Войти
Вход через соц. сети:

Особенности психического развития детей дошкольного возраста

shutterstock.com
Особенности психического развития детей дошкольного возраста

Особенности психического развития детей дошкольного возраста изучались многими детскими специалистами, на основании исследований которых были выделены определенные закономерности.

Психология дошкольников

Особенности психического развития детей в старшем дошкольном возрасте в первую очередь заключаются в появлении произвольного поведения. Ребенок учится осознанно управлять собой и собственными поступками, начинает осознавать собственные возможности. Если в 3-4 года ребенок действует в зависимости от конкретной ситуации, то ближе к 7 годам из каждой такой ситуации он старается выделить определенные закономерности.

Психологами выделены следующие изменения, характерные для дошкольного развития ребенка:

  • Формирование мировоззрения.

Начинается от прямых причинно-следственных связей «Я ударился, поэтому у меня болит рука») и заканчивается более сложным определением зависимостей предметов и явлений («Если снег будет идти еще несколько дней, то людям, и машинам будет сложно передвигаться по сугробам»).

  • Система моральных оценок.

Оценивая ту или иную ситуацию, ребенок рассуждает, исходя из основных понятий «плохо-хорошо» и их производных. «Животных бить нельзя, потому что это жестоко», «Я помогаю младшей сестре, потому что я добрый».
Мотивация собственных поступков. Появляется больше осознанных действий, ребенок ответственно относится к выполнению данных им обещаний. «Сейчас я хочу поиграть, но я обещал маме убрать игрушки в комнате».

  • Произвольное поведение.

Если раньше ребенок действовал, отталкиваясь от внешних факторов (и поэтому многие родители жалуются на непослушных детей), то к старшему дошкольному возрасту дети могут осознанно контролировать собственные действия даже в присутствии внешних раздражителей.

  • Осознание качеств собственной личности.

Ребенок понимает, что его окружает множество других детей, а также взрослых, и постепенно выстраивает свое место в этой социальной системе. Это является началом становления самооценки.

Все перечисленные изменения являются продуктом возрастного кризиса, так называемого переломного момента, который возникает в конце дошкольного и начале младшего школьного возраста. Сформированность данных параметров является показателем готовности ребенка к школе.

Возможные проблемы дошкольного возраста

Особенности психического развития детей дошкольного возраста определяют основные психологические проблемы, к которым родителям дошкольников следует быть внимательнее. Частым явлением у детей в этом возрасте является тревожность. Основными причинами ее формирования являются неблагоприятные отношения с родителями, а также в других социальных группах.

Среди дошкольников встречаются также агрессивные дети, выражающие подозрительность, настороженность. Агрессия у детей часто возникает на фоне неблагоприятной ситуации в семье, а также по причине недостаточного (или, наоборот, гипертрофированного) внимания к ребенку. 

Гость
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Для получения квалифицированной помощиВы можете записаться на прием к врачу
  • Проверьте свои симптомы;
  • Узнайте о возможных заболеваниях;
  • Предупредите болезнь.
Проверить симптомы
  • База вопросов и ответов;
  • Отзывы и рейтинги врачей;
  • Консультации специалистов.
Задать вопрос врачу