Развитие ребенка
Несем добро: как посетить детдом и не навредить детям?
4.5

Несем добро: как посетить детдом и не навредить детям?

Содержание

Благое намерение посетить воспитанников детского дома, принести еды, одежды и развлечь, как ни странно, вместо пользы может принести детям вред. Как научиться делать добро и не пострадать самому при контакте с системой воспитательных учреждений, читайте на MedAboutMe.

Детдомовские дети и посетители: разные цели, разные потребности

Детдомовские дети и посетители: разные цели, разные потребности

В нашем обществе бытует мнение, что дети в приютах и детских домах — несчастные создания, которым не хватает еды и одежды. Вполне естественно, что такая ситуация вызывает желание помочь, обогреть, накормить. Кто-то действительно стремится оказать бескорыстную помощь, кто-то хочет почувствовать себя в некой мере благодетелем.

Что на самом деле нужно детям, содержащимся в учреждениях постоянного пребывания?

Первое, и самое важное: внимание. Постоянно живущие в группах по 6-12 человек, дети делят одного воспитателя на всех. Поэтому при выборе «что же принести в детдом» ответ очевиден: в первую очередь — себя и свои психические ресурсы.

Порой желание помочь без затраты своих сил выражается в отдаче вещей, игрушек, еды. Такая разовая помощь без сомнения, нужна. Вот только не всем детдомам.

Большинство воспитанников обеспечиваются питанием, одеждой и всем необходимым за счет государства. Часто от посетителей можно услышать, что дети «накинулись и проглотили» все угощение, что в группах неуютно, не хватает игрушек, в библиотеке — книжек.

Однако то, что лежит на поверхности, не всегда можно понять, находясь «вне системы».

Дети в приютах и детдомах действительно с радостью съедают все, что им приносят. Однако этот голод — не физиологический. Природа явления — в желании съесть что-то не из стандартного меню и не по расписанию. Можно представить себе ежедневное питание в столовой без возможности купить что-то на свой вкус, без личных запасов в сумке или в холодильнике. И так год за годом. Сытно, даже вкусно, но очень скучно.

В такой ситуации дети порой рады и кусочку хлеба, съеденного у своей кровати, а не за общим столом. В некоторых учреждениях повара (а нередко и персонал дома) сушат сухарики специально для тех, кто хочет получить что-то вне столовой и удовлетворить психологический голод.

Что же касается небольшого количества игрушек, то в большинстве детских учреждений правилами запрещено иметь мягкие игрушки, а иногда и ковры и занавески. Кстати, пожарная инспекция запрещает развешивать картины и рисунки на стенах, что тоже не добавляет уюта.

Книги, конечно, разрешены, однако часто из-за нехватки места библиотека (если помещение для нее есть) не вмещает большое количество литературы. Поэтому прежде чем нести что-то познавательное или развлекательное, необходимо уточнить у руководства конкретного заведения, в чем есть потребность и что разрешено правилами.

Те же правила обычно запрещают детским домам принимать от населения поношенную одежду. Надо признать, что немалую роль тут сыграли люди, пытавшиеся сдать вещи в пятнах и с дырами или изжившую свой век обувь.

Итак, первое, что надо сделать, если есть желание посетить приют, — позвонить руководству и рассказать о себе, о целях посещения. Можно узнать, какие группы открыты для посторонних (у детей бывают карантины по болезням), в какое время, что приветствуется принести, можно ли чем-то угостить (бывает, что нельзя) и в каком формате лучше провести визит.

Не стоит сразу отчаиваться, если персонал не будет приветливо откликаться на желание нанести визит. Воспитатели и психологи детдомов и приютов — это именно те люди, которым оставаться с детьми после отъезда посетителей и разгребать все последствия часто совершаемых визитерами ошибок.

Как избежать ошибок при посещении: особенности психологии детей

Как избежать ошибок при посещении: особенности психологии детей

Первое, что нужно осознать: одноразовый визит — это скорее вред, чем польза. Планируя начать помогать конкретному детдому, надо понимать, что это должно происходить на регулярной основе. Даже если визиты будут один раз в два месяца — дети получат ощущение заботы и внимания. Это действительно важно для ребенка из такого учреждения, знать, что он имеет право на постоянную поддержку. Исчезновение или изменение графика поездок без предупреждения детей даст им второй (третий, пятый) травмирующий опыт «меня бросили».

После подобных происшествий дети могут замыкаться, уходить в себя, терять аппетит или ожесточаться. Каким бы незначительным не казался визит на пару часов — скорее всего, дети его запомнят, а при обещании прийти еще раз обязательно будут ждать.

Второе правило посещения детдома — четкое определение цели. Что делать, зачем делать — структурированный ответ на вопросы поможет избежать неприятных ситуаций. Можно предложить рисование, разнообразные мастер-классы, настольные или активные игры, чтение вслух новой книжки, помощь с уроками, главное — иметь план и необходимые материалы.

Руководство приюта или воспитатели группы могут подсказать, чем лучше занять детей, что их увлечет или им поможет. Но не всегда. Что точно не приветствуется — это визиты «просто поиграть».

Стоит также учесть, что в некоторых учреждениях не очень приветствуются посетители мужского пола в группах девочек-подростков. Для таких контактов надо уметь стойко удерживать свои границы и учитывать возрастную психологию воспитанниц.

На первых порах можно выбрать и посетить несколько детдомов и групп. Иногда полезно это делать в составе команды волонтеров, уже знающих правила и особенности учреждений. Однако для постоянных встреч лучше остановиться на одном составе детей. И ребятам полезно видеть знакомое лицо чаще, и посетителю не придется подстраиваться под разные режимы и требования.

Как наладить отношения с детьми

Как наладить отношения с детьми

Когда место и время визита определены, наступает этап контакта непосредственно с воспитанниками детских домов. Что стоит помнить при взаимодействии?

  • Несмотря на то, что дети в таких учреждениях имеют за спиной не самый привычный для других малышей опыт, общаться с ними надо также, как и с любым другим ребенком.
  • Ко всем детям в группе отношение должно быть более-менее одинаковыми. Крайне нежелательно заводить «любимчиков» (что, к сожалению, достаточно непросто), это и усложняет взаимоотношения среди воспитанников детдома, и дарит ненужную надежду конкретному ребенку. Психология данных детей, особенно маленьких, такова, что при появлении нового внимательного человека у них начинает формироваться надежда на привязанность, как к родителям. Эмоционально выделять кого-то одного можно только при условии оформления патронажа или дальнейшего усыновления.
  • Жалость к детям в приютах, особенно к подросткам, — чувство непродуктивное. С одной стороны, оно подчеркивает не самое комфортное положение детей, с другой — дает им возможность попытки манипуляции посетителем.
  • Кстати о манипуляциях: очень важно уметь говорить «нет», не бросаться в крайности и отстаивать свои границы. Дети, живущие по «стайным законам», зачастую отлично умеют садиться на шею, говорить то, что хочет услышать посетитель, и выпрашивать что-либо. Нередко волонтеры, поддавшись обаянию и «честным глазам» юных манипуляторов, дают им деньги или организуют мероприятия, мягко говоря, не соответствующие психологии детей без долгой подготовки. Деньги могут быть истрачены на сигареты или клей «Момент» для токсикомании. Ну а организация «тимуровской команды» из мальчишек 11-12 лет может закончиться выносом вещей из дома старушки.
  • Если просят деньги «на шоколад» — лучше принести шоколад.
  • Взаимодействие с воспитателем и окружающим персоналом стоит выстраивать в вежливой и уважительной манере. В младших группах надо обязательно спрашивать, можно ли кому-то что-то дать. Хорошие воспитатели сами подскажут, как с кем лучше войти в контакт и наладить отношения. Но даже если к посетителю педагоги относятся не очень уважительно (и такое бывает), не нужно встраиваться в иерархию связей в группе и показывать детям дурной пример.
  • И еще раз: посещения должны происходить на регулярной основе. В отношениях с детьми из детских домов исключительно актуально правило Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

«Ты моя мама?» Стоит ли пытаться заменить ребенку родителей

«Ты моя мама?» Стоит ли пытаться заменить ребенку родителей

Найти любящих родителей и обрести семью — одно из самых больших устремлений ребенка из детдома. Прекрасно, если после встреч и посещений малыш или подросток будет усыновлен или получит разрешение на патронаж.

Нередко в домах малютки или в приютах можно встретить детей, при первом же контакте пытающихся назвать нового человека мамой или папой. Прежде, чем поддаться чувствам и дать такую надежду малышу, необходимо точно понимать, что повлечет за собой решение о принятии юридического статуса родителя или опекуна.

Нельзя без твердого решения обнадеживать детей. Не надо сразу брать на себя роль приходящей мамы или папы, даже если в будущем возможно усыновление. И нужно знать, что значительная часть воспитанников приютов и детдомов — не сироты. Их родители, ограниченные в правах, по-прежнему являются родителями, а также — препятствием на пути к усыновлению.

Условности и ограничения, накладываемые системой воспитательных учреждений, отрицательно сказываются как на детях, так и на персонале детдомов, и зачастую отпугивают тех, кто действительно пытается оказать помощь. Однако преодоление этих трудностей на пути к улучшению жизни детей — не такая уж высокая плата за счастливые глаза, прогресс в развитии и надежду на благополучное будущее даже для одного ребенка.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.