Развитие ребенка
Развитие детей и вышивание
4.4

Развитие детей и вышивание


Автор
Ольга Сквирри


Содержание

Вышивание — издревле известный вид рукоделия. Раньше вышивка выполняла сакральные охранные функции: считалось, что узоры по краю одежды оберегают от дурного влияния. Сегодня внимание к традиционным видам творчества особенно велико, люди все больше интересуются историей своей культуры, их дети с удовольствием приобщаются к родным корням. Кроме того, вышивать — это интересно и красиво. Какова польза процесса вышивания для детей?

Дети и вышивка

Дети и вышивка

Любой детский психолог даст положительные рекомендации для развития детей таким образом. Рассмотрим подробнее, каким образом могут современные дети научиться искусству вышивания. Творческий процесс влияет на очень многие стороны развития малыша. Самое очевидное — дети активно развивают мелкую моторику при обращении со сложной системой, каковой являются нитка и иголка. Также вышивание влияет на интеллектуальное развитие детей. Как известно, центры мозга, отвечающие за мелкие движения пальчиками, расположены рядом с речевыми центрами, потому любая работа руками ускоряет развитие речи ребенка. Кроме того, контроль за множеством предметов и действий при вышивании, необходимость аккуратно обращаться с расходным материалами являются хорошим дисциплинирующим моментом — воспитание детей в будущем будет существенно облегчено. Таким образом, приобщаясь к вышиванию, ваши дети обретут не только новое интересное хобби, но и обретут множество полезных навыков.

Начинаем развитие детей вышиванием

Для начала подберем необходимые материалы, которые смогут использовать дети. Для вышивания нам понадобятся игла, нитки для вышивания, пяльцы, рукодельный маркер и канва — специальная жесткая ткань с хорошо выраженной фактурой. Канва лучше подойдет хлопковая крупного переплетения, чтобы четко выделялись дырочки. А пластиковые пяльцы, на которые будет натягиваться ткань, нужно выбрать небольшого размера, чтобы малышу было проще следить за рабочим пространством и легче координировать движения. Иглу такому юному вышивальщику можно предложить стандартную, металлическую, но обязательно приспособленную для творчества — с тупым наконечником и широким ушком, чтобы не уколоть пальчики и легко продеть нитку. Нитки дети могут выбрать по своему вкусу — шерстяные или хлопковые, мулине — это только вопрос личной эстетики. Также стоит иметь под рукой ножницы.

Ранний возраст творчеству не помеха

Ранний возраст творчеству не помеха

Если ваш кроха еще совсем мал, ему едва исполнилось 2 года — то и такой ранний возраст вполне подходит для обучения вышиванию. Нужно просто подобрать более специализированное оборудование, сводящее к минимуму риск пораниться и делающее творческий процесс максимально удобным и комфортным. Для такого малыша лучше взять пластмассовую иглу и канву. С жесткой негнущейся канвой легко обращаться, она не гнется и не требует натягивания на пяльцы, большой тупой иглой проще попасть в отверстие, в широкое игольное ушко проще вставить нитку. Кому же толстая игла уменьшит риск травматизма. Нитки стоит выбрать шерстяные — они более толстые и не так сильно скользят, как хлопковые, шерстяную нить дети проще смогут подхватить в нужны момент.

Пожалуй, именно ранний возраст является самым важным для общего детского развития — детский психолог отмечает, что именно в самые первые годы воспитание детей должно происходит особенно интенсивно, так как это закладывает основу основ — представления о устройстве любой деятельности. К тому же, именно в районе возраста 2-х лет особенно интенсивно начинает происходить речевое развитие детей. Активное продвижение мелкой моторики стимулирует мозговые центры, отвечающие за речь, и ваши дети будут получать хороший разговорный старт.

Воспитание детей творчеством — первые шаги

Для начала наглядно и подробно расскажите детям, что вы сейчас будете делать. Объясните, что такое игла, как в ней удерживается нитка, как именно игла наносит узор на ткань: «вот видишь — после иголки остается след, как от карандаша, а узелок с другой стороны не пустит ниточку убежать». Пусть дети сначала попробуют завязать узелки на отрезках ниток. Сложите нить в 2 сложения, зафиксируйте узлом оба кончика — следить за болтающимися нитями при вышивании в одну нитку малышам пока рано. Не отрезайте пока слишком длинные нити, в них также легко запутаться.

Отметьте маркером дырочки, между которыми будут располагаться ваши первые стежки. Обозначьте их и с изнанки тоже — ведь ориентироваться дети будут на 2-х поверхностях. Покажите сами весь процесс исполнения основных стежков, сопровождая каждое свое действие подробным разъяснением:

  1. Смотри, мы вставляем иголку в дырочку под нарисованной точкой — и тут же перехватываем ее с другой стороны. Сверху у нас будет красивый рисунок, а внизу — узелок, который ниточку удержит. Вытягиваем ниточку полностью, пока узелок не добежит до ткани внизу.
  2. Теперь выбираем, куда мы хотим провести нашу вшитую линию. Сюда, к этой точке? Хорошо —вставляем иголку в дырочку уже с другой стороны и протягиваем, чтобы ничего лишнего не осталось.
  3. Вся свободная ниточка теперь у нас находится внизу — ищем следующую точку, откуда начнем еще один стежок.

Повторив весь процесс несколько раз, дайте иглу в руки своему вышивальщику. Пяльцы пока придержите сами — дети не сразу научатся следить сразу за 3-мя объектами — иголкой, ниткой и вышиваемой поверхностью. Двигайте сами ручками ребенка, направляя каждое его движение и комментируя вслух, что именно он делает. Следите, чтобы нитка с каждой стороны вытягивалась полностью и не путалась. Хвалите за каждое удачное действие — малыш должен получить удовольствие от рукоделия! Когда движения крохи станут более уверенными, дайте ему сделать свои первые стежки самостоятельно. Подсказывайте и направляйте, но уже только на словах. Если что-то не получится — не беда, покажите, что именно нужно сделать в данный момент, чтобы исправить ситуацию. Чтобы занятие не наскучило, попробуйте менять цвета нитей и направления стежков. Так происходит развитие детей в области восприятия цветов и цветовых сочетаний.

Детский психолог о важности результата

Детский психолог о важности результата

Когда основные стежки будут освоены, дайте малышам вышить свою первую настоящую картинку. Пусть дети сами выберут дизайн, но это должно быть что-то простое — солнышко (ровный круг с прямыми лучами в один стежок), травку (стежки разного направления и разной длины), рамку вокруг картинки. Для этого нарисуйте желаемый рисунок на канве и научите малыша следовать ему. Здесь вам пригодится шов «назад иголку» — каждый следующий стежок не направляется в новое место, а возвращается к концу предыдущего, формируя таким образом непрерывную линию.

Детский психолог подтвердит, что законченный результат — это очень важно, особенно для самых первый опытов в вышивании. Это своего рода символ — ваш ребенок смог, он справился с задачей, и вот он видит уже не комок ниток в работе, а красивое изделие. Воспитание детей тоже строится вокруг таких событий — так вы сможете показать малышу, для чего именно сейчас стоит постараться и приложить еще усилия. Дети часто воспринимают слова только как абстрактность, но если вы сможете визуальным примером продемонстрировать, к какой цели он идет, если вы таким образом подкрепите его уверенность в своих силах (видишь, у тебя получилось!), то это и есть сама лучшая мотивация к любой деятельности.