Аутизм: как разглядеть удивительное во всех детях

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Известно, что многие выдающиеся люди имели те или иные нарушения развития, да и малыши из обычных семей также обладают своими талантами и достижениями. Но в реальной жизни они нередко испытывают трудности коммуникации со сверстниками — иногда вследствие своего заболевания, но гораздо чаще — вследствие определенного предубеждения общества. На вопрос, как именно можно играть, разговаривать и расти вместе с другими детишками, наглядным образом отвечает новый персонаж телевизионного шоу «Улица Сезам». Послушаем мнение специалистов, а также мам и пап деток с расстройством аутичного спектра (РАС).

Новый персонаж «Улицы Сезам»: наравне со всеми

Новый персонаж «Улицы Сезам»: наравне со всеми

Поведенческий терапевт Лилия Ракшенко рассказывает в доверительной беседе, что родители часто задают вопрос, чем может быть опасно общение с ребёнком «с диагнозом» — ДЦП, аутизм и другими расстройствами. Увы, такая постановка вопроса происходит от недостаточной информированности.

Организаторы телевизионного шоу «Улица Сезам» приняли решение ввести в программу новый персонаж — куклу Джулию, которая имеет расстройство аутистичного спектра. Кукловодом является мать ребёнка, имеющего РАС. Такая работа позволяет родителям увидеть, что в действиях детей с некоторыми ментальными нарушениями нет ничего опасного. Наглядным образом родителям и детям демонстрируется, как можно взаимодействовать с аутистом, и какой реакции можно от него ожидать — так ребёнок «с диагнозом» перестает быть «белой вороной», а это дорогого стоит.

Комментарий эксперта
Екатерина Валова, психолог

Прекрасная инициатива «Улицы Сезам», включение в детский мультик персонажа с расстройством аутического спектра, хорошо работает в обществе, где взрослые сами знают об особенностях различных вариаций развития, и служит иллюстрацией для детей.

У нас нет культуры отношения взрослых к людям с отклонениями, неважно, большим или маленьким. Дети до подросткового периода копируют реакцию родителей, педагогов, и необходима программа просвещения взрослых. Хорошо, что что-то начинает продвигаться в «детском мире». Плохо, что среди взрослых мы все еще ориентируемся на информацию из фильмов типа «Человек дождя» и ощущаем настороженность, страх по отношению к иным детям и взрослым, пестуем чувство «Они сами виноваты, и меня это точно не коснется».

Заграничный опыт

Заграничный опыт

Путешественники, которым удалось краем глаза подсмотреть, как организуется работа с детками с нарушением развития, крайне удивляются внимательному отношению и высокому уровню занятий — как реабилитационных, так и общеобразовательных. В Америке организованные группы деток с синдромом Дауна водятся на экскурсии в зоопарк и дельфинарий, в Европе деток с ДЦП и РАС максимально адаптируют в жизни и учебе совместно с детьми без диагноза. Чему еще стоит нам поучиться?

Комментарий эксперта
Марк Собжак, детский спортивный тренер, отец ребёнка с отставанием в интеллектуальном и психоэмоциональном развитии, Нидерланды

Дети с самого начала растут вместе. До момента, пока нет такой необходимости в программе обучения, нормотипичные дети и те, кто отличаются, не разделяются в классах. До возраста в 8-9 лет они играют вместе, и практически невозможно услышать негативные замечания «он ненормальный» или «уродливый». Взрослый мир может подразделять, классифицировать поведение и внешность, навешивать ярлыки, дети определяют не внешность, а внутренний мир. «Друг или не друг», вот что важно, весело и интересно мне вместе с этим ребёнком или с другим. Обычно у детей нет понимания о классификации, различиях и диагнозах, пока им не объяснят, что вот это — не нормально. А это категорически не приветствуется, это часть дискриминации: объяснения, что не так с конкретным индивидом вместо подчеркивания, что в нем есть хорошего.

В классической инклюзивной системе нет места понятию «инклюзия», никого никуда не «включают», дети просто растут и учатся вместе. Дети с различными отклонениями, «отставаниями», двигаются вперед, и нет причины оставлять их позади. Разные программы обучения не означают, что особенный ребёнок обречен быть изолированным от нормального окружения. И те дети, кто учится, например, в специальных школах, участвуют в спортивных программах и мероприятиях стандартных заведений. Видя с раннего возраста различные вариации во внешности, национальности, поведении, социальном положении, дети воспринимают разнообразие мира как норму. И не показывают пальцем на тех, кто отличается от них.

Истории про Франкенштейна

Истории про Франкенштейна

Приведем откровенные истории родителей со всего света, пожелавших остаться анонимными.

Мама ребёнка с РАС, Северная Америка

Я скажу вот что — я живу в городе, где в школах около 20-25% детей со специальными нуждами. Это сборная солянка всех диагнозов детей, которым ли[cite title="Комментарий эксперта" src="/upload/medialibrary/8f0/sobzhak.jpg" name="Марк Собжак, детский спортивный тренер, отец ребёнка с отставанием в интеллектуальном и психоэмоциональном развитии, Нидерланды"]

Дети с самого начала растут вместе. До момента, пока нет такой необходимости в программе обучения, нормотипичные дети и те, кто отличаются, не разделяются в классах. До возраста в 8-9 лет они играют вместе, и практически невозможно услышать негативные замечания «он ненормальный» или «уродливый». Взрослый мир может подразделять, классифицировать поведение и внешность, навешивать ярлыки, дети определяют не внешность, а внутренний мир. «Друг или не друг», вот что важно, весело и интересно мне вместе с этим ребёнком или с другим. Обычно у детей нет понимания о классификации, различиях и диагнозах, пока им не объяснят, что вот это — не нормально. А это категорически не приветствуется, это часть дискриминации: объяснения, что не так с конкретным индивидом вместо подчеркивания, что в нем есть хорошего.

В классической инклюзивной системе нет места понятию «инклюзия», никого никуда не «включают», дети просто растут и учатся вместе. Дети с различными отклонениями, «отставаниями», двигаются вперед, и нет причины оставлять их позади. Разные программы обучения не означают, что особенный ребёнок обречен быть изолированным от нормального окружения. И те дети, кто учится, например, в специальных школах, участвуют в спортивных программах и мероприятиях стандартных заведений. Видя с раннего возраста различные вариации во внешности, национальности, поведении, социальном положении, дети воспринимают разнообразие мира как норму. И не показывают пальцем на тех, кто отличается от них.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Красота покрова: как избежать раннего старения?

Гладкая и молодая кожа играет большую роль во внешнем облике женщины. Обеспечьте ей полноценный уход и благоприятные условия.

Антивозрастной уход за кожей: что могут бьюти-гаджеты?

Современный бьюти-гаджет — это многофункциональный прибор. Разные режимы продлевают молодость и красоту.

Правила оказания первой помощи при ожогах водой

Что делать, если произошел ожог горячей водой: как помочь себе и своему ребенку?

Геморрой: средства для борьбы с заболеванием

Какие лекарственные препараты помогут справиться с симптомами геморроя?

Ребенок заболел на даче: первая помощь, детская аптечка

Нередко в период длительного пребывания летом на даче с малышом, возможны заболевания или мелкие травмы, требующие помощи.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe

Насморк: почему течет из носа?

Насморк вызывает отек слизистой, что не позволяет носу нормально дышать. Как проходит лечение насморка в зависимости от его вида?

Весенний уход за кожей лица: от очищения до увлажнения

С приходом долгожданной весны мы начинаем уделять большое внимание фигуре, волосам, коже. Существуют элементарные правила оставаться красивой и неотразимой в любое время года.

Катаракта: причины, симптомы, лечение и профилактика

Какие признаки могут указывать на развитие катаракты?

Беременность 45+: роль возраста, здоровье матери, ЭКО

Многие женщины рожают первенца в возрасте 40-45 лет, и это уже давно перестало быть удивительным явлением.

Как справиться с признаками старения кожи

Остановить процесс старения невозможно, но можно его замедлить. Как сохранить красоту и здоровье кожи?

Солнцезащитный крем: правила выбора

Как правильно выбрать крем от солнца? Что означают буквы и цифры на упаковке солнцезащитного крема? На что обращать внимание? Зачем пользоваться солнцезащитным средством?

Ошибки при использовании солнцезащитного крема

Какие солнцезащитные кремы наиболее безопасные? Чем вреден спрей от солнца, и нужно ли защищать губы? Разбираем основные ошибки при использовании солнцезащитных средств.

Чем опасно майское солнце?

Солнце необходимо для здоровья человека. Почему же в мае оно может быть опасным?

Чистая кожа и уверенность в себе: как удалить бородавки и папилломы в домашних условиях?

При наличии на теле бородавок и папиллом можно использовать средство на основе чистотела и очистить кожу.

Солнцу да: новый уровень защиты от УФ-излучения

Почему важно правильно в зависимости от своего цветотипа и климата выбирать подходящие солнцезащитные средства

Откуда берутся боли в сердце и инфаркт у молодых мужчин?

Сердечно-сосудистые патологии сегодня нередки среди мужчин достаточно молодого и даже юного возраста, гипертоники есть даже в 18-20 лет.

Как сегодня лечат грыжи живота

По данным статистики, грыжи передней брюшной стенки встречаются у каждого пятого жителя нашей планеты, а значит медицина смогла на потоке отработать новейшие современные методы лечения этой патологии. Что изменилось за четверть века рассказываем в статье MedAboutMe
Опубликовано 04.05.2017 13:22, обновлено 24.08.2021 11:03
Рейтинг статьи:
4,6

Использованные источники

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007
Нейрофизиологические исследования при аутизме / Мисюк Н.Н., Докукина Т.В., Марчук С.А., Сергеева Н.А., Гребень С.А. // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология 2012 №4(10)

Читайте также

Аутизм у детей: признаки и особенности воспитания
Признаки аутизма у детей могут появиться достаточно рано. На что стоит обратить внимание? Как помочь ребенку адаптироваться и как вести себя родителям?
Развитие ребенка: аутизм не приговор
Для аутистов разработаны коррекционные программы, они помогают внести в развитие ребенка необходимые для его «исправления» компоненты.
Развитие ребенка: проявление аутизма
Детский аутизм – явление мало изученное. Кто такие аутисты, чем вызвано заболевание, как его распознать – однозначных ответов на это нет.
Европейский опыт реабилитации детей с аутизмом
MedAboutMe взял интервью у мамы ребенка с ранним аутизмом, которая поделилась опытом – как помогают детям-аутистам в Германии.
Детский аутизм: что должен знать каждый родитель
Большинство людей знают об аутизме понаслышке. Рассказываем про это заболевание, как распознавать его признаки и что делать, если у ребенка аутизм.
2 апреля – день, посвященный проблеме аутизма
Сегодня, 2 апреля, согласно инициативе ООН проводится всемирный день распространения информации о проблемах аутизма. MedAboutMе не остался в стороне.