Развитие ребенка
Основы и варианты творческого воспитания детей разного возраста
4.8

Основы и варианты творческого воспитания детей разного возраста

Далеко не каждая мама осознает, что дети начинают узнавать окружающий мир еще до своего рождения. Они могут слушать голоса и музыку, которая звучит рядом. Или воспринимать те эмоции, которые испытывает беременная женщина при виде картин в галерее, при посещении театра и т. д.

Именно родители становятся для новорожденного первыми учителями. С самых первых вздохов крохи при появлении на свет мама и папа оказывают на него колоссальное влияние. Они — и образец для подражания, и источник знаний, и основа первичных навыков. А это означает, что все стороны гармоничного развития ребенка, в том числе и творческого, зависят в первую очередь от его близких.

Чтобы зажечь в малыше творческую искру, надо поощрять любознательность малыша, поддерживать его начинания, развивать уверенность в себе, прививать навыки общения. Именно родители должны вдохновить ребенка на новые занятия, расширение круга общения, разнообразные творческие свершения.

Необходимость творческого развития ребенка

Необходимость творческого развития ребенка

К сожалению, многие родители не понимают, зачем нужно заниматься творческим воспитанием детей. Они считают, что достаточно давать какие-то практические навыки и знания, которые пригодятся в повседневной жизни.

Это опасное заблуждение, поскольку без знакомства с творчеством спектр эмоций малыша становится более бедным, а это негативно сказывается и на общем развитии ребенка. Любые виды творчества дают очень многое для процесса гармоничного взросления, ведь искусство это:

  • прекрасный способ самовыражения даже для самых маленьких детей.

Еще не овладев чтением и письмом, они именно через рисунки выражают свои эмоции. Не случайно женщины обычно бережно хранят неумелые рисованные открыточки от своих малышей, при помощи которых те поздравляют своих мам с Женским днем или с Днем рождения. В этих рисунках и аппликациях — вся детская любовь;

  • расширение круга общения и стимулирование навыков общения.

Малыш поет в хоре, танцует в группе с другими детьми, посещает групповые уроки рисования — все это ситуации, когда ребенку приходится общаться с маленькими и взрослыми людьми, ощущать себя частью коллектива. Да и в музее, театре, художественной галерее, на концерте, в кино его окружают самые разные люди — в этой среде ребенок получает навыки поведения в коллективе;

  • возможность поделиться мыслями и идеями, раскрыть свой внутренний мир.

Попросите малыша рассказать, что нарисовано на его картинке — и он подарит вам целую историю, которую создала его фантазия. Обязательно проговаривайте вместе сюжеты детских рисунков. Через них вы сможете узнать и о каких-то проблемах, с которыми сталкиваются дети, особенно если они не в состоянии пока рассказать о своих переживаниях достаточно внятно и развернуто.

Кроме того, для творческого развития необходимо создать определенные условия. У ребенка должны быть под рукой необходимые материалы и инструменты. Желательно оборудовать специальный уголок, где малыш сможет без опасения возиться с красками, пластилином, цветной бумагой, карандашами, кинетическим песком и прочим инвентарем для творчества.

Как поддержать интерес детей к творчеству

Любознательные дети с хорошо развитым воображением, как правило, в дальнейшем легче усваивают учебный материал, проще сходятся с людьми. Так что польза от творческого воспитания значительна, а усилий от родителей требуется при этом не так уж много. К тому же в процессе обучения взрослые также могут получать большое удовольствие и при этом эмоционально стать ближе к ребенку.

Даже в самом юном возрасте малыши очень любознательны, поэтому наберитесь терпения и не раздражайтесь на маленьких «почемучек» — такова их природа. Более того, они способны задавать настолько неожиданные вопросы, которые и взрослых заставляют по-новому посмотреть на давно известные предметы и явления.

Старайтесь и сами задавать малышу вопросы. Такой подход хорошо стимулирует эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка. Даже простые вопросы открывают простор для детской фантазии: «Куда бежит эта собачка? Почему птичка поет за окном? Может ли обезьянка сыграть на барабане?»

Возможность для творчества можно увидеть повсюду. Даже если у родителей очень напряженный рабочий график, и нет возможности регулярно выбираться всей семьей куда-нибудь в музей или театр, либо регулярно посвящать совместному творчеству много времени в течение дня, надо использовать для этого самые обычные повседневные дела. Вы готовите ужин? Попросите малыша выложить из кусочков морковки солнышко. Едете в машине? Дайте ребенку задание придумать к концу поездки сказку про ваше путешествие.

Используйте любую возможность для того, чтобы пополнить словарный запас ребенка и затронуть его творческий потенциал. Обращайте внимание малыша на предметы необычной формы и расцветки; попросите повторить в своем рисунке увиденный где-то интересный узор; учите использовать при рисовании больше красок и оттенков; рассказывайте, как называются разные цвета и чем они отличаются друг от друга.

Ищите в творчестве позитивные эмоции

Ищите в творчестве позитивные эмоции

Покажите ребенку, что искусство живет вокруг нас — надо его просто увидеть. Именно человеческое творчество позволяет создать красивый дом, интересный фильм, веселую книжку, привлекательную одежду, быстрый элегантный автомобиль и многие другие вещи. Научите ребенка видеть прекрасное в самых обыденных вещах.

Но задача родителей — не только показать ребенку красоту окружающего мира, но и раскрыть его собственный внутренний мир, дать возможность проявиться его эмоциям. Когда ребенка поощряет взрослый человек, который является для него непререкаемым авторитетом и образцом для подражания, то это огромная поддержка и стимул к еще более открытому выражению своих чувств и мыслей через рисунок, танец, песню.

Творческое развитие ребенка окажется более успешным, если малыш будет постоянно чувствовать ваш интерес ко всему, чем он занимается. Не отмахивайтесь от юного творца, когда он бежит к вам с криком: «Посмотри, что я сделал!»

Ваша занятость — это не повод отталкивать ребенка. Регулярно выделяйте для общения с ним посильное количество времени. Ведь столкнувшись с вашим равнодушием несколько раз, он просто утратит интерес к творчеству и забросит свои занятия. Малышу, как и любой творческой натуре, необходимы признание и внимание. Особенно от самых важных людей в его жизни — родителей.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Развитие физических качеств ребёнка-дошкольника / Массанова А. А. // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №1

Использование новейших разработок на занятиях по обучению грамоте в детском саду. / Миняева Е. В. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - №6

Игры и игрушки для детей / Алексо В. // Мама и Малыш. - 2007. - №1

В пользу компьютеризированной программы раннего разви-тия и обучения / Андреева О. // Мой кроха и я . - 2005. - №10