Особенности общения детей дошкольного возраста

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Ребёнок растет и взрослеет очень быстро. В первые месяцы кроха в основном контактирует с родителями и близкими родственниками. С каждым годом круг общения расширяется. Мир дошкольника уже не может ограничиваться семьей. Малыш начинает общаться со сверстниками: с кем-то пытается подружиться, а с другими конфликтует. Психологи утверждают, что в каждой детсадовской группе «бурлит» интересная жизнь, которая порой напоминает сценарий драматичного фильма. Детские отношения складываются непросто. Мальчики и девочки мирятся и ссорятся, дружат и придумывают друг другу клички, помогают преодолевать трудности и «пакостят», обижаются и признаются в любви, ревнуют.

Отношение взрослых к чувствам ребёнка

Отношение взрослых к чувствам ребёнка

Отношения детей разнообразны и непредсказуемы, и любые эмоции малыши переживают очень остро, а порой и болезненно. Эмоциональная напряженность в детских отношениях, так же как и конфликтность, выше, нежели у взрослых людей. К сожалению, чаще всего, родственники и воспитатели даже не догадываются, насколько многогранны и глубоки чувства, которые переживают малыши, и по этой причине не обращают внимания на ссоры, детские слезы и обиды. Или же не придают им большого значения.

А ведь эти отношения накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребёнка. Опыт детского общения является фундаментом для развития личности крохи. Им определяется отношение к окружающим людям и самому себе. Обидно, если первый опыт познания мира носит отрицательную окраску. Родители должны понимать, что негатив к людям вырабатывается и закрепляется в детские годы, и впоследствии может иметь грустные результаты.

Общение дошкольников со взрослыми и ровесниками

Со сверстниками ребёнок общается не так, как со взрослыми. Дети не боятся проявлять свои эмоции, играя и контактируя с другими детьми: громко смеются, кричат, визжат. С людьми старшего возраста крохи ведут себя более сдержанно, они стараются говорить спокойно и тихо, нередко стесняются.

По мнению психологов, примерно с четырех—пяти лет для ребёнка становится более предпочтительным общение со сверстниками, которое отличается нестандартностью. Дети могут вести себя раскрепощенно, свободно, естественно. Они показывают друг другу «рожицы», кривляются, обзываются, дразнятся, прыгают, кричат, визжат, играют в догонялки и прятки, могут рассказывать на ходу придуманные истории и т. д.

Большинство взрослых такого поведения не приемлют, они быстро утомляются и стараются как можно быстрее прекратить подобное «бесчинство». Но стоит учитывать, что детям необходима свобода, малыши должны периодически выплескивать свои эмоции и чувства. Именно в обществе одногодок ребёнок имеет возможность проявить все свои способности, быть оригинальным и непредсказуемым. Детям обязательно нужно позволять хоть изредка почувствовать полную свободу. Взрослым под силу привить малышам общепринятые нормы поведения, а сверстники раскрывают его индивидуальность.

Со временем мальчики и девочки подчиняются правилам, ведут себя более сдержанно. Особенностью общения детей дошкольного возраста является превалирование инициативных действий, раскованность, применение нестандартных средств взаимодействия. Родители в этом возрасте должны научить ребёнка уважать мнение окружающих, налаживать контакты с другими детьми, «слышать» предложения партнера друзей.

Ребёнок младшего и среднего дошкольного возраста

Ребёнок младшего и среднего дошкольного возраста

Общение детей 2 — 4 лет можно назвать ситуативным, так как оно зависит от действий партнера и обстановки. Ребёнок этого возраста будет удовлетворен, если сверстник просто обратит на него внимание и присоединится к игре. В то же время посторонний предмет или возглас может за секунду разрушить возникшую «идиллию».

Отличительной особенностью общения детей являются споры и борьба за игрушки. Яркие, красивые, необычные игрушки сразу же становятся яблоком раздора. Малыши готовы любой ценой отвоевать свое. Нередко конфликт перерастает в драку и заканчивается слезами.

Примерно к пяти годам происходит перелом в отношениях с ровесниками. В это время одногодки становятся еще более привлекательными для ребёнка, а общение с ними занимает в его детской жизни огромное значение.

Дети начинают понимать, что со сверстниками играть интереснее, нежели со взрослыми. Зачастую именно игра становится основным содержанием их встреч. Они стремятся получить результат, выиграть, пытаются понять действия партнера и согласовать их со своими. Другими словами — учатся сотрудничать. Ребёнок начинает ощущать потребность в признании, а также пытается дать оценку поступкам и поведению других детей.

В отношениях уже улавливаются нотки конкуренции. Именно в этом возрасте очень часто успехи одногодок вызывают негодование, а промахи — радость, которую дети даже не пытаются скрыть. Мнение взрослых, которое не совпадает с мнением ребёнка, может вызвать бурную реакцию и негативные эмоции.

Все чаще родителям приходится сталкиваться с порывами зависти, обиды, проявлениями ревности. Одним из средств, которые помогут нормальному общению с ребёнком, остается игра. В этом возрасте взрослым необходимо учить малышей терпимости и уважению к мнению других детей, привлекать к совместным играм, а также самостоятельно придумывать себе увлекательное времяпровождение.

Общение старших дошкольников: эмоции и чувства детей

Общение старших дошкольников: эмоции и чувства детей

В возрасте шести лет отношения детей со сверстниками меняется. Общение, чаще всего, уже не зависит от обстоятельств. Ребёнок ощущает потребность поделиться своими взглядами, планами на будущее, он с удовольствием рассказывает о себе и оценивает черты характера и поведение друзей.

То есть, общение уже не сводится к играм и игрушкам. Дети разговаривают и обмениваются мыслями без каких-либо практических действий. Чувство соперничества и конкуренции остается, но именно в это время зарождается умение замечать не только победы и неудачи партнеров, но также понимать их настроение, желания, интересы.

Ребёнку интересно знать мнение друга, он расспрашивает, где тот был, что видел, с кем общался. И самое главное, что чувство злорадства и зависти проявляются все реже. У детей появляется неподдельный интерес к ровесникам, зачастую не зависящий от достижений и игрушек, которыми они владеют. Ребятишки проявляют чувство сопереживания и радуются успехам друзей.

Конец дошкольного периода можно охарактеризовать появлением привязанностей и зарождению первых, еще не окрепших, ростков дружбы. В этот период дети болезненно переживают, если им не отвечают взаимностью. Родители обязательно должны поддерживать малыша: ребёнку важно знать, что он всегда может обратиться за помощью к маме и папе, поделиться своими переживаниями и огорчениями.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 26.05.2017 17:36, обновлено 17.04.2020 18:51
Рейтинг статьи:
4,7

Читайте также

Развитие общения у детей от 0 до 7 лет
С первых дней жизни ребенок начинает развивать свои коммуникативные навыки. Какие особенности у каждого этапа?
Развитие общения детей дошкольного возраста
Какие этапы проходит малыш в возрасте от года до семи лет? Что важно знать о каждом из них?
Развитие навыков общения у детей
Как развить в ребенке общительность? Как помочь детям дошкольного возраста чувствовать себя уверенно с незнакомыми людьми? Читайте в нашей статье.
10 фактов о детях: особенности мозга, скелета и общения
Интересные факты о росте и развитии детей, подтвержденные исследованиями, которые заставят многих улыбнуться.
Развитие ребенка: приобщение к музыке
Когда-то звучание музыки уподобляли игре небесных сфер. Спустившись на землю, музыка внесла свои коррективы в развитие ребенка
Что нужно знать о трудностях с общением у детей
Становление навыков общения дошкольника не всегда идет гладко. Ситуацию прокомментирует детский психолог-педагог.