Как найти тонкую грань между принуждением ребенка и свободой?

Развитие ребенка мать и дитя, развитие детей, выбор редакции
shutterstock.com

Зачастую дети, вопреки родительским планам, не хотят заниматься сольфеджио или математикой, а иногда даже протестуют против приятных, казалось бы, обязанностей — сходить в дельфинарий или на День Рождения к однокласснику. Что делать в таких случаях — уступать или поторапливать ребенка? В то же время, мягко «подгонять» детей нужно принципиально по-другому, нежели взрослых. Обратимся за советом к психологам, как лучше обращаться с собственным чадом.

Почему дети протестуют?

Почему дети протестуют?

Если вы предлагаете пойти покататься на лыжах, в красках описывая, как будет здорово рассекать в лесу по лыжной трассе, любуясь заснеженными деревьями и искрящимися на солнышке сугробами, вы отталкиваетесь от собственного опыта. Ребенок же, когда слышит предложение «куда-то пойти», представляет себе ближайшее действие: нужно встать, выбраться из уютной комнаты со знакомыми игрушками и конструкторами и еще долго-долго собираться (переодеваться, причесываться, собрать бутерброды) и, главное, ради чего? Ребенок еще не знает, как это весело — кататься на лыжах, — поэтому в виде первой реакции может возникнуть протест.

Итак, взрослые способны немного «прокрутить» последовательность событий и сосредоточиться на основной цели (катание), и они могут научить этому своего ребенка. Не стоит бояться настаивать на своем в данной ситуации, ведь родители делятся своими впечатлениями и хотят приобщить к этому и ребенка. Другой вопрос, как не «перегнуть палку» и не «задавить» волю ребенка?

«Взрослый» подход

«Взрослый» подход

Детей необходимо иногда мотивировать и поторапливать, это факт. Чем старше становится ребенок, тем большее количество обязанностей он приобретает и тем большее желание у родителей возникает стимулировать ребенка к успеху (успех — от слова успеть!)

При этом есть риск совершить типичные «женские» ошибки — это не вполне корректное поведение может вылиться в деформацию личности (особенно сыновей):

  • Не стоит одинаковыми словами подгонять и ребенка, и мужа. Для взрослого и для ребенка необходимо найти разные слова, иначе у ребенка закрепится модель «в моей семье один взрослый — мама» или даже «в семье главная женщина».
  • Формированию несамостоятельной личности могут способствовать и такие, на первый взгляд, безобидные фразы типа «Помоги слабой женщине», — ребенок естественным образом подчиняется, но в последующем действует, лишь когда его попросят (прикажут).

Где пролегает тонкая граница между ленью и истинным отвержением

Где пролегает тонкая граница между ленью и истинным отвержением

Когда вы предлагаете сыну или дочери что-то неизведанное, небольшое сопротивление понятно. Как же быть, если родители слышат от ребенка «не хочу» и «не пойду» по отношению к регулярным занятиям: спортивной секции, творческому кружку?

Здесь следует разобраться и присмотреться к ребенку, откуда истекает нежелание пойти на кружок: исходит ли оно из лени или же из реальной неготовности (физической или психологической) заниматься этим делом — в последнем случае есть риск сломать именно волю ребенка.

Родителям стоит спросить себя, почему они хотят, чтобы ребенок пошел на эти занятия — потому что у ребенка есть талант и это будет способствовать его гармоничному развитию или потому что по родительскому плану он должен ходить на «спорт, творчество, иностранный язык»? А может, из-за скрытого давнего желания родителя заниматься искусством, которое теперь навязывается ребенку?

Определенным «индикатором» настроения может служить увлеченность малыша или подростка: если вы знаете, что ребенку в целом нравиться играть в футбол, но именно сегодня он закапризничал, это может свидетельствовать о накопленной усталости или временном охлаждении. Следует сделать небольшой перерыв и ребенок сам запросится в любимую команду!

Стоит расспросить ребенка, не возникла ли у ребенка некая конфликтная ситуация — сын или дочка могут не захотеть идти в спортивный зал не потому, что им не нравится занятие, а попросту потому, что его или ее обидели товарищи (случайно или намеренно), или тренер низко оценил способности и неосторожно об этом упомянул. Поговорите с ребенком, это и ему поможет лучше разобраться, реально ли существует какая-то проблема или он ее преувеличивает. Разговоры, сопровождаемые поддержкой родителей, помогают ребенку лучше разобраться в себе и своих чувствах — не оставляйте ребенка один на один со своими «демонами».

Ошибки, которые мы позволяем совершать ребенку

Ошибки, которые мы позволяем совершать ребенку

Даже, на наш взгляд, ошибочная тактика — это бесценный опыт для ребенка. Особенно, если речь идет о подростке. Психологи рекомендуют родителям выбрать для себя те ошибки, которые не позволят совершить даже ценой развития его индивидуальности. И набраться достаточно терпения (и даже мужества) для того, чтобы предоставить тинейджеру право делать выбор самостоятельно. Именно эта стратегия поможет ребенку относительно благополучно выйти из пубертатного периода — взрослым человеком с багажом собственного опыта. Если же в этом «остром» периоде продолжать навязывать ребенку свою волю, существует риск того, что переходный период растянется на долгие годы.

Решение расстаться с кружком

Решение расстаться с кружком

Как утверждает педагог Дмитрий Тюттерин, существует единственный критерий, который поможет понять, бросать ли кружок или спортивную секцию или необходимо переждать (а, вернее, преодолеть!) кризисное время — это любовь родителей.

На семейном совете решите, что ребенок получает в большей степени: реальной пользы, удовольствия, навыков, здоровья или же неприятных эмоций, многочасовых споров и истрепанных нервов. Если негатива больше — в таком случае лучше поискать другое полезное увлечение, благо сейчас есть широкий выбор различных секций и кружков.

Если вы приняли внутреннее решение оставить не полюбившееся занятие, попросите ребенка четко озвучить два-три весомых довода, почему это стоит сделать.

Выходите из ситуации победителями — даже такое, «аварийное» завершение деятельности может запомниться значимым результатом. Подождите, пока сын не получит разряд, итоговое произведение на пианино не будет разучено и с успехом сыграно перед комиссией, или пока не будет закончена картина. Вот теперь этот этап завершен, можно пробовать новые виды деятельности — успехов!

27 Сентября 2016 Развитие ребенка Ирина Аршинова, терапевт, кардиолог, редактор MedAboutMe мать и дитя, развитие детей, выбор редакции
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Записаться на прием
Для получения квалифицированной помощи
Вы можете записаться на прием к врачу
  • Проверьте свои симптомы;
  • Узнайте о возможных заболеваниях;
  • Предупредите болезнь.
Проверить симптомы
  • База вопросов и ответов;
  • Отзывы и рейтинги врачей;
  • Консультации специалистов.
Задать вопрос врачу