Войти
Через социальные сети:
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Развитие ребенка
  6. Раннее плавание: за и против

Раннее плавание: за и против

Поделиться в WhatsApp Раннее плавание: за и против

Раннее обучение плаванию по методике «Плавать раньше, чем ходить» было очень популярным в конце прошлого века. Полезно ли для детей раннее плавание? Ищем ответы вместе с MedAboutMe.

История появления метода: от Австралии до СССР

История появления метода: от Австралии до СССР

В самом начале ХХ века австралийской семье Тиммерман врачи посоветовали брать их маленького ребенка в жаркие летние дни в бассейн. Ребенку понравилось. Родители стали наблюдать внимательнее за малышом и его реакциями на воду, и в результате ими была написана книга о раннем обучении плаванию и его пользе для здоровья.

В дальнейшем предложенный метод развивался и дополнялся. В СССР первую книгу о грудничковом плавании написал З. Фирсов — врач, спортивный деятель, Председатель Федерации плавания СССР до 1975 года.

Методика Фирсова была одобрена на всесоюзном уровне, ее рекомендовали применять повсеместно. Тем более, что начинать занятия можно было в домашней ванне, собственными силами родителей.

Десятки тысяч малышей, рожденных в период с 1980 и до конца века, приобретали первые навыки плавания в ваннах, бассейнах при поликлиниках и спорткомплексах. Практикуется раннее плавание и сейчас, но в меньших масштабах.

Основа методики

Основа методики

До рождения малыш развивается в жидкой среде, ему привычна вода. Плавательные навыки угасают постепенно, и методика раннего плавания предлагает выключить это угасание. Постепенное приучение к водной среде в раннем возрасте проходит успешнее: у грудничка работают рефлексы, заставляющие задерживать дыхание при погружении в воду, барахтаться, принимая такое положение тела, при котором нос и рот остаются на поверхности.

Методика основана на постепенном и бережном приучении детей к воде. У малышей еще нет страха, и задача родителей состоит в том, чтобы исключить его появление. После 3 месяцев врожденные плавательные навыки исчезают.

Когда начинают занятия с детьми

Рекомендуется приступать к урокам плавания сразу после того, как заживет пупочная ранка и проводить их не менее 5 раз в неделю. Разумеется, при условии полного здоровья ребенка.

Первые занятия продолжаются около 15 минут, постепенно время увеличивается. Курс рассчитан на год.

Температура воды

Температура воды

На первых занятиях вода должна быть такой, чтобы малышу было комфортно. Фирсов предлагал начинать с 37°С, более поздние его последователи советуют сделать температуру на градус ниже и начинать с 36°С. Когда малыш привыкнет к воде, температуру постепенно снижают так, чтобы к 24 занятию она стала 28°С, как в обычных бассейнах. Потому что следующий этап — переход из ванны в бассейн.

Поскольку вода в водопроводе хлорированная, лучше наполнять ванну заранее, чтобы хлор улетучился. До нужной температуры доводят добавлением кипяченой воды, иногда с отварами трав.

Цель курса: физическое развитие ребенка и профилактика утопления

Да, именно такие цели ставят пропагандисты методики раннего плавания. Годовалый ребенок должен в конце курса хорошо держаться на воде до 20 минут, уметь задерживать дыхание, нырять на 5-8 секунд. Это даст малышу шанс не попасть в печальную статистику утоплений. Ведь более 70% летальных случаев связаны именно с неумением ребенка задерживать дыхание, и тогда смертельно опасным становится даже падение в лужу.

То, что плавание полезно для здоровья, известно всем. «Водоплавающие» дети лучше развиваются физически, у них лучше осанка. Они реже болеют простудами и ОРВИ, потому что плавание в прохладной воде отлично закаливает организм. Родители отмечают, что сеансы плавания успокаивают гиперактивных и легковозбудимых детей, нормализуют сон и аппетит. «Водяные» дети раньше начинают ходить.

Комментарий эксперта
Анатолий, 56 лет
Анатолий, 56 лет

Мой первый сын родился в 1987 году, когда метод раннего обучения плаванию был едва ли не на пике популярности. Сын родился крупным, с гипертонусом. Мы начали учить его плавать, как только через неделю зажила ранка в пупке. Делали все по науке, что приводило в ужас старшее поколение. Доходило до того, что обе бабушки становились крестом на двери — «Только через наши трупы! Садисты, изверги!» Их даже не убеждало то, как нравится сыну плавать.

В результате наш плавун вообще ни разу не болел первые два года жизни. При значительном опережении сверстников в росте и весе, пошел раньше всех. Потом некоторое время занимался плаванием, ему даже прочили спортивную карьеру, но у него были другие интересы. Плавает как крейсер — красиво и сильно. Психологических проблем, каких-то фобий, не наблюдается.

Критика методики обучения плаванию в раннем возрасте

Критика методики обучения плаванию в раннем возрасте

Несмотря на огромное количество положительных отзывов о раннем плавании, критиков метода достаточно. И это не только насмерть напуганные бабушки, которые искренне считают, что родители малыша сошли с ума и садистки издеваются над невинной крохой, пытаясь утопить чадо в ледяной воде. Но бабушкам свойственно паниковать, многие из них даже обтирание прохладной водой считают не закаливанием, а жестокостью и произволом.

Гораздо серьезнее выглядят доводы специалистов: ученых, профессиональных тренеров по плаванию.

Они убеждены, что раннее плавание — своего рода аква-секта, в которой организаторы не разбираются в вопросе и обманывают доверчивых мам и пап. В некоторых критических статьях высказывается мнение, что приучение к воде в раннем возрасте — сильнейший стресс для малыша. Который, как любой стресс, наносит непоправимый вред психике и это обязательно проявится в дальнейшей жизни.

Врожденные рефлексы задержки дыхания, дрейфа на воде, движений конечностями они называют оборонительной реакцией, вызванной смертельной опасностью, которую таит в себе вода.

В качестве подтверждения приводят примеры, когда дети, насильно приучаемые в детстве к воде, на всю жизнь приобрели стойкую аквафобию.

Тренеры по плаванию утверждают, что в раннем возрасте дети просто не могут обучаться плаванию, потому что их нервная система недостаточна развита для обучения вообще. Они убеждены, что некомпетентные родители прививают детям неправильные навыки поведения на воде, которые потом крайне трудно или невозможно заменить правильными. По мнению тренеров, большинство людей, прошедших через методику «Плавать раньше, чем ходить», не смогут в дальнейшем овладеть даже простейшими стилями плавания — кролем и брассом, требующими правильного дыхания. И потому обречены всю жизнь смешить окружающих своим «природным» способом плавания, называемым в народе «собачкой».

Учить или не учить? Советы родителям

Учить или не учить? Советы родителям

  • В первую очередь необходимо посоветоваться с врачами. Ребенок должен быть здоров, без противопоказаний к плаванию.
  • Необходимо заранее рассчитать свои силы: занятия потребуют большого терпения, последовательности, тщательного выполнения рекомендаций и огромной чуткости, чтобы уловить малейшие признаки дискомфорта и напряжения у ребенка.
  • Занятия необходимо проводить тогда, когда малыш совершенно здоров, сыт, хорошо выспался, пребывает в хорошем настроении.
  • Для начала необходимо обрести уверенность в своих силах и в том, что раннее плавание — это действительно то, что нужно вашему ребенку.
  • Запаситесь мужеством: возможно, придется держать оборону от бабушек, родственников, а иногда и от некоторых медиков.
  • Когда придет время переходить в бассейн, выбирайте те, за качеством воды в которых следят особенно тщательно. Это может быть бассейн в детской поликлинике или медицинском центре.
  • Запаситесь специальными «купальными» памперсами или плотно сидящими трусиками. Дети нередко какают во время сеанса, это не должно пачкать общий бассейн.
Комментарий эксперта
Хермундур Сигмундссон, профессор психологии, Норвегия
Хермундур Сигмундссон, профессор психологии, Норвегия

Я убежден: раннее обучение ребенка плаванию — это очень ценный опыт для него и родителей. Вот что малыш получает в результате, при условии правильного подходя к занятиям:

  • Значительно снижается риск случайно утонуть.
  • Ребенок физически развивается, а это оказывает позитивное влияние и на развитие интеллекта. Мы проводили в Норвегии исследования, показавшие: у «плавающих» детей лучше развивается не только координация движений, но и пространственное воображение и восприятие. Наши финские коллеги выяснили, что такие дети редко ползают, но зато рано начинают уверенно ходить. А немецкие исследователи доказали, что у «плавающих младенцев» лучше развиты социальные навыки и интеллект. К поступлению в школу эти дети значительно опережают сверстников в решении математических задач, в изучении языка и даже в понимании инструкций.
  • Занятия укрепляют связь между родителями и ребенком.
  • Сеансы плавания закаливают организм и укрепляют здоровье. Но все необходимо делать под наблюдением опытных инструкторов и под контролем врача!
Гость

Заполняя настоящую форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия "Пользовательского соглашения", размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных и сведениями о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 4874 человека!