Ранний возраст
Развитие речи у детей раннего возраста: советы родителям малышей
4.5

Развитие речи у детей раннего возраста: советы родителям малышей

Содержание

В первые три года жизни происходит активное развитие ребенка, закладываются основы его личности. Особое значение в этот период имеет формирование речевых навыков. Все остальные процессы психического развития тесно связаны с развитием речи у детей. Без языка невозможно мышление и успешное овладение различными видами деятельности: предметной, игровой, изобразительной, конструктивной. Отставание в наработке речевых навыков неминуемо отразится на общем развитии малыша.

Как стимулировать развитие речи у детей?

Как стимулировать развитие речи у детей?

Родители должны озаботиться речевым развитием ребенка как можно раньше, еще когда их кроха находится в колыбели. Большую роль играет манера общения взрослого с ребенком и правильность его артикуляции. Вне зависимости от возраста малыша речь родителей должна быть четкая, внятная, без «сюсюканья». Желательно общаться с ребенком при помощи простых и лаконичных фраз. Преисполненная нежности мама то и дело норовит перейти на «сюсюкающий» язык, но не стоит забывать, что речь близких людей — это образец для подражания, и все коверканья слов быстро передаются малышу. Как результат, речевое развитие ребенка может затормозиться: кроха будет долго лепетать что-то неразборчивое.

С малышом, начиная с первых дней его жизни, нужно как можно больше разговаривать. Новорожденные легче всего воспринимают гласные звуки, особенно если они произносятся протяжно, нараспев. Пение очень помогает развитию речи у детей. Желательно, чтобы это было тихое, но внятное мамино пение. Можно включать и записи песен, главное, чтобы пропеваемые слова отчетливо прослушивались. Еще один инструмент развития речи — стихи и сказки. Пользу приносит любое чтение, даже если малыш просит снова и снова перечитывать одну и ту же любимую сказку.

Детям не меньше, чем взрослым, необходимо общение с окружающими, и в раннем детском возрасте они заявляют об этой своей потребности единственным доступным способом — плачем. Если малыш плачет, возможно, дело не в физическом дискомфорте, а в желании вербального и невербального общения с мамой. Следует всегда откликаться на плач малыша, и стараться всеми доступными способами удовлетворять его запрос на коммуникацию. Общаться с ребенком можно во время выполнения обычных бытовых действий, таких как одевание, кормление, купание. Нужно просто комментировать каждый свой шаг, обращаясь при этом к малышу. Желательно, чтобы в момент произнесения фраз ребенок видел мамино лицо и подмечал, как происходит артикуляция звуков.

Упражнения для речевого развития ребенка

Упражнения для речевого развития ребенка

Укрепить мышцы рта поможет артикуляционная гимнастика. Попросите ребенка повторять за вами разнообразные звуки: гудение, вой, цоканье, мяуканье, мычание и т. п. Позвольте ему во время кормления вылизать ложечку. Смажьте его губы чем-нибудь вкусным, и пусть он оближет их язычком. Можно погримасничать вместе с малышом: высунуть язык, скорчить рожицу, растянуть рот в широкую улыбку, сложить губы в трубочку и подудеть, надуть щеки — сначала обе щеки вместе, потом по очереди.

Следующий вид упражнений — игры для развития правильного речевого дыхания. Здесь рекомендуется использовать игрушки-вертушки, дудочки, мыльные пузыри, надувные шарики. Подойдут также комочки ваты или кусочки бумаги. Попросите малыша сдуть их с одного конца стола на другой, задуть их внутрь коробочки или в специально изготовленные маленькие ворота. Пусть ребенок потренирует дыхание специальной гимнастикой: вдох через нос, затем выдох через рот; вдох и выдох через нос; вдох ртом, выдох через нос; вдох одной ноздрей, выдох через другую.

Хорошо стимулируют развитие речи у детей упражнения на звукоподражание. Вначале нужно научить ребенка повторять те звуки, которые он сам уже когда-то отчетливо произнес. Легче всего грудничкам даются гласные, наподобие растянутых «ааа» и «ууу». Не стоит фиксироваться на каком-то одном звуке, даже если он больше всего нравится малышу, — их необходимо чередовать. После гласных придет черед слогов та-та-та, ба-ба-ба и им подобных. Произносите слоги четко и демонстрируйте малышу правильную артикуляцию. Не сопровождайте произношение звуков лишними фразами, они будут отвлекать.

Занятия с малышами по развитию моторики и слухового восприятия

Занятия с малышами по развитию моторики и слухового восприятия

Функция речи тесно связана с мелкой моторикой. Если регулярно практиковать упражнения, в которых задействованы пальцы рук, можно ускорить речевое развитие ребенка. Начните с легких круговых поглаживаний ладошек и пальчиков. Такой массаж можно выполнять с двух месяцев. Со временем предлагайте ребенку разнообразные игрушки: квадратные, круглые, мягкие, твердые, гладкие, шероховатые. Когда ребенок подрастет, организуйте более сложные игры. Пусть он разложит мелкие предметы по коробочкам, найдет на ощупь спрятанную в банке с крупой маленькую игрушку, соберет пирамидку, построит башню из кубиков, начертит пальчиком узор на поверхности стола, усыпанной мукой. Можно просто дать малышу листы бумаги, и позволить ему порвать и скомкать их.

Развитие речи у детей стимулируют еще одним видом упражнений — их называют играми на слуховое восприятие и внимание. Такие упражнения тренируют способность сосредотачиваться на звуках. Научиться распознавать предмет по слуху можно с помощью простой игры: положите перед малышом различные «звучащие» предметы (барабан, дудка, погремушка, колокольчик), попросите его закрыть глаза и издайте звук, затем пусть ребенок откроет глазки и выберет тот предмет, который звучал. Следующая игра: ребенок закрывает глаза (можно завязать), вы звените колокольчиком, и ребенок показывает ручкой, с какой стороны доносился звук.

Все занятия на развитие речи должны проводиться исключительно в форме игры. Это не школьный урок и не тренировка. Главное, чтобы ребенок пребывал в хорошем настроении и быть расположен к выполнению упражнений. Лучше заниматься, когда кроха еще полна сил и не хочет спать, например, через час после пробуждения. В процессе занятий не следует сосредотачиваться исключительно на результатах действий ребенка, его успехах и неудачах. Важно просто пообщаться с малышом, дать ему возможность свободно выразить свои эмоции и провести время не только с пользой, но и с удовольствием.