Войти
Через социальные сети:
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Развитие ребенка
  6. Как научить ребенка читать?

Как научить ребенка читать?

Поделиться в WhatsApp Как научить ребенка читать?

Самостоятельное и свободное чтение, осмысленное восприятие текста — один из столпов, значительно облегчающих детям обучение в школе, и база для культурного развития человека. Да и рано начавший читать ребенок — гордость родителей, всего 4 года, а уже сам читает сказки Пушкина! Как научить ребенка читать вовремя, с удовольствием и не потратить на это миллионы нервных клеток и несколько тысяч рублей на пособия и детские занятия? Начните с оценки готовности к чтению, развивайте малыша в этом направлении, а потом осваивайте звуко-буквенный метод, это основные рекомендации современных специалистов.

Определяем и развиваем готовность ребенка к чтению

Определяем и развиваем готовность ребенка к чтению

Мозг ребенка созревает постепенно, в соответствии с заложенной природой программой и индивидуальными особенностями каждого. Нередко родители в попытках гиперстимулировать развитие некоторых отделов (что всегда происходит за счет подавления других), провоцируют возникновение таких психоневрологических проблем, как возбудимость и гиперактивность. Не зря специалисты предупреждают, что раннее обучение чтению может повлечь за собой немало проблем. А когда не рано?

Готовность определяют по следующим признакам:

  • ребенок умеет говорить. Причем не просто разговаривать фразами, а способен составить полноценный рассказ, используя различные речевые обороты, прилагательные. Речь правильная и образная;
  • фонематический слух развит настолько, что дети определяют звук в начале слова (к — корова), в середине (о — стол) и в конце (а — Москва);
  • отсутствуют логопедические проблемы. Подразумевается не чистота произношения (которая тоже желательна, но не обязательна для начала обучения чтению), а нарушения ритма, интонационных мелодий в речи;
  • важная часть готовности: пространственная ориентация. Ребенок должен знать, где находится «право», «лево», не путать верх и низ.

По мнению специалистов, дети дозревают до начала обучения в среднем к пяти годам: в этом возрасте интенсивно развиваются отделы мозга, ответственные за изучение знаковых систем — цифр, букв, символов.

А что делать до пяти лет, ждать, пока ребенок освоит все вышеперечисленное, дорастет до возраста готовности, и начинать учить буквы?

Нет, как ни удивительно, начинать надо намного раньше, причем с… движения! Моторные навыки отрабатываются не для того, чтобы глазки легче «бежали» по строчкам. Отделы мозга, ответственные за знаковые системы, напрямую связаны с ориентацией тела в пространстве, а значит, чем больше двигательной активности у детей с младенчества — тем быстрее они сформируются.

Второй важнейший аспект при обучении чтению, равно как и при развитии речи — чувство ритма. Хотите ускорить процесс? Слушайте и отбивайте ритм под песни и музыку в ладоши, в барабан, бубен, детские маракасы, поощряйте танцы у малышей, читайте ритмические тексты и стихи. И не огорчайтесь, если будущий читатель еще не в состоянии правильно повторить ритм: это умение появляется в среднем к четырем годам.

Игры с отбиванием мяча, прыжки через скакалку, все игры, где присутствует ритмический рисунок, идут на пользу развитию необходимого навыка.

Ну и третий фактор, влияющий на подготовку к чтению: развитие фонематического слуха. Оно напрямую связано с умением слышать и слушать, поэтому на улице мы слушаем, как шуршат листья, где же лает собака и отличаем голоса детей с закрытыми глазами. И в любой удобный момент играем в «слова»: на какой звук закончилось предыдущее слово, с такого надо найти следующее, например, «слон» — «носок». Причем играем пока именно в звуки, ведь с буквами и правилами оглушения или озвончения малыш еще не знаком.

Методики «чтения с пеленок» для детей

Методики «чтения с пеленок» для детей

Масса новых методик обучения чтению нередко смущает даже опытных родителей. Что предпочесть: кубики Зайцева, шершавые буквы Марии Монтессори, глобальное чтение Глена Домана или вслушаться в слова Павла Тюленева «Первым делом — буквы, остальные игрушки потом»? А может, взяться за старый добрый букварь?

Практически все эти методики имеют некоторые преимущества в подготовке детей к чтению. Недостатки, такие как, например, «проглатывание» окончаний слов детьми, подготовленными по методике Зайцева, или неспособность проводить фонематический анализ слова при слоговом или глобальном методе обучения, выясняются позже. Плюс ко всему, как уже говорилось выше, методики ранней стимуляции навыков, не находящихся в зоне ближайшего развития ребенка, могут довольно негативно повлиять на его психику и создать «перекос» в гармоничном формировании личности.

Наиболее приемлемой, соответствующей потребностям и возможностям детей и не противоречащей современной схеме обучения в школе (а ребенку придется столкнуться с ней так или иначе), является звуко-буквенная методика, отраженная, например, в букваре Н. Жуковой. Ребенок воспринимает сначала мир «на слух», поэтому игры в «подслушивание, как жужжит пчела» и распознавание этих звуков в словах — база для чтения.

Родитель как учитель

Родитель как учитель

Чтобы заинтересовать малыша в чтении, читайте ему больше сами. А также расскажите, как изобрели алфавит, что такое иероглифы и как ученые разгадывали тайны клинописи.

Дальше начинаем соединять звуки с буквами. Забудьте о букве «эм», пока мы все «читаем» звуками. А чтобы детям было легче их запоминать, соединяем образы с движением: выкладываем палками огромную букву П, лепим из пластилина букву О, рисуем на асфальте буквы и ходим по ним ногами, а также «пишем» пальцем разные буквы на спине малыша и предлагаем почувствовать, что это было. Это намного лучше способствует запоминанию, чем сто раз в день спрашивать, какая буква висит на холодильнике.

Когда малыш способен распознавать несколько букв, точно может услышать, какой звук есть в какой части слова и знает, какие звуки можно пропеть, какие прожужжать, а какие промычать, переходим к чтению слогов. Начинать рекомендуется исключительно с гласных: АУ, УО, ИА и т. п.

Следующий шаг — открытые слоги: ма, ба, па. Можно воспользоваться кубиками или сделать специальные карточки, где к согласной букве можно подставлять гласную и читать: ма, мо, ми, му.

На этом этапе рекомендуется осваивать и короткие слова, чтобы дать ощущение настоящего чтения: он, мы, ах, фу.

Слоги освоены? Самый важный этап позади. Теперь можно переходить к словам, коротким предложениям, длинным фразам. Немного терпения и совместных занятий с малышом — и наступит время самостоятельного чтения целых книг. Возможно, вскоре родители даже услышат чтение сказки на ночь вслух для мамы и папы.

Гость

Заполняя настоящую форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия "Пользовательского соглашения", размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных и сведениями о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 4444 человека!