Проблемы развития ребенка: нарушения у детей в возрасте 4-6 лет

Развитие ребенка

Увы, иногда родители могут не придать значение тревожным признакам, свидетельствующим о наличие психических проблем у ребенка. Как понять, когда следует обратиться к врачу? О симптомах, которые должны насторожить родителей, и нарушениях в развитие детей 4-6 лет вы узнаете из статьи детского психиатра, к.м.н., врача высшей категории психотерапевтического центра «Гранат» Татьяны Куприяновой.

Когда следует показать ребенка детскому психиатру: поведение и симптомы, которые должны вас насторожить

Задержка психоречевого развития

Часто бывает так, что с задержкой психоречевого развития родители обращаются за помощью уже в 4 года и позже, когда, например, детский сад сообщает, что ребенок не справляется с массовой дошкольной программой. Он до сих пор путает цвета и геометрические фигуры, а вопрос о временах года вызывает у него затруднения.

В этом возрасте ребенок уже чувствует свою «неуспешность» и развивает вторичные невротические черты: замкнутость, отказ от речи, тревожность, ожидание неудачи. Ему надо помочь, это сделают детский психиатр, психолог, логопед и дефектолог. Иногда родители уверены, что ребенок хорошо говорит, так как он воспроизводит наизусть длинные стихи Чуковского, но если при этом собственная активная речь недоразвита — это повод обратиться за помощью.

Трудности адаптации в социальной сфере

После 3-х лет ребенок уже соотносит себя с социальной средой. В этом возрасте могут проявиться излишняя застенчивость, избегание социальных ситуаций (выступлений на утренниках или просто необходимости начать общение). Иногда ребенок полностью отказывается говорить в любой ситуации вне дома — так называемый элективный мутизм. Скорее всего, речь идёт о повышенном уровне тревоги, и помогут ребенку специалисты — психологи и психиатры.

Страхи

Страхи — обычное явление детского возраста. Настораживать должна их интенсивность (например, боится собак настолько, что вообще не выходит на улицу), необычность фабулы страха (боится щели за дверью, огонька пожарной сигнализации, мужчин с усами на улице). Некоторые дети боятся громких звуков, особенно — бытовых приборов, другие выбегают из комнаты при виде пугающего персонажа мультфильма. Обычный страх темноты может свидетельствовать о нарушениях, если при этом ребенок указывает на что-то, чего нет («вон медузы на потолке») или смотрит в определенное место так пристально, как будто что-то видит.

У детей старшего возраста бывают очень сложные страхи: микробов, загрязнения-заражения, при этом ребенок подолгу моет руки, или отравления (присматривается к еде, отказывается от еды). Конечно, об обычности и необычности страха мы судим с большой долей субъективности. Врач поможет развеять Вашу тревогу и прояснить характер переживаний ребенка. Отдельную разновидность тревоги детского возраста представляет собой страх разлуки с близким человеком: ребенок не отпускает от себя мать, отказывается заходить в группу детского сада или на развивающие занятия без матери, долго не успокаивается в ее отсутствии. В этом возрасте симбиоз явно затянулся и дезадаптирует ребенка — обратитесь за консультацией.

Ревность между братьями и сестрами

Рождение брата или сестры — тяжелое испытание для любого ребенка. Если Вы замечаете, что после прибавления в Вашей семье старший ребенок стал капризным, раздражительным, проявляет агрессию к малышу или сам регрессирует до младенческого состояния: просит надеть на него памперс и кормить из соски, — это свидетельствует о сильном душевном дискомфорте ребенка. Обратитесь к психологу.

Заикание и тики

Наиболее частые расстройства данного детского периода — психомоторные, к которым относятся тики и заикание. Тики — это повторяющиеся движения, которые вначале несли в себе защитную функцию (моргание, смахивание чёлки), а потом закрепились и эту функцию утратили. Ребенок обычно может усилием воли на время задержать повторение этих движений, чтобы потом с новой силой возобновить их. Маленькие дети к такому усилию не способны. В классических случаях ребенок тяготится тиками, но этого может и не быть.

В случае, если тики множественные и в том числе и вокальные (вокализации, выкрики, хмыканья), можно думать о так называемом синдроме Жиля-де ля Туретта. Тики поддаются терапии, в лёгких случаях полностью. Судорожное сокращение речедвигательной мускулатуры при речи называется заиканием. Оно может быть вызвано психогенно (стрессом) или свидетельствовать об органически неполноценной почве у ребенка, например, вследствие неблагоприятно протекавшей беременности или родов. Заикание ведёт к вторичному страху речи: ребенок стесняется своего дефекта и боится говорить. Заикание требует целого комплекса лечебных мероприятий с участием психиатра, психолога, логопеда.

Энурез и энкопрез

Недержание мочи — энурез — бывает ночным (чаще) и дневным. Ночной энурез также бывает психогенным и органически обусловленным, какой у данного ребенка вид энуреза, решает психиатр. Ночной энурез обычно тяжело переносится самим ребенком, затрудняет его адаптацию в коллективе с круглосуточным пребыванием. Дневной энурез обычно свидетельствует или о более серьёзных нарушениях психики, отставании в развитии или о патологии мочевыделительной системы. Энкопрез — особое состояние, когда ребенок, получая удовольствие от сдерживания каловых масс, пачкает бельё. Обычно сочетается с агрессивностью, упрямством, жадностью. Не следует стесняться и скрывать эти нарушения, они поддаются лечению.

Агрессия

Агрессивность и конфликтность в дошкольном возрасте обычно являются продолжением тех же проблем более раннего периода. Реже они возникают впервые в 4 — 6 лет, могут быть реакцией на неблагоприятную ситуацию в семье, детском саду, а могут отражать устойчивые характерологические черты. Иногда могут свидетельствовать о начале душевного расстройства. Во избежании социальной дезадаптации ребенка требуют коррекции со стороны специалистов.

Гиперактивность

Нередкое явление у детей — синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Такой ребенок не может сидеть на месте и на чём-то долго сосредотачиваться. Он находится в постоянном движении, суетлив, непоседлив, слишком подвижен. Даже когда он сидит, то или болтает ногами, или ёрзает, или совершает движения руками, или вертит головой во все стороны. От воспитателей постоянно поступают жалобы на невнимательность и нарушения дисциплины. Расстройство будет крайне мешать ребёнку в школьном возрасте, не затягивайте с обращением к врачу!

Замкнутость

Наряду с активными, шумными детьми всегда есть и противоположные случаи: стремящиеся к одиночеству дети, погруженные в свой внутренний мир. Такая погруженность может отражать излишнюю склонность к фантазированию; иногда ребёнка приходится окликать несколько раз, чтобы он вынырнул из мира фантазий. А бывает, что ребёнок настаивает на своей фантазийной игре: требует называть его Бобиком и кормить из миски на полу. Если переключить ребёнка не получается, — это повод обратиться за помощью.

Фантазирование бывает нормальным и патологическим, какое оно в каждом конкретном случае — решает психиатр. В других случаях отгороженность ребенка свидетельствует о нарушении коммуникативных функций, в таком случае она сопровождается необычной речью или её отсутствием, странными движениями, недостаточным интересом к живым объектам. Интенсивная коррекционная работа и лечение позволяют таким детям проделывать большую положительную динамику, учиться пользоваться речью и другими средствами общения и достигать хороших уровней адаптации.

10 Декабря 2014 Развитие ребенка
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Записаться на прием
Для получения квалифицированной помощи
Вы можете записаться на прием к врачу
  • Проверьте свои симптомы;
  • Узнайте о возможных заболеваниях;
  • Предупредите болезнь.
Проверить симптомы
  • База вопросов и ответов;
  • Отзывы и рейтинги врачей;
  • Консультации специалистов.
Задать вопрос врачу