Пропал интерес к учебе: ругать нельзя помиловать

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Причин, по которым у ребёнка пропадает интерес к учебе, а также мотивация что-то исправить и «нагнать» сверстников, великое множество. Это и психологические причины, и неспособность к определенным предметам, и излишнее давление родителей. Попробуем разобраться в ситуации и выслушаем советы специалистов.

Жесткий родительский контроль лишает ребёнка инициативы

Одна из проблем некоторых родителей заключается в излишне давящем контроле. Не давая возможности ни в чем проявить ребёнку самостоятельность, они продолжают указывать и запрещать. Такие мамы и папы понимают, что следует «отпустить» ребёнка, но ничего не могут с собой поделать. В результате у ребёнка пропадает всякий интерес к занятиям, ведь ему постоянно указывают на недостатки. Как можно изменить модель своего поведения?

Прежде всего, осознав ошибочность тактики. Наверняка в таком случае родитель сталкивался с ситуацией, когда вместо запланированного контроля случаются лишь словесные перепалки и замкнутость ребёнка, увеличение расстояния между родными людьми. В результате пятерок все меньше, а троек все больше.

В первую очередь родителю предстоит пережить борьбу с собственными укоренившимися привычками, а также сопутствующими эмоциями, – тревогой, беспокойством, мыслью «Он без меня не справится». Приняв решение ослабить контроль и лишь активно слушая ребёнка, вы удивитесь его самодисциплине и подтянувшейся организованности.

Начать с себя и осознать, что свобода тоже может быть полезной

Самый трудный момент для матери или отца наступает, когда сразу за попыткой снять контроль происходит ухудшение учебы, а также поведения ребёнка. Важно знать, что это абсолютно закономерно, и выдержать, довериться ребёнку, не сорваться вновь в нравоучения.

Ослабив контроль, не следует терять связь со школьником. Спрашивайте, как прошел день, интересуйтесь успехами и активно слушайте своего ребёнка. Активное слушание подразумевает повторение услышанного услышанное, попытки узнать его отношение к происходящему и наводящие вопросы.

Детский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер приводит следующий показательный диалог:

– Мамочка, ты только не ругайся, сегодня у меня тройка по русскому языку за домашнюю работу. (Внимательно ее слушаю, стараюсь без эмоций.)

– И тебе это не очень нравится, ты хочешь это изменить…

– Да, я сегодня позанимаюсь этой темой дополнительно. (Ура!!!)

Постепенно, не в один миг, ситуация изменится. В режиме свободы и самоопределения неизбежны неудачи и ошибки, здесь важно держаться, вытерпеть и лишь поддерживать ребёнка морально. И ваши усилия и мудрость будут вознаграждены.

shutterstock_118599286.jpg

Совместные усилия не пропадут даром

Как и в любом вопросе воспитания, совместный труд повышает шансы на успех. Пристальное внимание родителя к школьным достижениям не должен оставаться лишь интересом. Если у ребёнка возникают трудности, вы должны быть всегда в зоне доступа. Сделайте с ребёнком непонятное домашнее задание и учеба не станет чем-то неприятным и угнетающим.

Приложите усилия к тому, чтобы ребёнок понимал все, что он проходит в учебном заведении. Занимаясь своими домашними делами, мама может попросить пересказать прочитанную повесть или особо запомнившийся школьный урок. Это вдвойне полезно с точки зрения осмысления пережитого, составления своего мнения и возможности передать увиденные и услышанные события.

Психологи описывают «зону ближайшего развития», когда ребёнок что-то выполнив с поддержкой матери сегодня, завтра сможет сделать это самостоятельно.

Отвечайте на вопросы ребёнка, особенно, если они повторяются – это значит, он размышляет по какому-то поводу, но не может прийти к определенному выводу. И очень важно, чтобы этот вывод был сделан ребёнком самостоятельно, а не получен полностью в готовом виде. Умение анализировать полученные данные и составлять свое индивидуальное представление о вопросе – это, пожалуй, одно из лучших умений, которое ребёнок может вынести из учебного заведения.

Психологический дискомфорт в школе

Ваш ребёнок может скрывать, что у него возникли проблемы с одноклассниками или конкретным учителем. Доверительные беседы и ощущение поддержки со стороны семьи могут помочь разрешить ситуацию. Не оставляйте ребёнка один на один с его проблемами – его возраст не позволяет ему самостоятельно решить все трудности.

Как правило, наиболее болезненные сомнения ребёнок оставляет «при себе», он может не уметь попросить о помощи. Следует выделить время для обсуждения с ребёнком способов психологической защиты. Умение отстоять свои права очень пригодится в подчас весьма жестокой реальности школьников. Ребёнок должен уметь оперировать «взрослыми» словами, как по отношению к взрослому, там и по отношению к сверстнику: «Мне не приятны эти слова, я не привык к грубости», «Мне не нравится, как ты со мной сейчас разговариваешь, не говори со мной больше так». Конечно, лучше осваивать эти ритуалы в игровой форме.

Привычка считать школу авторитетом

Да, система образования может быть неидеальной. Но ребёнку знать об этом совсем не следует. Его индивидуальное обучение – это его личная история. И необходимо поддерживать авторитет лиц, через которых он получает знания и умения. Поддержите у ребёнка стремление брать на себя ответственность за свои действия, успехи и неудачи.

Иногда нужно сделать перерыв и морально отдохнуть

Это касается детей, чья рабочая неделя расписана по минутам секциями и дополнительными кружками. Ребёнок может не выдержать напряжения и в определенный период решительно отказаться от всех возложенных на него обязательств. Возможно, стоит пересмотреть учебный план в пользу того, что ребёнку интересно или действительно необходимо.

Не забывайте об увлекательных экскурсиях, походах с друзьями на интересные представления или на природу. Скорее всего, они оставят самые лучшие воспоминания у ребёнка о школьных годах. И дадут возможность ребёнку отвлечься и с новыми силами приняться за получение знаний.

Выбрать «свое» призвание

Подростки могут байкотировать занятия по той причине, что это им в жизни «не пригодится». В данной ситуации следует разобраться с профессиональной ориентацией и направить усилия на то, что у ребёнка получается и будет полезно для его будущей профессии. Может помочь беседа с психологом, специалистом по профориентации, а также тестирование разного рода деятельности, «примерка» профессии.

Румянцева Ольга Михайловна, кандидат психологических наук, доцент ИГУМО.jpgКомментарии экспертов

Румянцева Ольга Михайловна, кандидат психологических наук, доцент ИГУМО

Причины снижения учебной мотивации могут быть разными. С одной стороны, это может быть связано с ситуацией неуспешности, когда ребёнок не справляется с учебным материалом, получает негативную оценку со стороны учителя и вследствие этого чувствует себя хуже других. Кроме того, снижение учебной мотивации может быть связано с интересами ребёнка, например, некоторые предметы он может считать неинтересными и не нужными. В этом смысле, на мой взгляд, главное – прислушаться к своему ребёнку, не давить силой и авторитетом, а услышать, понять причину и по возможности оказать ему помощь.

Важно создать ребёнку условия для того, чтобы он вообще к чему-то захотел стремиться в жизни, чтобы почувствовал интерес. Для младшего школьника – это можно сделать через игру, сказку. В более старшем подростковом и юношеском возрасте важно дать ребёнку возможность самому поучаствовать, выразить себя в каком-то важном деле, что-то придумать, проявить себя, почувствовать себя взрослым.

Сергей Ланг.jpgСергей Ланг, психолог, специалист в области семейных отношений и детской психологии

Большинство родителей знает о том, что пробудить в ребёнке тягу к знаниям – это очень не просто, но крайне важно. Иногда нежелание ребёнка учиться приобретать угрожающие формы. Что делать, если у вашего ребёнка совсем пропал интерес к получению новой информации?

Первое, что должен сделать каждый родитель – это объяснить ребёнку, для чего ему необходимо учиться. Подумайте сами, как можно требовать от ребёнка хороших результатов в учебе, если он не осознает важность образования? Без разъяснительных бесед тут не обойтись. Постарайтесь донести до ребёнка, что его успехи в учебе уже сейчас являются вкладом в его успешное будущее, что ум и образование сделают его успешным и уважаемым человеком.

Запомните, что основным стимулом ребёнка во многих сферах жизни является похвала. Все успехи вашего ребёнка, особенно в учебе, обязательно должны быть отмечены теплым словом и, возможно, какой-то наградой. Если ребёнок не чувствует, что родители как-то оценили его старания и достижения, он теряет мотивацию.

Выясните, возможно, ребёнку нужна ваша помощь и поддержка в учебе. Если в какой-то момент ребёнку становится сложно освоить учебный материал и это приводит к плохим оценкам и неодобрению учителей, то у него могут вовсе опуститься руки. Лучшее, что вы можете сделать в таком случае – это поддержать его и как-то помочь в освоении материала, либо самостоятельно, либо с помощью репетиторов.

Жихарева Юлия Борисовна.jpgЖихарева Юлия Борисовна, психолог клиники «Медси»

Чтобы понять источник проблемы, необходимо прежде всего обратить внимание на возраст и предшествующие данному явлению обстоятельства. Если ребёнок в начальных классах сначала с удовольствием ходил в школу и радовал успехами, а потом стал учиться все хуже и хуже, возможно, это может быть следствием трудностей в обучении или школьной дезадапатации.

В таком случае любые принудительные меры только усугубляют негативный подтекст, связанный с учебой. Увещевать и ругать нерадивого ученика бесполезно, лучше попытаться помочь ему с усвоением школьной программы, прибегнув к помощи соответствующих специалистов, педагогов, разобраться в причинах возможной дезадаптации, приняв во внимание сложившиеся взаимоотношения ребёнка с учителем и одноклассниками.

Если проблемы с учебой произошли в среднем школьном возрасте, выявляем, какие трудности у ребёнка есть с освоением отдельных дисциплин в учебной программе, потому что невозможно постоянно и охотно заниматься тем, что у тебя не получается.

Отдельный аспект – оценка взаимоотношений ребёнка с учителями и одноклассниками, зачастую это становится основным влияющим фактором, причем ребёнок может это тщательно скрывать. Поэтому родителям важно иметь спокойные доверительные отношения со своими детьми, и особенно в этом возрасте.  Это поможет предотвратить более серьезные проблемы впоследствии.

Если в старшей школе пропадает интерес к учебе, то виной тому чаще всего нерешенные проблемы в начальных и средних классах, когда наверстывать упущенное за годы учебы уже поздновато и тем более применять какие-то принудительные меры. Тут лучше вместе с ребёнком выделить круг его реальных интересов и вместе с ним подумать, как их можно применить в дальнейшем обучении и работе, наметить дальнейшие пути его профессионального развития.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 30.03.2016 18:38, обновлено 17.04.2020 19:11
Рейтинг статьи:
4,5

Ссылка на первоисточник:

Читайте также

Школа: полезный завтрак
Утренний прием пищи очень важен для работоспособности и хорошего самочувствия в течение дня, особенно для школьников, которым требуется много энергии
Школа: что делать, чтоб ребенок не болел
Заканчивается беззаботная пора каникул, наступает время школьных буден, а теплые летние деньки сменяются прохладной и дождливой осенней погодой.
Школа: как помочь адаптации
Поступление в школу – очень важное событие в жизни ребенка. Сейчас малышу как никогда нужна поддержка близких, чтобы справится со стрессом и укрепиться в новом статусе.
Школа: что делать, если ребенок не хочет
Что делать, если ребенок не хочет идти в школу или энтузиазм первых дней в школе сменился разочарованием?
Школа и стресс
Стресс – это не только проблема взрослых людей. Школьники испытывают колоссальные моральные перегрузки, зачастую это начинается уже в первых классах.
Школа: первый раз в первый класс
Вам и вашему ребенку предстоит очень важный шаг в новую жизнь? Тогда пригодятся наши советы о том, как облегчить довольно сложный переход из дошкольного возраста.