Развитие ребенка в первый год жизни: эмоции и моторика

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Все дети разные, и развитие ребёнка – это уникальный процесс, который у каждого проходит по-своему. Тем не менее, каждый этап физического и психологического развития имеет общие особенности. О самых важных из них мы сегодня и поговорим.

Ребёнок родился: первый стресс

Процесс появления на свет – это сильный стресс для организма новорожденного ребёнка. Поэтому момент рождения часто называют кризисным. Маленькому беззащитному человечку теперь придется приспосабливаться к новым для него условиям существования. В этом ему будут помогать врожденные механизмы и рефлексы, ну и, конечно, забота близких людей.

Кризис новорожденности может быть спровоцирован как физическими, так и психологическими факторами. В их число входят: резкая смена условий существования, изменение типа питания, перестройка физиологических процессов и нервно-психическая адаптация на основе безусловных рефлексов.

Новорожденный ребёнок демонстрирует необходимые для выживания инстинктивные привычки поведения, направленные на удовлетворение естественных потребностей (сон, еда, тепло). А вот привычки поведения, свойственные человеку, будут формироваться постепенно в процессе дальнейшего развития ребёнка.

Чтобы кризис новорожденности прошел легче, родители должны:

  • ласково разговаривать с малышом. Спокойный мамин голос гармонизирует состояние ребёнка;
  • чаще брать его на руки. Тепло человеческого тела и сердцебиение матери – хорошее успокоительное для малыша;
  • не забывать поглаживать кожу ребёнка и делать легкий массаж. Тактильный контакт очень важен для малыша;
  • поддерживать нормальную температуру воздуха в помещении, в котором находится ребёнок. Одевать в соответствии с «погодой в доме», потому как перегрев и переохлаждение – это тоже стресс для малыша;
  • стараться придерживаться определенного режима дня.

Развитие ребёнка в первые месяцы жизни

Развитие ребёнка в первые месяцы жизни

Малыш улыбается, тянет ручки и сучит ножками? Такое поведение говорит о том, что наступил так называемый «период оживления». Развитие ребёнка на этом этапе сопровождается:

  • появлением у малыша осознанной радостной улыбки, причиной которой становится не только удовлетворение своих органических потребностей, а и приятные эмоции;
  • двигательной активностью – малыш поворачивает голову, прогибает корпус, двигает ручками и ножками;
  • вокализацией – ребёнок начинает издавать разные по продолжительности, звучанию и интонации звуки, кричит, агукает;
  • фокусированием взгляда на отдельных людях – ребёнок концентрирует взгляд, долго рассматривает лицо мамы и других родственников.

Комплекс оживления складывается постепенно, начиная примерно с третьей недели жизни, и полностью формируется примерно к 3–4 месяцам. К этому времени малыш уже умеет демонстрировать положительные эмоции в ответ на приятные внешние воздействия – прикосновения и голос мамы, мелодичные звуки, яркие игрушки. Комплекс оживления – это важный этап развития ребёнка в младенческом возрасте и психологический критерий окончания периода новорожденности. По утверждению детских психологов, именно с этого момента малыш начинает активно общаться, взрослеть и взаимодействовать с окружающим миром.

В этот период ребёнку помогут:

  • тактильный контакт – поглаживания, объятия;
  • речевое общение, приятная негромкая музыка;
  • демонстрация ярких игрушек.

Если, несмотря на старания взрослых, комплекс оживления не формируется или формируется недостаточно быстро, имеет смысл показать малыша специалисту, в первую очередь – неврологу.

Мир эмоций малыша

Примерно на втором месяце жизни малыш начинает узнавать маму, а в 3–4 месяца «знает в лицо» ближайших родственников и отличает знакомые предметы. Страх расставания с мамой появляется примерно в 7–11 месяцев. В ее отсутствие ребёнок грустит или пугается. В этом случае плач становится проявлением негативных эмоций и показателем страданий крохи. В это же время у малыша проявляются такие эмоции, как беспокойство, боязнь и стеснительность при общении с незнакомыми людьми. Ребёнок волнуется, попадая в непривычную обстановку.

К концу первого года жизни малыш проявляет такие эмоции, как радость, гнев, тревога, обида, недовольство, а также испытывает привязанность к маме и другим ближайшим родственникам. Именно в младенческом возрасте ребёнку очень важно ощущение безопасности и защищенности. На этой основе формируется доверие к окружающему миру, без которого невозможно нормальное развитие ребёнка, и которое впоследствии будет влиять на всю его жизнь.

Основные этапы развития малыша

Основные этапы развития малыша

Чтобы понять, правильно ли развивается ребёнок, нужно за ним наблюдать. Развитие малыша в первый год жизни можно условно разделить на такие этапы:

  • 2–4,5 месяца

Ребёнок фиксирует взгляд на предмете и следит за его перемещением в своем поле зрения. Чтобы проверить эту способность, следует показать малышу яркую игрушку на расстоянии примерно 30 см от его глаз. Подождать, пока кроха обратит на нее внимание, а потом медленно передвигать игрушку в одну и другую сторону. Ребёнок должен следить глазами за движущимся объектом и поворачивать голову в его сторону.

  • 4 месяца

Ребёнок хватает и удерживает небольшие предметы.

  • 6 месяцев

Малыш учится манипулировать предметами – берет протянутую ему вещь, рассматривает ее, размахивает, может бросать, перекладывать из руки в руку.

  • 8 месяцев

С этого возраста ребёнок начинает делить людей на знакомых и незнакомых. А еще учится обращаться с несколькими предметами одновременно. Чтобы проверить способности малыша, можно провести тест с двумя погремушками. Сначала ребёнку дают одну погремушку, а потом вторую. Как он себя поведет? Если малыш сможет менять руки при захвате погремушек – это хороший результат.

  • 10 месяцев

Ребёнок уверенно манипулирует двумя предметами и более. Во время кормления пытается завладеть чашкой, ложкой или бутылочкой. Проявляет интерес к мелким предметам, которые можно брать двумя пальцами – большим и указательным. Умеет находить знакомые предметы по просьбе взрослых.

  • Один год

У ребёнка уже сформирован алгоритм общения с окружающими. Это характер и выраженность интонаций, улыбка, модуляция крика в зависимости от испытываемых эмоций, переключение на какую-то деятельность в качестве успокоения. Ребёнок активно жестикулирует в процессе общения. Целенаправленно играет с игрушками, подражая взрослым – катает машину, убаюкивает мишку и так далее.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Чистая кожа и уверенность в себе: как удалить бородавки и папилломы в домашних условиях?

При наличии на теле бородавок и папиллом можно использовать средство на основе чистотела и очистить кожу.

Солнцу да: новый уровень защиты от УФ-излучения

Почему важно правильно в зависимости от своего цветотипа и климата выбирать подходящие солнцезащитные средства

Откуда берутся боли в сердце и инфаркт у молодых мужчин?

Сердечно-сосудистые патологии сегодня нередки среди мужчин достаточно молодого и даже юного возраста, гипертоники есть даже в 18-20 лет.

Как сегодня лечат грыжи живота

По данным статистики, грыжи передней брюшной стенки встречаются у каждого пятого жителя нашей планеты, а значит медицина смогла на потоке отработать новейшие современные методы лечения этой патологии. Что изменилось за четверть века рассказываем в статье MedAboutMe

Ирригатор: кому нужен и как выбрать?

Сомневаетесь в том, нужен ли вам ирригатор, или не знаете как подобрать качественный девайс? Статья MedAboutMe поможет разобраться.

Витамины в овощах и фруктах для борьбы с депрессией и стрессом

Хотите быть в здоровом тонусе и хорошем настроении? Пейте витамины, укрепляющие психическое здоровье.

Противостояние стрессу

Стрессовые ситуации поджидают нас каждую минуту: подготовка к экзаменам, сдача годового плана, выяснение отношений, ремонт. И мы все время пытаемся сдерживаться.

Опубликовано 16.02.2019 14:52, обновлено 17.04.2020 18:17
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Клинико-патогенетические варианты нарушений ан-тродуоденальной моторики у детей и их медикаментозная коррекция / Хавкин А.И., Комарова О.Н. // Российский вестник перинатологии и педиатрии 2015 Т. 60 №4

Читайте также

Переучивание левшей: причины и последствия
Почему перестали переучивать левшей? О печальном опыте переучивания рассказывает MedAboutMe.
Как увеличить лексикон ребенка?
Зачем расширять словарный запас ребенка? Существуют ли упражнения для обогащения речи?
Когнитивные навыки и их роль в развитии детей
Хорошо развитые когнитивные навыки дают ребенку надежную основу взросления и успешного обучения в школе.
Как научить детей делиться: практически советы родителям
Дети не рождаются щедрым: они такими становятся при помощи взрослых, которым придется обучить их этому.
Нетрадиционные методы рисования для детей
Как сделать рисование с ребенком увлекательным и развивающим занятием?
Как научить ребенка хорошо читать
Для того чтобы научить своего ребенка быстро читать, полезно выполнять некоторые специальные упражнения.