Развитие ребенка
Периодизации психического развития ребенка
4.5

Периодизации психического развития ребенка


Автор
Светлана Меллер


Периоды психического развития детей в ходе становления возрастной психологии как науки выделялись на основе разного рода критериев. Некоторые периодизации были признаны неактуальными, другие же психология развития использует и в настоящее время.

Типы периодизаций

Периодизации психического развития ребенка появились в то время, когда концепция непрерывного развития, то есть отсутствия конкретных границ между периодами, была отвергнута как несостоятельная. Среди приверженцев позиции дискретного развития существовало много различных теорий. В соответствии с классификацией Л.С. Выготского, все существующие периодизации можно разделить на несколько больших групп:

  • Построенные на основе внешних критериев.

Сюда входит периодизация Блонского, за основу которой был взят фактор смены зубов; периодизация Заззо, соотносящая этапы развития ребенка с существующими системами воспитания, а также другие аналогичные периодизации.

  • Произвольно выбранный внутренний критерий.

Самая известная концепция данной категории — периодизация Фрейда, за основу которой взяты этапы полового созревания. А вот Колберг выделял уровни развития в соответствии с моральным становлением личности ребенка.

  • Существенные критерии и признаки.

Ярким примером служит возрастная периодизация Слободчикова, выстроенная на основе самосознания человека, а также теория Дистервега, который выделял этапы развития в соответствии с господством ощущения, памяти или разума.

Актуальная возрастная периодизация

Периоды психического развития детей, которые сегодня считаются общепринятыми — это младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый период и старшая школа. Данная периодизация была предложена Д. Б. Элькониным, который исходил из разработок Выготского и Леонтьева, касающихся ведущего типа деятельности для каждого обозначенного возраста.

Для понимания периодизации Эльконина важно также учитывать понятие новообразований — процессов и явлений, впервые возникающих на определенном этапе развития и принимающих непосредственное участие в дальнейшем формировании личности и интеллекта.

Психологическое развитие детей зависит от их возраста, однако не всегда хронологический (то есть фактический) возраст совпадает с психологическим. Психологический возраст может как соответствовать хронологическому, так и опережать его или, наоборот, запаздывать. Определить психологический возраст можно по появлению соответствующих возрастному периоду новообразований, вновь возникших процессов.

Общая психология / Маклаков А.Г.. - 2008

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова. - 2014