Малыш может сам

Развитие ребенка мать и дитя, развитие детей
shutterstock.com

Психология родителей устроена удивительным образом: в ожидании младенца мама часто представляет себе, как рядом с ней будет такой подросший самостоятельный ребенок, как они вместе будут гулять в парке и купаться в речке, какие он сделает первые успехи в уходе за собой, учебе, спорте, творчестве. Но вот малыш появился и становится очевидно, развитие ребенка еще должно пройти долгий многолетний путь до уверенных самостоятельных действий.

Дети для родителей всегда маленькие

Дети для родителей всегда маленькие

Избежать подобного подхода сложно. Так проявляется материнский инстинкт, забота о потомстве — кроха появляется на свет совсем маленьким, беззащитным, без ухода мамы и папы он просто не сможет выжить. Родители привыкают к такому положению дел — они должны проследить за тем, что малыш поел и в достаточном количестве, проверить санитарное состояние, вынести гулять в то время, которое они считают подходящим, одеть в ту одежду, которую для крохи выбрали. Это совершенно нормально — ведь младенец не может сам выполнять этих дел. Но вот время идет, малыш успешно встал на ножки и научился ходить, сам может попадать ложкой в рот, но родители все равно не торопятся доверить ребенку самостоятельность в этих процессах. Папа все равно будет поддерживать кроху за ручки, хотя тот вполне уверенно топает, мама все равно лучше накормит сама — больше в рот попадет, и меньше отмывать стол придется.

Объяснить мотивы родителей не сложно — они слишком привыкли к тому, что малыш беспомощен, и его попытки делать что-то самостоятельно кончаются крахом — упал, ударился, плачет, расплескал еду и остался голодным, разочарован. Любые достижения крохи отмечаются как галочка в графике, о котором можно будет сообщить врачу-педиатру — да, малыш уже ходит самостоятельно, да он умеет кушать сам. Но доверять практическую реализацию этих навыков родители не спешат. Причина выглядит весьма противоречиво: пока у ребенка получается еще не очень хорошо, пусть лучше ему помогает взрослый, пока малыш не освоит навык как следует. Но как же он сможет что-то освоить, если ему все время помогают родители, это их работа, а не самого ребенка? Но этой почве могут вырасти самые разные конфликтные ситуации, от регресса в развитии ребенка до последующих обвинений в инфантилизме из уст родителей.

Малыш хочет сам

Стремление действовать самостоятельно — это природой предусмотренный механизм взросления любой особи. Так происходит развитие практически любого живого существа: сначала процесс ухода за детенышем полностью осуществляют родители, потом подросший детеныш начинает повторять за ними их действия, потом он реализует эти процессы самостоятельно, разумеется, привнося в свою деятельность индивидуальные моменты. Дети начинают демонстрировать желание делать что-то без родительской помощи примерно в возрасте года, когда мелкая и крупная моторика достаточно развиты, основные двигательные навыки освоены, высшая нервная деятельность позволяет на простейшем уровне анализировать свои поступки и отслеживать причинно-следственную связь между событиями. Иногда первым словом крох оказывается не привычное нам «мама», а «сам!»

Развитие ребенка нельзя останавливать

Развитие ребенка нельзя останавливать

На этом этапе развития родители должны стараться изо всех сил не ограничивать развитие ребенка. Да, больно смотреть, как разваливается его с таким трудом построенная башенка, обидно, когда содержимое ложки супа отправляется не в рот, а на пол, потому что малыш не справился с координацией. Но если сейчас кроха не получит этот опыт, он не сможет дальше развивать свой прогресс, а значит снова и снова его башенки будут разваливаться, и он с грустью признается себе: я неудачник, без мамы вообще ничего не могу. Первые поражения и отчаяние, смирение со своей ролью неумехи закладываются на всю жизнь и крайне негативно влияют на развитие ребенка в эмоционально-волевой сфере. В это трудно поверить, но именно из первых маминых слов: «У тебя все равно не получится, давай я сама сделаю быстрее и лучше» — произрастают все подростковые комплексы неполноценности и проблемы с обучением в школе. Ребенок привыкший, что сам он не сможет качественно выполнить задание, и не будет стараться достигнуть успеха — он ведь всю свою жизнь живет с убежденностью, что его старания успехом не увенчаются.

А может, все-таки помочь?

Так что же, остается только сидеть и смотреть, как малыш набивает себе шишки, плачет от боли, остается голодным и одевается не по погоде, зато сам? Конечно, нет, самостоятельность маленького ребенка на первых порах не исключает помощи родителей. Просто это помощь не должна полностью заменять собой все действие, часть которого малыш вполне может сделать сам. Например, кроха только учится ходить. Он уже может пройти несколько шагов, но потом неизбежно падает на попу и расстраивается. Это повод продолжать водить его за ручки? Нет, лучше подстраховывать со стороны. Пусть малыш пройдет самостоятельно, сколько сможет, и только когда он начнет терять равновесие, родители могут его подхватить и дать передохнуть. Так ребенок каждый раз сможет проходить в большее и большее расстояние, и постепенно помощь и вовсе перестанет ему требоваться.

Если малыш не может одолеть какой-либо навык — например, есть самостоятельно и наедаться, а не только расплескивать пищу по столу, — то помощь должна заключаться в том, чтобы снова и снова показывать правильные действия и предлагать крохе выполнить их. Питание ребенка процесс очень важный, но без этой стадии неловкости в обращении со столовыми приборами малыш так и не научится есть самостоятельно, рано или поздно придется через это пройти. Если ребенок уже вполне освоил какой-либо навык — например, самостоятельно одеваться, — но делает это недостаточно качественно, то родители должны фиксировать его внимание на том, что получилось, на данном этапе это главное. Недостатки же лучше не исправлять самостоятельно, а мягко указывать на их крохе — смотри, здесь пуговицу пропустил, сможешь исправить? Сначала недочетов будет много — это не страшно, ведь со временем их количество будет сокращаться, если малыш будет снова и снова исправлять свои промахи сам.

Родители, будьте начеку

Родители, будьте начеку

Ребенку можно разрешить делать самостоятельно все, что он только пожелает? Нет, это не так. Дети — это все-таки не такие маленькие взрослые, а освоение навыков требует времени. Некоторые неудачи можно списать на счет жизненного опыта, но некоторые могут оказаться слишком фатальными, потому просто не должны быть допущены. Так малыш не должен принимать самостоятельно решения, когда речь идет об опасности для его жизни и здоровья. Участвовать в дорожном движении рядом с проезжей частью кроха должен только с мамой за руку, которая подскажет, когда можно выходит на дорогу, а когда — нельзя. Выбирать одежду для выхода на улицу малыш может только в рамках соответствия климату, из предложенных родителем вариантов. Выходить зимой в летнем сарафане не стоит разрешать дочери, даже если она полностью уверена в свое выборе. Можно разрешить не доедать порцию супа, если малыш считает, что наелся, но не стоит разрешать вместо супа насыщаться шоколадом. Развитие ребенка не должно представлять угрозы для его здоровья.

15 Октября 2016 Развитие ребенка Ольга Сквирри мать и дитя, развитие детей
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Записаться на прием
Для получения квалифицированной помощи
Вы можете записаться на прием к врачу
  • Проверьте свои симптомы;
  • Узнайте о возможных заболеваниях;
  • Предупредите болезнь.
Проверить симптомы
  • База вопросов и ответов;
  • Отзывы и рейтинги врачей;
  • Консультации специалистов.
Задать вопрос врачу