Войти
Через социальные сети:
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Развитие ребенка
  6. Как научить ребенка «шипеть»: упражнения и скороговорки

Как научить ребенка «шипеть»: упражнения и скороговорки

Поделиться в WhatsApp Как научить ребенка «шипеть»: упражнения и скороговорки

Ребенок начинает произносить шипящие звуки после трех лет. В результате неблагоприятных факторов, которые повлияли на развитие речи ребенка, некоторые звуки появляются позже или вообще не произносятся ребенком. С помощью несложных упражнений можно научить малыша произносить звук «ш», а скороговорки помогут закрепить данный звук в речи.

Почему ребенок не может «зашипеть»?

Почему ребенок не может «зашипеть»?

Ребенок приобретает большинство навыков в семье, в том числе и навык красивой речи. Произношение звуков формируется на примере речи мамы, папы, старших братьев и сестер.

Есть мнение, что ребенок в определенном возрасте сам научится произносить тот или иной звук, и взрослые на этот процесс влиять не должны. Если не следить за развитием речи ребенка, можно прийти к серьезным нарушениям звукопроизношения. Помните, что научить ребенка правильно разговаривать гораздо легче в младшем возрасте. В школьном возрасте, а тем более у взрослых, недостатки произношения исправляются с большим трудом.

Перечислим самые распространенные причины нарушений звукопроизношения у детей.

  • Мама ребенка во время беременности переболела инфекционными заболеваниями, которые повлияли на созревание речевых зон в головном мозге ребенка.
  • Тяжелые роды, в результате которых ребенок родился ослабленным.
  • Травмы головы у малыша в любом возрасте оказывают неблагоприятное воздействие на созревание головного мозга.
  • Частые заболевания ребенка, которые приводят к общей физической ослабленности.
  • Задержка психического развития ведет к речевым нарушениям у ребенка.
  • Запоздалое развитие речи, когда ребенок произносит первые слова после 2,5−3 лет.
  • Нарушение речевого слуха, когда малыш путает близкие по звучанию звуки и в результате чего не может их правильно воспроизвести.
  • Воспитание ребенка в семье, где дети или взрослые неправильно произносят звуки и т. д.

Звук «ш» дети начинают произносить к 4 годам, иногда раньше. Чтобы «зашипеть», ребенок должен правильно слышать звук «ш» и не путать с другими звуками. Считается, что звук «ш» достаточно сложный для произношения и нужно, чтобы органы артикуляции были готовы к воспроизведению данного звука. Также важно правильно дышать.

Упражнения для произношения звука «ш»

Упражнения для произношения звука «ш»

Упражнения для произношения звука «ш» помогут ребенку «зашипеть». Довольно часто ребенок не может самостоятельно воспроизвести звук. Выполняя несложные и интересные упражнения, ваш малыш быстро справится со сложным звуком.

  • Встаньте с ребенком перед зеркалом и вытяните губы вперед, покажите зубы. Подержите губы в таком положении до 6−7 секунд, повторите упражнение 3−4 раза. Широким языком тянитесь к носу, при этом кончик языка смотрит вверх. Постарайтесь удержать такую форму языка за верхними зубами. Предложите ребенку подуть теплым воздухом и погреть ладошку «ш»
  • Попросите дошкольника надуть щеки, как воздушный шарик. Затем нажмите на щеки и выпустите воздух «ш». При этом проговаривайте, что язык находится вверху, дует теплый ветерок, губы «колечком» или «окошечком».
  • Очень важно развивать артикуляционный аппарат и делать упражнения для щек, губ и языка 2−3 раза в день. Данные упражнения помогут разработать органы артикуляции:
  1. Ребенок улыбается, зубы не показывает. Затем улыбается так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
  2. Малыш вытягивает губы вперед и немного округляет. Если у ребенка не получается данное упражнение, можно положить ватную палочку на верхнюю губу и постараться удержать ее несколько секунд.
  3. Ребенок показывает широкий язык, а затем поднимает кончик языка вверх и держит такую форму языка, похожую на чашечку 5−6 секунд.
  4. Кончиком языка ребенок пересчитывает верхние зубы. Затем широким языком облизывает верхнюю губу.
  5. Ребенок изображает лошадку, цокает язычком, при этом старается присасывать язык к верхнему небу.

Выполняя предыдущие упражнения, тренируйте речевой слух ребенка. Называйте звуки, слоги, а затем слова, и когда ребенок услышит звук «ш», пусть пошумит погремушкой или поднимет руку. Также необходимо тренировать речевое дыхание: вдох через нос, плечи не поднимать, во время выдоха щеки не надувать.

  • Когда ребенок научится произносить звук «ш», нужно закрепить его в речи.

Ребенок встает у стены, а взрослый начинает подходить к нему с противоположной стороны. Если взрослый начинает шуметь, ребенок произносит «ш» и тогда взрослый должен остановиться. Всего дается три попытки дойти до другой стены. Потом ролями можно поменяться.

  • Встаньте с ребенком напротив друг друга. Поднимите руки вверх и изобразите деревья. Скажите ребенку, что когда он услышит слово «ветер», он должен начать размахивать руками и «шипеть».
  • Предложите ребенку отправиться с ним в сказочное путешествие на поезде. По пути вам будут встречаться герои мультфильмов и сказок. Все сказочные герои дают ребенку задания произнести звук «ш».

Очень важно развивать артикуляционный аппарат и делать упражнения для щек, губ и языка 2−3 раза в день.

Если у ребенка не получается произнести «ш», обратитесь за помощь к логопеду.

Скороговорки для развития речи детей 4−7 лет

Скороговорки для развития речи детей 4−7 лет

Скороговорки для развития речи помогают закрепить поставленные звуки у ребенка. Они подбираются с учетом возраста дошкольника. Скороговорки для развития речи способствуют закреплению звука «ш» в слогах, словах и предложениях.

Скороговорки для развития речи детей 4−5 лет.

  • Мишутка в лес пошел, шапку ягод там нашел.
  • Маша в лес пошла, Мишутку там нашла.
  • Маша шила для Мишутки.
  • Шапку, шубу и штанишки.
  • На окошке кошка Машка ловит мошку ловко лапкой.
  • Даша моет уши каждый день под душем.
  • Мышки зашумели, сыру захотели,
  • Мышки не шумите, кота не будите!
  • У плюшевого мишки есть шапка и шишка.
  • У нашего кота большие глаза,
  • Большие глаза у нашего кота.

Скороговорки для развития речи детей 6−7 лет.

  • У Шурочки — шляпка, у Егорушки — штанишки,
  • А у маленькой Катюшки платье и туфельки-малышки.
  • У Любашки — шубка, у шубки — кармашки,
  • Кармашки — у шубки, шубка у Любашки.
  • Пашка Прошке покрошил в суп картошку
  • Шахматист Иван шахматиста Романа перешахматил.
  • Морошка на болоте созрела,
  • Маркуша за морошкой поспел.
  • Ела Клаша простоквашу,
  • С кашей ела простоквашу,
  • Не доела наша Клаша простоквашу,
  • Ну, а кашу съела Клаша до конца.

Помните, что ребенку для того чтобы запомнить скороговорку, необходимо понять ее смысл. Для этого рекомендуем нарисовать сюжет скороговорки или обыграть с помощью игрушек. Начинайте отрабатывать звук «ш» в простых скороговорках, постепенно усложняйте материал. Следите за произношением «трудных» звуков.

Занятие по отработке звуков должно быть интересным для ребенка, тогда и результат не заставит себя долго ждать!

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 3337 человек!