельность будет во сто крат лучше, чем бездеятельность и праздношатание из угла в угол. И задача родителя — увидеть, что ребенок начал маяться, и предложить ему новую игру или задание.

Ранний старт?

Ранний старт?

Мы можем наблюдать по центральному телевидению за «удивительными» детьми, которые в неполные три-пять лет знают столицы государств или на память читают серьезные стихи великих поэтов. И мы невольно задаемся вопросами, а вдруг эти дети возгордятся своим талантом и притормозят в дальнейшем развитии (да, так бывает), зачем это нужно, наверно, это лишь родительская блажь? Если посмотреть с другой стороны, ребенок получает хорошую память, развитый язык, одобрение родителей — мы не знаем, что будет через пять лет, но сейчас плюсы раннего развития, без сомнения, не стоит сбрасывать со счетов. Конечно, при условии, что успехи ребенка получаются легко и естественно, без нажима (и ремня) родителей.

Как правило, дети, с которыми занимаются с малых лет, остаются впереди.

Позволим себе небольшое отступление. Все мамы знают, что вкусовые привычки у ребенка формируются в несколько стадий: сначала ребенок кушает лишь мамино молоко (без вопросов, жадно и вкусно), потом послушно глотает с ложечки практически весь прикорм, который ему предлагают (за редким исключением). После ребенок кушает лишь то, что ему понравилось — сладкий йогурт, куриный наггетс или печенье, — в то время, когда мама сетует, что ребенок стал разборчивым «малоежкой». Меж тем, во Франции, например, такая проблема редко существует, потому что мамы с самого раннего возраста стараются предложить ребенку как можно больше блюд, и не останавливаются, если один раз ребенку что-то не понравилось: они дадут ему попробовать печенку или патиссон в шестой и седьмой раз и, как правило, в восьмой раз ребенок съест кусочек, а затем без проблем (и даже с аппетитом) будет это есть впоследствии. То есть, к моменту, когда ребенок созреет до «я большой, я не буду, я сам», у него сформируется широкий круг вкусовых предпочтений.

Если провести аналогию с обучением, то с детьми раннего возраста гораздо проще заниматься и чему-то их обучить, поскольку позже вмешивается характер. А малыш с широко распахнутыми глазами и открытым ротиком будет готов слушать все, что вы расскажете, и смотреть на все, что вы покажете. Еще Глен Доман утверждал, что в два года ребенка гораздо проще научить, например, читать, чем в три. Младенец — это самый любопытный человек на земле. И этим стоит воспользоваться!

Законы познания

Законы познания

Как мы уже упомянули, ребенку постоянно следует предлагать что-то новое, непознанное. Школа и университет научили нас, что необходимо многократное повторение для закрепления пройденного. Но мозг младенца устроен так, что новое отпечатывается на нем мгновенно, он обладает феноменальной памятью и более того — ему не нужно много времени, чтобы строить причинно-следственные связи. Это взрослым необходимы многочисленные инструкции и алгоритмы. Дайте ребенку первоначальный материал — и он сам сделает необходимые выводы, поскольку незамутненным разумом еще способен видеть непреложные законы природы.

Вводите почаще новый материал.

Смело идите вперед, не думайте, что ребенок еще мал и «многого не понимает». Детишки с удовольствием воспринимают все новое. Пусть ребенок сегодня еще не умеет рисовать пунктиром, научите его рисовать линии, круги и квадраты — если будете «держать руку на пульсе», вы почувствуете, когда ребенок будет готов выполнить пунктирную линию. Тогда смело берите прописи с лабиринтами и заполняйте пунктиром путь от мышки к норе и от морковки к зайке.

Останавливайте занятия прежде, чем ребенку наскучит.

В этом заключается «закон» сохранения познавательного голода. И этим активно пользуются создатели сериалов — каждый раз заканчивая очередную серию на самом интересном месте. Кто после этого не будет с нетерпением ждать продолжения? Так и с детьми, не «перекармливайте» его информацией, лучше смените род деятельности: если вы чертили или рисовали за столиком, отпустите ребенка побегать с мячом или сходите погуляйте, и наоборот.

Хорошее настроение и вера в победу

Хорошее настроение и вера в победу

Педагог-новатор Виктор Федорович Шаталов утверждал, что «ученик должен учиться победно».

Ребенок будет делать то, за что его хвалят.

Мужья, кстати, тоже. Об этом знают все, но почему-то похвалы стихают по мере взросления ребенка. Но тот факт, что многим из нас, взрослым людям, все равно важно мнение наших собственных родителей, показывает, что ребенку уж тем более необходимо слышать поистине волшебные слова одобрения и ободрения. Тогда он горы свернет!

В противном случае получится, как в семье Страдивари: история гласит, что у великого гения было много сыновей, но ни одному он не смог передать свой опыт изготовления идеальных скрипок. Специалисты рискуют предположить, что это случилось из-за того, что великий просто не мог справиться с несовершенством работ младшего поколения и сопровождал обучение гневом и руганью.

Проводите обучение, когда настроение хорошее не только у вас, но и у ребенка.

Многие мамы как-то исключают сам факт, что у ребенка могут быть грустные мысли, плохое настроение или собственные планы. Так вот, с обстоятельствами ребенка очень даже придется мириться. Во-первых, потому что в период хорошего настроения можно научиться во сто крат большему. А во-вторых, капризы могут быть следствием начинающейся болезни, прорезывающихся зубов или усталости, голода. Если родители будут давить на ребенка и заставлять, это только усугубит ситуацию.

У победителей быстрее заживают раны, чем у побежденных. Сделайте ребенка победителем по жизни. Как? Будьте счастливы сами. Не стоит заниматься с ребенком, если вы сами на грани нервного срыва или чрезмерно устали. Ребенок реагирует на ваши интонации, будет также нервничать (ведь что-то «не так», он чувствует), и потом, дети постарше склонны винить себя в том, что мама чем-то недовольна. Вместо того, чтобы культивировать в ребенке чувство вины, постарайтесь сперва сбросить собственное нервное напряжение — это пойдет на пользу и вам, и самому ребенку.

Пожалуй, последнее, но от того не менее важное. И вы сами, и ваши дети должны чувствовать, что вы проводите совместное время с удовольствием. Тогда и речь будет правильной, грамотной и чистой, и мысли — ясны, и действия — быстрые и четкие. И развитие будет проходить правильно и гармонично. Проводить прекрасно время со своим ребенком — не об этом ли вы мечтали, когда ждали малыша на свет? Иногда в суете это забывается, но предновогоднее время — самый подходящий период для того, чтобы об этом вспомнить!