Развитие ребенка
Психологическое развитие и деятельность ребенка дошкольного возраста
4.5

Психологическое развитие и деятельность ребенка дошкольного возраста


Автор
Светлана Меллер


Психологическое развитие и деятельность ребенка неразрывно связаны, и по тому, как действует ребенок, можно судить о том, как проходит его развитие. В современной психологии считается, что на протяжении всего дошкольного периода ведущим видом деятельности ребенка является игра, однако на разных этапах она имеет разные особенности.

Развитие игры в дошкольном возрасте

Психологические развитие ребенка дошкольного возраста проходит последовательную цепочку этапов. Развитие игровой деятельности также происходит поэтапно, от простых действий с предметами к сложным играм с правилами. Выделяют следующие виды игры в дошкольном возрасте:

  • Ознакомительная.

От 2 месяцев и примерно до полутора лет ребенок исследует игрушки и другие предметы, выделяя какие-то их свойства и пополняя свой запас знаний об окружающем мире. Любые действия, которые ребенок выполняет с игрушкой, ценны для него сами по себе, а о результате их он даже не задумывается. Родителям стоит знакомить ребенка с самыми разными предметами: легкими, тяжелыми, мягкими, твердыми, гладкими, шероховатыми. Чем активнее в этом возрасте задействованы все органы чувств, тем больше информации получает мозг и тем эффективнее он развивается.

  • Отобразительная.

К году большинство детей уже не просто исследуют предмет, а уже находят его специфические свойства и используют их в игре. В этот период роль взрослых состоит в пояснении названий предметов, демонстрации способов действий с ними.

  • Сюжетно-отобразительная.

Примерно в 2 года у ребенка уже достаточно знаний о предметах и их функциях, поэтому в игру включается имитация использования предмета по назначению. Взять ложку для того, чтобы накормить куклу – наиболее яркий пример сюжетно-отобразительной игры.

  • Образно-ролевая игра.

К трем годам основной формой игры становится игра, в которой ребенок моделирует ситуации с реальными предметами, используя предметы-заместители. Так, палка, найденная на улице, легко может сыграть роль настоящего рыцарского меча.

  • Сюжетно-ролевая игра.

Формируется у большинства детей после 4 лет и демонстрирует, что образное мышление ребенка, способность его следовать определенным игровым правилам, позволяет ему совместно с другими детьми моделировать разные социальные ситуации. Игры в дочки-матери, в магазин, в школу, отображение каких-то сказочных сюжетов, –  все это сюжетно-ролевые игры, помогающие ребенку адаптироваться к социальным взаимоотношениям.

Игра как показатель развития дошкольника

Психологическое развитие ребенка дошкольного возраста можно определить по тому, к какому из типов относится его ведущая игровая деятельность и соответствует ли она норме для этого возраста. Если вы видите, что ребенок предпочитает хорошо освоенные игры чему-то новому, это может быть следствием повышенной тревожности ребенка и его сомнений в собственных возможностях, и в таком случае рекомендуется поработать над самооценкой ребенка. Однако, причиной этого может являться и недостаточная готовность самого ребенка к выполнению более сложных действий. Когда у вас возникают подобные сомнения, лучше обратиться к детскому психологу для проведения соответствующих тестов – они проходят в игровой форме и легко помогут определить уровень развития ребенка.

Дошкольное развитие ребенка во многом зависит от того, как взаимодействуют с ним взрослые, поэтому помните, что новые впечатления и доступность ответов на вопросы ребенка влияют на эффективность развития психологических процессов. Не менее важно и положительное отношение к ребенку и его достижениям, поскольку это влияет на его самооценку, а в дальнейшем и на мотивацию в учебной и иной деятельности.