Развитие ребенка
Особенности развития речи детей дошкольного возраста
4.5

Особенности развития речи детей дошкольного возраста


Автор
Светлана Меллер

Статью проверил эксперт

Особенности развития речи детей дошкольного возраста напрямую зависит от окружения, поскольку речь является не врожденным, а приобретенным навыком. Родителям необходимо знать основные закономерности развития детей дошкольного возраста и их речи в том или ином периоде для того, чтобы своевременно определить нарушения и обратиться к специалисту для их устранения.

Основные этапы речевого развития у дошкольников

Особенности развития речи детей дошкольного возраста позволяют выделить несколько этапов речевого развития. К ним относятся:

  • Подготовительный. Длится от рождения до года.

Первоначально голосовые реакции ребенка ограничены плачем и криком, их роль заключается в подготовке речевого аппарата к освоению произношения отдельных слов. Новые звуки, то есть лепет, появляются у ребенка примерно в 2-3 месяца, а уже в 5 месяцев ребенок начинает пытаться повторять за взрослыми отдельные звуки и их сочетания. Излишнее сюсюканье на этом этапе вредно – оно негативно влияет на четкость речи малыша.

  • Преддошкольный. От года до 3 лет.

Примерно к году ребенок овладевает произношением отдельных слов, далее до 2-3 лет происходит активное накопление словарного запаса, а также формирование грамматического строя речи. Исследователи детской речи отмечают, что до 3 лет ребенок понимает в речи окружающих больше, чем способен произнести самостоятельно.

  • Дошкольный. С 3 до 7 лет.

В 3 года речь ребенка активно развивается, он может охарактеризовать предметы и даже выстроить небольшой рассказ по картинке. Задача взрослых в этот период – терпеливо отвечать на все вопросы ребенка, а также использовать игровое взаимодействие для дальнейшего развития речи ребенка. В 4-5 лет нормой развития речи считается, если рассказ ребенка понятен не только его родителям, а сам ребенок обладает возможностью не только произносить слова и предложения, но и имитировать интонации других, а также голоса животных.

Стимулируем развитие речи

Особенности развития речи детей большей частью зависят от их окружения, ведь именно от окружающих его взрослых он узнает первые слова, их значение и правильное произношение. Поэтому с самых первых дней родителям необходимо как можно больше общаться с ребенком, называть ему окружающие предметы и явления. Специальные книжки и игры придут на помощь родителям, однако также можно использовать и простые книжки с картинками, которые вы можете обсудить с ребенком.

Психология развития отмечает, что формирование речевых навыков непосредственно связано с развитием мелкой моторики ребенка, так как речевые и двигательные центры мозга расположены рядом. Поэтому в период развития речи нужно включать в развивающую программу для ребенка такие занятия, как пальчиковые игры, лепка, специальные пособия, а также то, что легко найдется в каждом доме – пуговицы, веревочки и даже разнообразные крупы.

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова. - 2014

Диагностика развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Судакова В. Е. // Теория и практика общественного развития. - 2012. - 10