Развитие ребенка
Не считается: дискалькулия и проблемы с математикой
4.5

Не считается: дискалькулия и проблемы с математикой

Проблемы с заданиями по математике время от времени бывают у всех детей. Но если у ребенка есть затруднения со счетом и стабильно низкие отметки именно по этому предмету, а с остальными все в порядке, вполне вероятно, что причина – в дискалькулии. Это – нарушение развития мозга, которое мешает изучать сами основы арифметики. Причем порой оно проявляется в семьях как наследственная особенность, хотя никаких «генов арифметики» ученые не нашли. А проблема тем временем не только мешает учиться в школе: есть прямая связь ВВП и количества людей с дискалькулией в стране. MedAboutMe рассказывает, как от арифметики зависит благосостояние нации, и что же делать, если у ребенка есть такая особенность.

«Бедная родственница» когнитивных нарушений

Дискалькулию нередко объединяют с дислексией, нарушением способности читать и писать. И дислексию считают признанной медицинской проблемой, на решение которой во многих странах выделяют значительные средства. А вот дискалькулия остается «бедной родственницей».

В США за 12 лет исследований на причины дислексии было потрачено 107 млн долларов, а на дискалькулию – в 50 раз меньше. Прочитать и подписать договор кажется важнее, чем уметь подсчитать, чем грозят такие заманчивые на первый взгляд проценты по кредиту.

В массивном научном труде за 15 лет указывается, что неумение отдельных людей считать дорого обходится всему обществу. Явно видна связь между количеством населения с дискалькулией (или просто арифметически неграмотных из-за нехватки обучения) и скоростью роста ВВП. К примеру, если б в США получилось «доучить» 20% из самых математически неграмотных американцев до самого минимального уровня счета, то ВВП ускорился бы на 0,74% в год.

Задачка на проверку минимального уровня счета к 15 годам.

Курс сингапурских долларов к южноафриканским рандам – 1 к 4,2. Человек поменял 300 долларов на ранды. Сколько рандов у него есть?

Каждый пятый американец 15 лет не может решить задачу. А Россия, в соответствии с показателями мирового рейтинга, еще и отстает от США. Но проблема не только, вернее, не столько в ВВП. Неумение считать снижает качество жизни значительно сильнее, чем неумение читать и писать. В Великобритании, которая из-за дискалькулии теряет около 4,2 млн фунта стерлингов ежегодно, доказали, что человек с проблемами в подсчетах меньше зарабатывает, больше болеет и склонен нарушать законы. Хотя можно поспорить, что тут причина, а что следствие, но эксперты уверены: математическая неграмотность ведет к плохой жизни.

Причины дискалькулии

Причины дискалькулии

Если не брать во внимание проблемы образования, то истинная дискалькулия диагностируется в среднем у 7% учеников начальной школы. Исследования доказывают, что распространенность у нарушения способности к счету такая же, как и у дислексии, способности к чтению. Дискалькулию даже порой называют «математической дислексией», но это – совершенно другое состояние.

Дискалькулия нередко связана с СДВГ, синдромом дефицита внимания и гиперактивности. До 60% детей с СДВГ имеют также и «математическое нарушение».

У детей с дискалькулией нарушается процесс счета. Они могут считать на пальцах или использовать наглядные материалы намного дольше своих сверстников. Им сложно посмотреть на стол и сразу понять, сколько на нем яблок – 3 или 5. А тем временем ученые доказали, что дети второго года жизни, не зная счета, умеют отлично «считать» до трех: после демонстрации трех кубиков в коробке и выдачи двух они знают, что там остался еще кубик, даже если коробка закрыта. Даже новорожденные способны различать множества – где один предмет, где два, где три.

Умение что-то подсчитывать без основ математики – свойство нашего мозга. Им в ограниченных пределах владеют не только человекообразные, но даже птицы и насекомые. Они «считают» количество ягод на кустах, определяя, где их больше, цветы на полянках, а пчелы понимают, что такое ноль.

Близнецовый анализ доказал: способности к арифметике на треть определяются генами, а не условиями развития и обучения. Более того, они наследуются отдельно от способностей читать или запоминать слова, имена, названия. Так что для способности к подсчетам у нас явно есть отдельная часть мозга.

При дискалькулии теряется «смысл» чисел: мозг не понимает связи между числом и количеством. По мнению психологов, первоосновой способности к арифметике является автоматическое умение с одного взгляда определять количество предметов. Так, взрослый в норме оценивает количество до 5 предметов, а когда их больше, может быстро, не подсчитывая, понимать, где именно больше, а где меньше предметов. Дискалькулия нарушает такую способность. К примеру, чтобы понять, какая из двух игральных карт «старше» (если на них нет цифр), человеку с дискалькулией придется считать, сколько на них значков.

Еще одна выявленная связь нарушений счета и других отклонений – это неспособность различать свои пальцы. Именно их использует ребенок, начинающий осваивать счет, сравнивая количество пальцев и предметов.

Но есть нарушение под названием синдром Герштмана или пальцевая агнозия, при которой человек буквально путается в пальцах, не может найти его по названию или по образцу, показанному учителем на своей руке. Это нарушение связано с дефектом теменной доли.

При травме в теменной доле могут избирательно теряться арифметические навыки, и это доказано уже больше века назад. При помощи МРТ специалисты уже выяснили, что «орган арифметики» в человеческом мозге – это участок теменной коры под названием «внутритеменная борозда». И у людей с дискалькулией она короче среднего.

Не только этот участок нужен для уроков математики: важна префронтальная кора для внимания, рабочей памяти и способности рассуждать; угловая извилина левой теменной доли, чтобы вспоминать факты; веретеновидная извилина височной доли, чтобы различать числа, символы, слова. У ребенка с дискалькулией внутритеменная борозда во время занятий арифметикой работает не так активно, как должна бы, и объем серого вещества там меньше. Но причина не только в этом: нейронные связи между данной бороздой и остальными компонентами тоже развиты слабее.

Признаки дискалькулии

Диагностика – важный момент, потому что на плохие отметки по математике может влиять множество факторов – от пропуска базовых занятий до отношений с педагогом. И решать такие проблемы надо по-разному.

Как проявляется дискалькулия в школьном возрасте? Детям сложно:

  • оценивать, какую часть занимает предмет на столе (в коробке, в простых пазлах);
  • изучать основы арифметики: сложение, вычитание, умножение;
  • ассоциировать цифру и количество предметов;
  • подсчитывать слоги в словах;
  • понимать дроби даже на простых примерах (четверть яблока и т. д.);
  • разбираться в графиках и диаграммах, визуально-пространственных понятиях;
  • считать деньги, стоимость, сдачу;
  • запоминать номер телефона;
  • разбираться во времени на часах.

Любая деятельность, связанная с математикой и числами, даже вне школьных уроков, может расстраивать ребенка. Например, попытка что-то купить в магазине или настольные игры, где нужно подсчитывать очки.

Если такие проблемы есть, в первую очередь стоит исключить нарушения зрения и слуха: они влияют на способность к учебе. Что делать дальше?

  • Поговорить с учителем по математике, чтобы выяснить, в каких областях есть затруднения.
  • Поговорить с другими преподавателями, чтобы выяснить успехи и особенности освоения остальных предметов.
  • Протестировать ребенка у психолога на нарушения арифметических способностей. 

Что проверяет тест?

  • Вычислительные навыки: способность выполнять математические операции. Младшие дети могут затрудняться со сложением или вычитание, а у старших возникают сложности в умножении, делении, дробях, процентах.
  • Математическая беглость: способность легко вспомнить основные математические факты, такие как 5x3=15, или как умножать дроби
  • Умственные вычисления: способность решать математические задачи в голове
  • Количественное мышление: способность понимать и решать словесные задачи
  • Эксперт может посмотреть на эти тесты и составить отчет, который поможет начать корректировать особенности ребенка.

Коррекция дискалькулии: тренировка мозга

Коррекция дискалькулии: тренировка мозга

Специалисты по обучению, педагоги-психологи или нейропсихологи, специализирующиеся на дискалькулии, рекомендуют следующее:

  • использовать все доступные обучающие игры на основе математики;
  • практиковать математические навыки намного чаще, чем другие ученики.

Но ученые спорят с назначением дополнительных занятий и заданий. Как выясняется, это себя не оправдывает. Даже если участок мозга недоразвит, его можно развивать при помощи упорных тренировок так же, как упражнениями наращивают мышцы. Чтобы тренировать нужный отдел, надо развивать способность оценивать количество предметов «на взгляд».

Сегодня активно создаются программы для борьбы с дискалькулией: все же от этого нарушения зависит экономическое благосостояние нации. В сети можно найти специальные программы-игры The Number Race, Graphogame-Math, особую эффективность показывает The Number Bonds. Но подойдет любой вариант, даже раскладывание фасолин по тарелкам, чтобы ребенок учился без пересчитывания понимать, где их больше.

Важный момент в учебе: снижение беспокойства ребенка по поводу своего неуспеха. Стоит разъяснить особенность отдела мозга («особой мышцы», которую надо тренировать), поговорить с преподавателем, не запрещать пользоваться счетным материалом, пальцами, калькулятором. Ну и особенно надо хвалить детей. Причем за процесс освоения, а не за результаты. Для ребенка с дискалькулией наши «легкие» подсчеты сравнимы с попыткой первоклашки поднять штангу тяжеловеса. Нужны время, тренировки и вера родителей в успех. 

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Dyscalculia: From Brain to Education / Brian Butterworth, Sashank Varma, Diana Laurillard. // Science. - 2011, May

Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью. // СПб / Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. . - 2012

Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под ред. проф. Л.В. Лопатиной. // СПб. / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина и др. - 2014