Развитие ребенка
Особенности психического развития детей с нарушениями слуха
4.5

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха


Автор
Светлана Меллер


Психическое развитие детей с нарушением слуха может серьезно отличаться и зависит от того, насколько сильны нарушения. Не менее важную роль играет и то, является ли нарушение слуха врожденным или приобретено в определенном возрасте.

Влияние нарушений слуха на развитие речи

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха главным образом касаются развития речи. В зависимости от времени нарушения слуха и его тяжести можно выделить следующие моменты:

  • Сохранность слуха.

Возможность слышать хотя бы частично оказывает положительное влияние на развитие речи, тогда как абсолютная глухота приводит к тому, что ребенок говорит намного хуже.

  • Когда проявилось нарушение.

Если ребенок не слышит с рождения, его расстройство речи будет наиболее тяжелым. Чем позже ребенок потерял слух, тем лучше сохраняется речь.

  • Общее состояние здоровья и психическое развитие.

Замечено, что здоровые, активные дети без психических нарушений при равных условиях обладают более развитой речью.

  • Коррекционные меры.

Применение специальных занятий и мер для развития и сохранения речевых навыков должно начаться как можно раньше — это позволит эффективнее развивать речь даже при серьезных нарушениях слуха.

Речь не является единственной пострадавшей стороной у детей с нарушениями слуха, поскольку данный фактор затрагивает и другие сферы жизни: возможность ориентироваться в пространстве, физическое развитие, эмоциональные особенности и когнитивные навыки. Среди слабослышащих и неслышащих детей встречаются как дети с выраженной умственной отсталостью, так и дети с более легкими нарушениями, в частности с задержкой психического развития, а также дети с полностью сохранным интеллектом.

Специальное воспитание и обучение

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха определяют необходимость создания специальных условий для их воспитания, обучения и социализации. На сегодняшний день существуют специализированные коррекционно-образовательные учреждения, которые рассчитаны на неслышащих и слабослышащих детей и обеспечивают как дошкольное развитие ребенка, так и освоение школьной программы. Однако в ряде случаев дети и их родители имеют возможность заниматься в общеобразовательных учреждениях.

В целях формирования определенных личностных качеств и успешных социальных взаимоотношений детям с нарушениями слуха необходимо общение как со взрослыми, так и со сверстниками. Наиболее продуктивным способом формирования личного опыта считается практическая совместная деятельность, в которой ребенок имеет возможность действовать самостоятельно. 

Общая психология / Маклаков А.Г.. - 2008

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова. - 2014