Гиперактивные дети: особенности развития и поведения в школе

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

В школу приходят самые разные дети, которые отличаются уровнем подготовки, увлечениями, характерами и темпераментами. Конечно, большинство учителей предпочитают иметь дело со спокойными и выдержанными детьми, которые будут хорошо вести себя на уроках и не доставлять особых хлопот. Однако практически в каждом коллективе встречается чересчур шустрый и неусидчивый ребёнок, не желающий долго находиться на одном месте и отвлекающий своих одноклассников. Что же делать с гиперактивным ребёнком и можно ли найти к нему подход?

Как влияет гиперактивность на развитие ребёнка

Как влияет гиперактивность на развитие ребёнка

Стоит отметить, что при нормальном развитии ребёнка, он должен стремиться двигаться, бегать, прыгать, играть, шуметь и даже периодически баловаться и не подчиняться взрослым. Но когда такая активность выходит за определенную норму — малыш не может сосредоточиться, усидеть на месте, громко говорит и реагирует на малейшие раздражители — это свидетельствует о его гиперактивности. Сама приставка «гипер» здесь означает «сверх».

Гиперактивность представляет собой преобладание процессов возбуждения над реакциями торможения. Нормальным считается, когда эти процессы занимают примерно одинаковое время с небольшими отклонениями в какую-либо сторону. При гиперактивности ребёнок возбуждается практически мгновенно, а процесс торможения, наоборот, требует достаточно длительного времени.

Для примера можно рассмотреть ситуацию, когда в обычном классе проводится контрольная работа. Дети сосредоточены и заняты решением заданий. Вдруг мимо окна пролетает воздушный шар. Согласно реакции на этот раздражитель, детский коллектив условно разделится на три группы.

  1. Подавляющее большинство (около 2/3) обратят внимание на шар, возможно что-то воскликнут или прокомментируют. А когда предмет скроется из поля зрения, продолжат выполнение задания.
  2. Некоторые дети даже не посмотрят в сторону шара или же сделают это весьма неохотно. После чего почти сразу вернутся к своей работе.
  3. Найдется ребёнок, который при появлении шара тут же подбежит к окну и не вернется на свое место, пока шар не скроется из виду. И даже после этого малышу будет сложно сразу же продолжить выполнение прерванных заданий.

Согласно данному примеру, у первой группы процесс возбуждения занимает примерно тот же период, что и процесс торможения. Вторая группа характеризуется перекосом в сторону процесса торможения, когда дети насколько увлечены текущим заданием, что полностью сосредотачиваются на своей деятельности. Третья группа — это и есть классическое проявление поведения гиперактивного ребёнка.

Основные проявления гиперактивности у детей

К сожалению, некоторые люди и даже школьные педагоги недостаточно осведомлены о тонкостях детской психологии и не различают гиперактивность и плохое воспитание. Поэтому ярлык «гиперактивность» навешивают на детей, имеющих практически любые отклонения от норм поведения.

Отследить последовательное развитие ребёнка и точно определить его гиперактивность можно по следующим типичным проявлениям.

  • Легко отвлекается от любого, даже самого интересного занятия и тут же переходит на другой вид деятельности.
  • Мгновенно возбуждается и моментально включается в любые активные виды занятий.
  • Говорит громко и быстро.
  • Делает типичные ошибки в письменных заданиях:
  1. игнорирует знаки препинания;
  2. пропускает последние буквы в словах;
  3. упрощает или сокращает слова, например вместо «молоток» — «моток»;
  4. в работе над ошибками исправляет текст без особого результата.
  • Суетится, делает много лишних движений.
  • Все время роняет и теряет предметы.
  • Говорит нечетко и сбивчиво, ему тяжело дается связный монолог.
  • Отличается неопрятным внешним видом, не контролирует свою внешность в течение дня.
  • Часто держит свой стол, портфель и комнату в состоянии беспорядка.

Однако все это относится к побочным проявлениям гиперактивности. Главная характеристика такого ребёнка — это физиологически обусловленная потребность в постоянном активном движении. И попытки ее подавить на развитие ребёнка влияют крайне негативно, вызывая сильное нервное напряжение.

Для диагностики гиперактивности следует обратиться к невропатологу, который при помощи специальных тестовых методик сможет определить данную проблему. Однако довольно часто такой ребёнок вынужден самостоятельно приспосабливаться к окружающей среде, что не всегда проходит успешно.

Особенности детской психологии и типичные ошибки взрослых

Особенности детской психологии и типичные ошибки взрослых

Хотя гиперактивный ребёнок доставляет немало хлопот, ему и самому приходится непросто. Он страдает от своего поведения и понимает, что беспокоит окружающих, когда совершает нелепые спонтанные поступки, не оправдывает ожиданий родителей и учителей. Детская психология — очень тонкая вещь. Она нуждается в мягком и последовательном подходе. Чтобы помочь гиперактивному ребёнку, необходимо:

  • обеспечить активный выход двигательной энергии через занятия в спортивных или танцевальных кружках и секциях;
  • организовать повседневный распорядок дня так, чтобы в нем присутствовали различные активные занятия — утренняя гимнастика, пешая дорога до школы, подвижные игры на переменах, движения во время урока (раздача материалов, сбор тетрадей и другая помощь учителю);
  • запланировать прогулки или другие активные занятия в перерыве между школой и выполнением домашних заданий;
  • включить в рацион питания продукты, требующие много энергии для переваривания — например, мясо, орехи и пр.;
  • развивать концентрацию внимания, постепенно усложняя задания и увеличивая их продолжительность;
  • учить доводить любую деятельность до конца — заканчивать рисунок или доделывать упражнение;
  • научить держать свои вещи в порядке и контролировать свой внешний вид.

К сожалению, довольно часто учителя и родители, не понимая гиперактивных детей, совершают типичные для такой ситуации ошибки.

  • Наказание за излишнюю активность.

Очень частое явление в попытке заставить ребёнка «не вертеться» и сосредоточиться на задании. Как правило, постоянные замечания и одергивания не дают нужного результата, а лишь переключают его внимание с одной активности на другую.

  • Лишение двигательной активности.

Существует ошибочное мнение, что если гиперактивного малыша не перевозбуждать, принудительно ограничивая его двигательную активность, то это поможет справиться с проблемой. Однако данная особенность психики связана с физиологией ребёнка: он обязательно должен реализовать свою потребность в движении.

  • Разрешение двигательной активности в любое время.

Противоположная ошибка, когда окружающие взрослые дают полную свободу проявлениям гиперактивности, что лишь навредит ребёнку в будущем. Он должен со временем научиться себя контролировать и справляться с хаотичными порывами.

Детская психология говорит о гиперактивности не как о приговоре, а как о проблеме, которую можно и нужно решать. И окружающие взрослые должны помочь ребёнку правильно организовать повседневный режим, контролировать свое поведение, в результате чего вырастет очень активная и энергичная личность, способная достичь любых поставленных целей.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 03.07.2019 13:52, обновлено 17.04.2020 18:09
Рейтинг статьи:
3,3

Читайте также

Творчество для детей и родителей – с чего начать?
Творчество – увлекательный процесс не только для детей, но и для родителей. Как развивать его в семье?
Особенности фантазии у детей
О чем говорят фантазии детей: страхи, творчество, вредные привычки?
Йога для детей: польза и противопоказания
Детская йога пользуется популярностью среди родителей и маленьких участников. Какую она имеет пользу и противопоказания?
Дети играют в странные игры: что делать родителям?
Что делать, если игровые сюжеты детей кажутся странными? А может, все не так страшно?
Жизнь по ту сторону витрины
Как меркантильные интересы взрослых и желание пользоваться популярностью ребенка влияют на психологию детей?
Уроки чтения для детей: рекомендуемые методики
Дети любят игры. Используйте их, чтобы научить их читать. Помогут методики Жуковой, Зайцева, Чаплыгина.