Войти
Выбор региона
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Ранний возраст
  6. Кризис трехлетнего возраста у детей: как справиться?

Кризис трехлетнего возраста у детей: как справиться?

Автор
Анжелика Кузьмина
Автор
Анжелика Кузьмина
Кризис трехлетнего возраста у детей: как справиться?

Содержание

Дети быстро растут и развиваются, радуя родителей своими успехами. Но приходит время, когда родные перестают узнавать ребенка — он становится непослушным, упрямым, порой даже агрессивным. Такое поведение детей в отношениях с окружающими называют кризисом трехлетнего возраста.

Что такое кризис трехлетнего возраста детей?

Кризис трехлетнего возраста — это первый в жизни человека возрастной кризис. Так называют переходный период от раннего детского возраста к дошкольному. В это время происходит кардинальная перестройка механизмов личности малыша, в его сознании появляются новые штрихи. Вырабатываются иные подходы к взаимоотношениям с окружающими.

По определению психологов, кризис трехлетнего возраста — это достаточно условное понятие. Такие перемены в поведении разных детей могут наблюдаться в разном возрасте. Обычно это случается в период от 2-х до 4-х лет. Время протекания кризиса тоже является условным и длится обычно недолго — несколько месяцев. Степень его выраженности зависит в основном от индивидуальных качеств ребенка.

Протекание кризиса в острой форме, сопровождающееся истериками и бунтами, может быть результатом авторитарной системы воспитания, подавления детской самостоятельности, а также неадекватного использования запрещений и наказаний. Обострению отношений между детьми и взрослыми в такой же степени может способствовать другой метод воспитания — гиперопека, а кроме того, несогласованные и непоследовательные требования.

Особенности ребенка: отношения с окружающими в переходный период

Особенности ребенка: отношения с окружающими в переходный период

Основными характерными признаками кризисного периода являются:

  • Проявления деспотизма. Дети пытаются подчинять себе всех, и прежде всего, своих родителей, требуя выполнять все свои желания.
  • Обесценивание. Утрачивается ценность вещей, ранее значимых для ребенка. Подтверждением этому могут быть конфликты с родителями, ссоры с детьми на площадке, небрежное обращение с любимыми ранее игрушками.
  • Демонстрация протеста. Формирование навыков самостоятельности и независимости способно сопровождаться бунтарскими выходками. Ребенок требует, чтобы взрослые со всей серьезностью относились к проявлению его самостоятельности. Малыш, не чувствуя одобрения своих действий со стороны родителей, выражает протест, что может быть нарушением обычных норм поведения и общения со старшими.
  • Своевольность — один из основных признаков кризисного возраста детей. Ребенок не в состоянии рассчитать собственные возможности, удовлетворяя потребности в познании окружающего мира. И это способно привести к очередной конфликтной ситуации со взрослыми. Родители не всегда осознают, что малыш не собирается им помешать. Это всего лишь проявление таких особенностей ребенка, как любознательность и активность, что крайне важно для утверждения его личности, а также саморазвития.
  • Проявление строптивости. Это противостояние всем системам и правилам семейного уклада.
  • Упрямство, которое говорит о том, что малыш не отступится от своих требований ни при каких обстоятельствах только по той причине, что он этого потребовал у взрослых. Однако упрямство порой граничит с настойчивостью, и родителям нужно уметь различать эти особенности ребенка.
  • Негативизм. Это противостояние в основном одному человеку. Например, дома малыш может игнорировать одного из родных, а в детском саду проявлять свое негативное отношение к одному из педагогов.

Правила построения взаимоотношений родителей и детей в период кризиса

Правила построения взаимоотношений родителей и детей в период кризиса

В то время, когда дети пытаются понять себя, когда происходит их эмоциональное отделение от взрослых, когда начинается формирование их самооценки, родителям стоит быть особо внимательными. Чтобы поддержать своего малыша в этот непростой для него период и постараться обеспечить быстрое и легкое протекание кризиса, родителем необходимо выполнять следующие рекомендации:

  • Прекратить чрезмерно опекать ребенка и понять, что он имеет право быть самостоятельным. С этой целью рекомендуется составить перечень дел, которые малыш в состоянии выполнить, и позволить ему это делать. Никогда не следует отказываться от предложенной ребенком помощи. Даже в том случае, если он только мешает. Исключением могут быть лишь те дела, которые могут представлять для него опасность.
  • В некоторых случаях во избежание конфликта родителям можно схитрить, предоставив ребенку право выбора. Например, из какой кружки он сегодня будет пить молоко.
  • Не приказывать, а просить. Например, можно попросить малыша что-нибудь подать.
  • Контролировать собственное поведение в случае появления истерик у ребенка — повышение тона в таком случае недопустимо. Лишь благодаря спокойному поведению родителей, никак не реагирующих на истерику, малыш поймет, что подобным образом он вряд ли добьется желаемого. В результате, необходимость в подобном поведении исчезнет.
  • Избегать конфликтов и споров. Не следует силой подавлять упорство ребенка, ведь он всего лишь пытается отстаивать свое мнение.
  • Научиться уступать малышу в мелочах. Например, иногда можно позволить чуть дольше поиграть перед сном.
  • Договариваться с детьми, но непременно выполнять все свои обещания.
  • Этот возраст детей предполагает использование игровых приемов в воспитательном процессе. Например, когда ребенку не хочется купаться, можно попросить его искупать игрушку.
  • Не следует забывать хвалить ребенка и поощрять все его хорошие поступки. Трехлетний возраст детей — это время, когда они уже гордятся собственными успехами и достижениями, поэтому для них очень важно признание родителей.
  • Никогда не следует сравнивать своих детей с чужими. Такое поведение родителей способно спровоцировать у них негативное отношение к ровесникам, ведь в этом раннем возрасте у детей еще не развито чувство полезного соперничества. Необходимо дать понять малышу, что он всему только учится и его успехи в дальнейшем будут лучше и лучше.
  • Никакой отрицательной характеристики ребенка в случае неудач. Такое отношение может его очень ранить, а в будущем стать причиной разного рода психологических проблем. Ребенка нужно поддержать в любой ситуации и объяснить, что если в этот раз что-то получилось плохо — это не беда. В другой раз все непременно получится.

В каждой ситуации главное — терпение. Хорошие родители могут существенно облегчить протекание такого непростого для малыша кризиса, учитывая особенности ребенка, проявляя любовь и терпение. Только такая позиция поможет им сблизиться с малышом и понять его желания, а маленькому человеку — почувствовать себя самым важным, самым нужным и самым любимым.

Автор
Анжелика Кузьмина
Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 4858 человек!