Развитие ребенка
Познавательное развитие детей дошкольного возраста
4.5

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Содержание

Дошкольный возраст является особым периодом, в котором происходит стремительное и активное развитие ребенка. Познавательные процессы имеют особенные характеристики, которые необходимо учитывать, чтобы дети росли интеллектуально развитыми, и заранее готовились к дальнейшему процессу обучения в школе.

Строение познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Строение познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Для расширения познавательной сферы необходимо соответствующее обучение. В ходе занятий для детей происходит накопление опыта жизнедеятельности, усваивается информация об окружающем мире, тренируются и закрепляются необходимые навыки для успешной социализации.

Познавательную деятельность рассматривают как совокупность взаимодействующих компонентов:

  • цель — получение информации;
  • мотив — определяется ситуацией;
  • способ — действия, производимые для получения знаний;
  • условия — создание благоприятной среды, которая стимулирует достижение цели;
  • результат — полученные умения.

Создание положительной среды для развития познавательной деятельности обусловливается осознанностью и активностью действий самих детей. Для успешного обучения необходим личный интерес ребенка к познанию и изучению. Чтобы вызвать заинтересованность, предлагаемый материал должен быть связан с положительными эмоциями и возбуждать любопытство. Для всестороннего познавательного развития необходимо использовать как самостоятельные, так и коллективные занятия для детей.

Изучение специфики познавательных процессов для лучшего развития ребенка

Изучение специфики познавательных процессов для лучшего развития ребенка

По мере взросления познавательные процессы меняют свой характер. Для дошкольного возраста свойственен произвольный характер познавательных процессов: дети изучают и запоминают информацию обо всем, что их окружает. От активности познавательных процессов будет зависеть дальнейшее развитие ребенка и способность к усвоению нового материала. Чтобы правильно стимулировать исследовательский интерес ребенка, нужно знать особенности развития элементов познавательной сферы.

  • Внимание. С рождением малыш приобретает непроизвольный характер внимания: его привлекают яркие краски игрушек, громкие звуки, новые объекты. Постепенно внимание привлекают вещи, вызывающие какие-либо эмоции и переживания. С возрастом дошкольник учится концентрировать внимание на нужном объекте, и удерживать его длительное время. Развиваясь, ребенок овладевает навыком изучать сразу несколько предметов, равномерно распределяя внимание между ними. Для укрепления внимания дошкольнику необходимо организовать правильный распорядок дня со средней нагрузкой и регулярной сменой занятий. Игры и упражнения должны вызывать живой интерес, часть их должна быть развивающими внимание.
  • Память. Также носит непроизвольный характер: в основном усваиваются события, вызвавшие сильный эмоциональный отклик. К 4 годам малыш осваивает принципы запоминания, и может повторить события с подсказки взрослых. Ранний возрастной период характеризуется механической памятью, когда информация усваивается путем повторов. По мере взросления, память становится образной, дети улавливают смысл информации и проводят логические связи. С развитием интеллекта усиливается словесная и двигательная память.
  • Восприятие. Формируется за счет психических процессов и накапливаемого жизненного опыта. Для усиления восприятия необходимы разнообразные занятия: конструкторы, рисование, лепка, кинофильмы, прогулки по новым местам, проигрывание сцен. Также важно обучить ребенка правильно обрабатывать поступающую информацию: выделять в предметах главное, подмечать особенности и характерные черты, запоминать их предназначение.
  • Мышление. Его развитие происходит в результате самостоятельной умственной деятельности малыша. Пытаясь дать определение вещам и понятиям, он учится рассуждать, иногда приходя к неординарным выводам. Мыслительное развитие ребенка определяется его стремлением к познанию. Сформировать его помогут логические и дидактические игры и занятия для детей, выполняемые совместно со взрослыми.
  • Воображение. Начинается с непроизвольного, проявляющегося спонтанно. Затем переходит в произвольное, когда нужные образы возникают вначале с подсказки взрослых, а затем и благодаря самостоятельным усилиям. Воображение является важной частью развития ребенка: он учится самостоятельно придумывать, обдумывать и реализовывать свои занятия.
  • Речь. Формируется в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и окружающей его среды. Дети дошкольного возраста учатся облекать свои мысли в слова, начиная с простых предложений, постепенно усложняя их. На этом этапе родителям важно научить ребенка правильному построению предложения, дать обширный словарный запас.

Для правильного развития познавательных процессов проводят специальную диагностику. Для ее проведения обращаются к педагогу или психологу, который подбирает соответствующие возрасту тесты. Занятие начинается с беседы, в ходе которой вызывают эмоциональный отклик у ребенка, выясняют его представления и знания об окружающем мире, и лишь затем дают задания.

Развивающие занятия для детей

Развивающие занятия для детей

Для развития ребенка используют специальные занятия, проводимые в форме игры. Большинство действий направлено на развитие сразу нескольких элементов познавательной сферы. Для улучшения внимания используют игру «Слушай и хлопай». Детям называют различные слова, предлагая хлопнуть в ладоши, когда прозвучит слово определенной категории (животное, фрукт, цвет).

Для стимулирования мышления подходят игры, в которых необходимо распределить предметы по категориям, либо убрать лишний из группы сходных. Для формирования речи просят пересказать сказку или рассказ. Отличный вариант, тренирующий также и воображение, — это попросить ребенка придумать собственный рассказ, подсказав тему.

Для развития у ребенка слуховой памяти играют в слова, где необходимо прослушать группу слов и воспроизвести ее. Для зрительной памяти полезны игры, где надо вспомнить правильное расположение предметов. Воображение и восприятие формируют при помощи рисования, лепки из глины и пластилина, аппликаций, мозаик, паззлов, конструкторов.

Дошкольное развитие ребенка — ответственный период, когда родители должны уделять много внимания играм и занятиям с малышом. Развивая интерес и стимулируя процессы познания, взрослые помогают детям восполнить пробелы в знаниях, а также научиться мыслить самостоятельно.