Развитие ребенка
Методика развития речи детей: как улучшить речевые навыки ребенка
4.6

Методика развития речи детей: как улучшить речевые навыки ребенка


Автор
Ася Куприянова

Статью проверил эксперт

Методика развития речи детей в возрасте от 3 до 6 лет направлена на формирование основных речевых навыков - правильного звукопроизношения, дикции, работы артикуляционного аппарата и т.д. Именно в этом возрасте речь малыша приобретает индивидуальные особенности, которые впоследствии могут спровоцировать развитие дефектов речи.

Факторы развития речи детей-дошкольников

Интенсивность развития речи у малышей дошкольного возраста носит индивидуальный характер. Одни дети начинают говорить связными предложениями уже после второго дня рождения, а другие приобретают этот навык ближе к 3-3,5 лет. Родители, чьи дети начинают говорить несколько позже сверстников, часто переживают по этому поводу, считая, что малыш отстает в речевом развитии. Однако психологи и логопеды не спешат бить тревогу, т.к. запоздалое развитие речи в большинстве случаев оказывается вполне нормальным явлением. Дело в том, что навык произношения слов и предложений формируется на основе многих факторов, включая генетику и темперамент малыша. Например, если папа или мама ребенка долго были «молчунами», скорее всего, ребенок также заговорит позже сверстников. Кроме того, психологи подметили интересную особенность: дети, отличающиеся подвижностью и активностью, начинают говорить быстрее, чем более уравновешенные и спокойные малыши.

Методы развития речи детей должны учитывать социально-бытовые особенности ребенка. Малыши, которые растут в больших семьях и часто общаются со старшими детьми, конечно же, овладевают речевым навыком быстрее деток с ограниченным кругом общения. Также нужно брать во внимание, что разговорные навыки ребенка формируются путем подражания. Ребенок копирует речь взрослых, перенимая ее основные черты: интенсивность, интонационную выразительность, грамматическую правильность, нюансы произношения и т.д.

Основа для гармоничного развития речи детей

Методика развития речи детей дошкольного возраста включает в себя три категории занятий - наглядную, словесную и практичную.

Наглядное формирование речи направлено на накопление словарного запаса и развитие взаимосвязи между видением и произношением ребенка. Занятия по этому методу включают в себя рассказы по картинкам, сопровождение словами бытовых действий и т.д. Главная цель этих занятий заключается в том, что ребенок должен уловить взаимосвязь между действием и словом.

Словесная методика развития речи направлена на выработку связности речи и логичности в построении фраз. Эти особенности формируются у малыша благодаря художественному чтению, прослушиванию песен и стихов.

Основная задача практичной методики развития речи проявляется в выработке навыка четкого произношения. Занятия, развивающие дикцию и словесную выразительность, могут включать в себя дидактические игры, разучивание скороговорок и сказок, игры-драматизации и т.д.

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова. - 2014

Развитие речи и формирование навыка чтения у детей: лонгитюдное исследование от рождения до 7 лет / Ляксо Е.Е., Фролова О.В. // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34 №3. - с. 24-35