Развитие ребенка
Эмоциональное развитие ребенка в 7-9 месяцев
4.7

Эмоциональное развитие ребенка в 7-9 месяцев


Автор
Наталья Майкова


Содержание

Бытует мнение, что самым сложным временем на первом году жизни являются первые три месяца жизни крохи. Действительно, это не самое простое время для родителей. Но происходит это скорее от того, что всем членам семьи предстоит привыкнуть к своим новым ролям и взять на себя определенные обязанности.

По своей сложности этому времени не уступает возрастной промежуток от 7 до 9 месяцев. Растет кроха уже не так интенсивно, но нервно-психическое и эмоциональное развитие ребенка быстрыми шагами движутся вперед. На что обратить внимание родителям?

Особенности нервно-психического развития ребенка в 7-9 месяцев

Особенности нервно-психического развития ребенка в 7-9 месяцев

Возрастной период от 7 до 9 месяцев — это не только время появления новых умений малыша, но и время прорезывания зубов, введения новой пищи, время первых заболеваний у малыша (острые респираторные инфекции или кишечные расстройства). Все эти факторы могут оказывать влияние на то, какими темпами будет продвигаться развитие ребенка. Тем не менее, можно выделить основные умения, которыми успевают хорошо овладеть большинство здоровых доношенных детей.

В 7-8 месяцев ребенок учится сидеть, ползать на четвереньках. Следом за этими умениями появляются новые: вставать и перешагивать у опоры. К 9 месяцам некоторые дети даже самостоятельно ходят, но все же обычно ходьба появляется ближе к 11-12 месяцам. Речевое развитие ребенка характеризуется активным лепетом и появлением первых простых слов.

Вместе с развивающимися умениями у ребенка появляются новые возможности по изучению пространства вокруг. Теперь мир не ограничивается лишь кроваткой, манежем и родительскими объятиями, ведь можно исследовать все закоулки квартиры, дотянуться до заманчивых вещей и попробовать их «на зуб».

Вот тут-то родители и начинают вспоминать «чудесное» время пару-тройку месяцев назад, когда малыш мог просто лежать на диване и разглядывать погремушки. Теперь нарастающее любопытство малыша идет рука об руку с опасностями, которые подстерегают его на каждом шагу (от розеток и шнуров до грязной обуви в прихожей).

Чем характеризуется эмоциональное развитие малышей в этот период?

Чем характеризуется эмоциональное развитие малышей в этот период?

Эмоциональный спектр малышей к возрасту 7 месяцев уже достаточно широк. Он не только испытывает разные эмоции в определенных ситуациях, но и учится управлять ими. Эмоции становятся более устойчивыми.

К 7 месяцам ребенок хорошо отличает своих близких от чужих людей, поэтому он настороженно разглядывает каждого незнакомца. Улыбка и доброжелательный тон «новенького» помогут установить контакт с малышом. И, напротив, слишком громкий или грубоватый голос этого человека могут испугать его. К близким людям (родители, братья и сестры) ребенок прижимается, обнимает и целует их. Начинает реагировать на свое имя, знает ласковые вариации своего имени.

В 7 месяцев малыш уже умеет связывать воображаемый образ с определенным словом или изображением. Например, при слове «мячик» он может себе его представить и начать искать глазами или посмотреть в тут сторону, где он обычно лежит.

К 8 месяцам многие дети очень интересуются зеркалом: разглядывают свое и мамино отражение, улыбаются ему, смеются, затем замирают и вновь оживают. Иногда малыши «разговаривают» со своим отражением, хлопают ладошкой по нему.

В этом возрасте дети проявляют настойчивый интерес к устройству игрушек и предметов: понимают, что некоторые предметы можно открыть, снять крышку, разобрать на части. При играх с занимательными с точки зрения ребенка предметами малыш проявляет самые разные эмоции: нервничает, если что-то не получается, и радуется, если получилось добиться своего.

К возрасту 9 месяцев ребенок может подражать мимике родителей и интонациям их голоса. Он умеет различать настроение мамы или папы. Эмоции ребенка довольно-таки адекватны к происходящему вокруг. То есть он обижается и плачет тогда, когда его обидели или не выполнили его требования, не разрешили что-то сделать. В то же время на положительные эмоции малыш тоже не скупится: если ему хорошо, то он даст это понять. Становится отличимым темперамент ребенка.

К матери ребенок все еще очень привязан. Иногда может показаться, что до этого возраста он относился к ней гораздо проще: отпускал маму по делам, не плакал, оставаясь с кем-нибудь из родных без мамы. Теперь же, ребенок начинает осознавать, что мама вновь может исчезнуть и беспокоится по этому поводу. Но радость их встречи даже после небольшой разлуки очень искренняя и трогательная.

Советы родителям по развитию эмоций у детей 7-9 месяцев жизни

Советы родителям по развитию эмоций у детей 7-9 месяцев жизни

  • Чаще показывайте малышу книги с яркими иллюстрациями и фотографии знакомых лиц. Показывая знакомое лицо или персонаж на картинке, не забывайте комментировать соответствующей интонацией его настроение и эмоции. «Смотри, какой зайка испуганный! Весь дрожит от страха. А вот какой волк сердитый и злой идет!»
  • Показывайте малышу его собственные фотографии, где он плачет, улыбается, хмурится, смеется.
  • Учите малыша видеть эмоциональные нотки не только на лицах людей, но и вообще в окружающем мире. На прогулке комментируйте погоду и природные явления. Можно даже приписывать чувства предметам неживой природы. Например: «Сегодня такой дождь унылый, даже маме грустно стало. Смотри, вот скамейка стоит, она кажется такой одинокой под дождиком. Ей, наверное, скучно».
  • Изучайте цвета, называйте их, ассоциируйте с предметами. «Сегодня мы оденем тебе веселые желтые штанишки, желтые как лимончики». Старайтесь каждый раз придумывать разные примеры для сравнения.
  • Ищите различные мелочи для восхищения окружающей природой, любуйтесь ею вместе с малышом. «Ой, какой красивый цветок распустился! Он тебе очень радуется. Давай погладим его лепесточки!»
  • Играйте в совместные игры с ребенком. Во время них радуйтесь своим маленьким победам, немного огорчайтесь промахам. Радуйтесь за ребенка, весело подбадривайте его перед каждым новым шагом вперед.
  • Фантазируйте, учите ребенка представлять эмоциональное состояние у игрушек, воображать. «Вот это кукла, она очень веселая, ждала тебя. А зайка почему-то грустный, обиделся, наверное, на нас с тобой».
  • Изучайте вместе новые предметы в доме, показывайте и называйте их крохе, сопровождая свой рассказ уместной интонацией. «Это утюг. Его нельзя трогать. Он горячий, это опасно! (строго, нахмурить брови). «А тут что у нас лежит в ящике? Сандалики! Ах, какие красивые! Давай примерим! (весело, с улыбкой). Постепенно малыш научится различать отношение родителей к происходящему вокруг только лишь по выражению их лица. Например, прежде чем прикоснуться к утюгу, кроха повернет голову в сторону мамы. Встретив сердитый взгляд, он отдернет руку.
  • Не стесняйтесь дурачиться вместе с ребенком. Малыши любят, когда родители ведут себя так же, как они.
  • Стимулируйте речевое развитие ребенка: рассказывайте эмоционально обо всем происходящем вокруг. Много читайте, рассматривайте книжки.
  • Используйте вежливые слова в общении с ребенком. «Спасибо, Сонечка, что поиграла немного сама, и мама смогла спокойно пообедать!»

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова. - 2014

Общая психология / Маклаков А.Г.. - 2008