Развитие ребенка
Фонематическое развитие речи детей
4.5

Фонематическое развитие речи детей


Автор
Ася Куприянова


Фонематическое развитие речи детей начинает формироваться уже в первый месяц жизни ребенка. Двухнедельный младенец еще не способен произнести даже простейшего слога, однако он уже реагирует на звук человеческого голоса, внимательно вслушиваясь в него. Именно в этот момент происходит первый этап развития будущих речевых навыков ребенка.

Давайте разберемся, что же такое фонематическое развитие и как оно влияет на речь детей.

Возрастные нормы фонематического восприятия детей

Если говорить простыми словами, то фонематическое восприятие позволяет нам различать, синтезировать и анализировать звуки родной речи. Взрослый человек, слушая чей-то разговор, не задумываясь, понимает, где начинается и где кончается предложение, выделяет из речевого потока слова, а из слов - слоги. Это умение позволяет нам воспринимать информацию на слух, а также является базовой основой всех речевых навыков.

Фонематическое развитие речи детей формируется постепенно. В первый месяц жизни ребенок прислушивается к речи взрослых, различая ее по интонации и эмоциональному окрасу. В возрасте трех месяцев слух ребенка становится более тонким и восприимчивым. Ребенок уже фокусирует взгляд на источнике звука и внимательно следит за движениями губ говорящего человека. В этом же возрасте малыш осваивает лепет, который, по сути, является первым подражанием полноценной речи. Ближе к 6-ти месяцам ребенок произносит свои первые фонемы (звуки и слоги), опираясь на фонематический слух. Слуховое восприятие позволяет малышу не только осваивать звукопроизношение, но и придавать ему интонационную выразительность, копируя темп, мелодику и ритм речи взрослых.

Фонематическое развитие речи детей переходит на новый этап после первого года жизни ребенка. В возрасте от года до двух лет ребенок осваивает основные тонкости родной речи: учится произносить слова, составлять фразы и предложения.

Ближе к трем годам фонематическое развитие ребенка позволяет ему различать слова, отличающие друг от друга всего лишь одним звуком (дочка-почка, миска-мишка и т.д.). В этом возрасте ребенок учится дифференцировать гласные и согласные, мягкие и твердые, а также шипящие и свистящие звуки.

Между четвертым и пятым годом жизни ребенок уже может дифференцировать все звуки родной речи. В этом же возрасте малыш осваивает грамматические нормы и правила звукопроизношения.

Как проявляется фонематическое недоразвитие речи

При нарушенном процессе восприятии фонем, речь ребенка развивается с опозданием. Кроме того, при данном нарушении произношение ребенка отличается следующими характеристиками:

  • отсутствие в речи тех или иных звуков;
  • частая замена звуков и слогов;
  • искаженное произношение отдельных звуков;
  • нечеткая, малопонятная речь.

Если в речи ребенка присутствуют вышеперечисленные показатели, малыша нужно отвести к логопеду, который при необходимости направит его к отоларингологу.

Развитие речи и формирование навыка чтения у детей: лонгитюдное исследование от рождения до 7 лет / Ляксо Е.Е., Фролова О.В. // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34 №3. - с. 24-35

Руководство по практической оториноларингологии / Пальчун В.Т., Магомедов М.М., Лучихина Л.А.. - 2011