Войти
Через социальные сети:
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Развитие ребенка
  6. Аутизм: как разглядеть удивительное во всех детях

Аутизм: как разглядеть удивительное во всех детях

Поделиться в WhatsApp Аутизм: как разглядеть удивительное во всех детях

Известно, что многие выдающиеся люди имели те или иные нарушения развития, да и малыши из обычных семей также обладают своими талантами и достижениями. Но в реальной жизни они нередко испытывают трудности коммуникации со сверстниками — иногда вследствие своего заболевания, но гораздо чаще — вследствие определенного предубеждения общества. На вопрос, как именно можно играть, разговаривать и расти вместе с другими детишками, наглядным образом отвечает новый персонаж телевизионного шоу «Улица Сезам». Послушаем мнение специалистов, а также мам и пап деток с расстройством аутичного спектра (РАС).

Новый персонаж «Улицы Сезам»: наравне со всеми

Новый персонаж «Улицы Сезам»: наравне со всеми

Поведенческий терапевт Лилия Ракшенко рассказывает в доверительной беседе, что родители часто задают вопрос, чем может быть опасно общение с ребенком «с диагнозом» — ДЦП, аутизм и другими расстройствами. Увы, такая постановка вопроса происходит от недостаточной информированности.

Организаторы телевизионного шоу «Улица Сезам» приняли решение ввести в программу новый персонаж — куклу Джулию, которая имеет расстройство аутистичного спектра. Кукловодом является мать ребенка, имеющего РАС. Такая работа позволяет родителям увидеть, что в действиях детей с некоторыми ментальными нарушениями нет ничего опасного. Наглядным образом родителям и детям демонстрируется, как можно взаимодействовать с аутистом, и какой реакции можно от него ожидать — так ребенок «с диагнозом» перестает быть «белой вороной», а это дорогого стоит.

Комментарий эксперта
Екатерина Валова, психолог
Екатерина Валова, психолог

Прекрасная инициатива «Улицы Сезам», включение в детский мультик персонажа с расстройством аутического спектра, хорошо работает в обществе, где взрослые сами знают об особенностях различных вариаций развития, и служит иллюстрацией для детей.

У нас нет культуры отношения взрослых к людям с отклонениями, неважно, большим или маленьким. Дети до подросткового периода копируют реакцию родителей, педагогов, и необходима программа просвещения взрослых. Хорошо, что что-то начинает продвигаться в «детском мире». Плохо, что среди взрослых мы все еще ориентируемся на информацию из фильмов типа «Человек дождя» и ощущаем настороженность, страх по отношению к иным детям и взрослым, пестуем чувство «Они сами виноваты, и меня это точно не коснется».

Заграничный опыт

Заграничный опыт

Путешественники, которым удалось краем глаза подсмотреть, как организуется работа с детками с нарушением развития, крайне удивляются внимательному отношению и высокому уровню занятий — как реабилитационных, так и общеобразовательных. В Америке организованные группы деток с синдромом Дауна водятся на экскурсии в зоопарк и дельфинарий, в Европе деток с ДЦП и РАС максимально адаптируют в жизни и учебе совместно с детьми без диагноза. Чему еще стоит нам поучиться?

Комментарий эксперта
Марк Собжак, детский спортивный тренер, отец ребенка с отставанием в интеллектуальном и психоэмоциональном развитии, Нидерланды
Марк Собжак, детский спортивный тренер, отец ребенка с отставанием в интеллектуальном и психоэмоциональном развитии, Нидерланды

Дети с самого начала растут вместе. До момента, пока нет такой необходимости в программе обучения, нормотипичные дети и те, кто отличаются, не разделяются в классах. До возраста в 8-9 лет они играют вместе, и практически невозможно услышать негативные замечания «он ненормальный» или «уродливый». Взрослый мир может подразделять, классифицировать поведение и внешность, навешивать ярлыки, дети определяют не внешность, а внутренний мир. «Друг или не друг», вот что важно, весело и интересно мне вместе с этим ребенком или с другим. Обычно у детей нет понимания о классификации, различиях и диагнозах, пока им не объяснят, что вот это — не нормально. А это категорически не приветствуется, это часть дискриминации: объяснения, что не так с конкретным индивидом вместо подчеркивания, что в нем есть хорошего.

В классической инклюзивной системе нет места понятию «инклюзия», никого никуда не «включают», дети просто растут и учатся вместе. Дети с различными отклонениями, «отставаниями», двигаются вперед, и нет причины оставлять их позади. Разные программы обучения не означают, что особенный ребенок обречен быть изолированным от нормального окружения. И те дети, кто учится, например, в специальных школах, участвуют в спортивных программах и мероприятиях стандартных заведений. Видя с раннего возраста различные вариации во внешности, национальности, поведении, социальном положении, дети воспринимают разнообразие мира как норму. И не показывают пальцем на тех, кто отличается от них.

Истории про Франкенштейна

Истории про Франкенштейна

Приведем откровенные истории родителей со всего света, пожелавших остаться анонимными.

Мама ребенка с РАС, Северная Америка
Мама ребенка с РАС, Северная Америка

Я скажу вот что — я живу в городе, где в школах около 20-25% детей со специальными нуждами. Это сборная солянка всех диагнозов детей, которым либо нужна помощь с учебой, либо им модифицировали программу, снизив требования. Каждый четвертый! И психологи/преподаватели говорят, что цифры эти растут быстрее цен на недвижимость. И это не то, чтобы у нас какой-то особый город — обыкновенный мегаполис в Северной Америке.

Может быть, вы живете в стране, где нет такого количество детей с «особенностями развития», но у нас, например, ничего в РАСе нет особенного. Ребенок как ребенок. Такой же, как и 25% других. Нормальный. Обычный.

Родители ребенка с РАС, Россия
Родители ребенка с РАС, Россия

В России иметь ребенка с особенностями развития, особенно явными, достаточно энергозатратно даже не столько в физическом, сколько в эмоциональном плане. Много сил уходит на коррекцию реакции окружающих: непросто даже гулять на улице, а еще надо кому-то что-то объяснять при оформлении в детский сад, школу, да и просто в транспорте порой.

Иногда в мечтах представляется общество, в котором можно просто сказать про РАС (или надеть ребенку футболку с надписью «У меня аутизм»), и лишних вопросов не возникнет, и пальцем никто не будет показывать, и не станут рассказывать родителям, что мы воспитали сына неправильно. Просто будут относиться с учетом особенностей, когда это будет нужно.

Гость

Заполняя настоящую форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия "Пользовательского соглашения", размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных и сведениями о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =