Развитие ребенка
Обучение детей с задержкой психического развития
4.7

Обучение детей с задержкой психического развития


Автор
Ася Куприянова

Статью проверил эксперт

Обучение детей с задержкой психического развития имеет ряд особенностей. ЗПР - это негрубое нарушение, характеризующееся замедленными темпами развития психики. Чаще всего патология проявляется в виде низкой познавательной активности, невнимательности, слабой развитости речевых навыков, плохой памяти, физической и мыслительной медлительности. Учитывая эти особенности, ребенок с ЗПР просто не может в полной мере соответствовать стандартным требованиям школьного образования. Однако известно, что практически все формы ЗПР компенсируются по мере взросления ребенка, поэтому данный диагноз позволяет детям обучаться в общеобразовательных школах, но только при условии, что в учебном заведении есть коррекционные классы.

Главные трудности обучения детей с ЗПР

Первые признаки ЗПР родители могут заметить еще до поступления малыша в школу. Как правило, дети, страдающие данным нарушением, позже начинают ходить, позже произносят свои первые слова, отличаются познавательной пассивностью и низкими коммуникационными навыками. Но большинство родителей списывают эти особенности на индивидуальные нюансы развития ребенка. Ведь известно, что все дети развиваются по своему собственному сценарию и небольшие отклонения от возрастных норм не вызывают беспокойства. Обучение детей с задержкой развития становится лакмусовой бумагой, которая в полной мере проявляет психические проблемы малыша.

При нормальных темпах созревания психики дети к 6-7 годам уже могут управлять умственными операциями, проявлять внимательность, целенаправленность, а также в процессе обучения опираться на прежний опыт, используя абстрактно-логическое мышление. Если же психика ребенка отличается незрелостью, стандартная программа общеобразовательной школы окажется для него слишком сложной. Наибольшие трудности ребенок с ЗПР будет испытывать в процессе освоения родного и иностранного языка, а также математики. Овладение письменной речью невозможно без достаточной развитости речи устной, а для понимания простейших математических правил ребенок, как минимум, должен знать о таких понятиях, как количество, величина, форма, сравнение и т.д.

Как нужно обучать детей с задержкой психического развития

Обучение детей с задержкой психического развития должно решать следующие задачи:

  • развитие познавательной деятельности ребенка;
  • коррекция эмоционально-личностных качеств;
  • способствование социальной адаптации учащегося;
  • повышение общего уровня интеллектуального развития.

Во многих общеобразовательных школах присутствуют коррекционные классы, программа которых разработана с учетом особенностей детей с ЗПР. Обучение в этих классах преподносится в доступной форме на базе наглядно-прикладной деятельности. Как правило, количество учащихся в коррекционных классах не превышает 10-12 человек, что создает комфортные условия для малышей.

Общая психология / Маклаков А.Г.. - 2008

К вопросу лечения детей с задержкой психического развития / Зотов А.Г. // Рмж. - 2010. - Т. 18 №20. - с. 1257-1260

Мнемические способности детей 7-12 лет с задержкой психического развития / Черемошкина Л.В., Мурафа С.В. // Вопросы психологии. - 2011. - №5. - с. 34-44