Развитие ребенка
Развитие коммуникативных навыков у детей
4.4

Развитие коммуникативных навыков у детей

Содержание

Человек считается существом социальным, так как все мы существуем в обществе других людей. По этой причине образование детей дошкольного возраста должно быть направлено на развитие коммуникативных способностей, которые пригодятся им на протяжении всей жизни. Именно в этом возрасте в характере ребенка формируются такие важные черты, как сопереживание, тактичность, контроль над эмоциями и другие навыки общения. Существует множество эффективных развивающих методик, включая мероприятия игрового характера.

Что подразумевается под навыками общения у детей

Что подразумевается под навыками общения у детей

Коммуникативные способности — обширная категория навыков, которые необходимы малышу для познания окружающего мира и взаимодействия с другими людьми. Развитие ребенка в этом направлении предполагает формирование сразу нескольких умений, среди которых:

  • хорошо поставленная речь, связное выражение мыслей и чувств;
  • понимание невербальных сигналов, то есть мимики, движений и поз;
  • начальные навыки работы в команде;
  • распознавание эмоций, эмпатия;
  • внимание к словам собеседника;
  • способность вести конструктивный диалог, отвечать на вопросы ровесников и людей старшего возраста;
  • знание основ этикета.

Дети, у которых эти качества развиты неравномерно, испытывают определенные трудности в общении. Обучающие мероприятия должны быть направлены на формирование всех перечисленных умений одновременно, ведь только комплексный подход поможет малышу почувствовать себя полноценным участником коллектива и интересным собеседником.

Почему важно, чтобы родители принимали участие в мероприятиях

Почему важно, чтобы родители принимали участие в мероприятиях

Работники дошкольных учреждений берут на себя часть обязанностей по развитию коммуникативных способностей у ребенка, помогая ему найти свое место в социуме. Воспитатели не могут в одиночку справиться с этой задачей, ведь общение внутри семьи играет ключевую роль в закреплении социальных навыков. Ответственные родители должны помогать малышу развиваться, ведь это обеспечит ему быструю адаптацию к обучению в школе.

Домашняя работа под руководством родителей особенно важна, если ребенок не посещает детский сад или бывает там нерегулярно. В этом случае малыш большую часть времени проводит в кругу ближайших родственников, почти не пересекаясь со сверстниками, что может привести к серьезным поведенческим проблемам в дальнейшем. Ситуация иногда облегчается наличием братьев или сестер, но даже в этом случае ребенку необходимы отдельные занятия, направленные на формирование коммуникативных навыков.

Детское развитие в домашних условиях очень похоже на обучение в дошкольном учреждении. Ключевым отличием является то, что воспитатель обычно выступает в роли руководителя, тогда как родственники могут принимать непосредственное участие в играх и других развивающих мероприятиях.

Как происходит коммуникативное развитие ребенка

Как происходит коммуникативное развитие ребенка

Существует множество методик улучшения навыков общения, но сначала нужно заинтересовать малыша в обучении. Эффективнее всего те способы подачи материала, которые ребенок считает наиболее увлекательными и близкими по духу. Правильно подобранный вид деятельности является залогом того, что у малыша сформируется положительное отношение и искренний интерес к учебе.

Как правило, развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется в игровой форме. Такой формат занятий наиболее легок для восприятия, так как больше напоминает веселое развлечение, чем скучную учебу. В процессе игры дети без особого труда усваивают правила этикета, особенности поведения окружающих и другую полезную информацию.

Во время занятий для нескольких малышей педагоги рекомендуют использовать методику группового повествования, когда ребята рассказывают общую историю, поочередно описывая какой-либо предмет или событие. Это упражнение отлично тренирует речевые навыки и умение работать в коллективе, увеличивая словарный запас всех участников мероприятия. Желательно, чтобы воспитатель максимально отстранился от ситуации, позволяя детям самостоятельно распределять роли и выстраивать канву повествования.

Родители должны поощрять участие ребенка в командных играх, особенно если в них присутствует дух соперничества. Игры соревновательного характера учат малыша контролировать чувства: не злорадствовать в случае победы и сдержанно принимать свое поражение. Дошкольники, как правило, испытывают более сильные эмоции, чем взрослые, поэтому освоение базовых поведенческих шаблонов является важной частью детского воспитания. Научившись управлять своими чувствами, малыш будет готов к той степени ответственности, которая ждет его во взрослой жизни.

Творческие задания

Творческие задания

В формировании речевых навыков важную роль играет воображение, которое следует развивать при помощи различных занятий созидательного характера. Дети обычно любят творческие мероприятия, если им близка их тематика. Чтобы заинтересовать ребенка, попробуйте заняться с ним рисованием, лепкой, созданием различных поделок из доступных материалов. Одно из этих упражнений наверняка придется малышу по душе.

В творческом развитии ребенка нередко применяются групповые методики. Занятие созидательным трудом в компании сверстников раскрепощает малыша, учит его обмениваться опытом и идеями, благодаря чему улучшаются навыки общения с ровесниками. Каждый участник коллектива выполняет определенную роль, а распределение задач представляет собой основу коммуникации в обществе. Чтобы научить ребят проявлять внимание к близким, следует поручить им нарисовать поздравительные открытки для родителей или воспитателей, приурочив творческое задание к определенному празднику.

Отличным способом развития фантазии является чтение, пересказывание или даже создание собственных сказочных историй. Последняя методика учит малышей работать в команде, самостоятельно распределять роли и дополнять мысли друг друга. Таким образом достигается одновременное развитие творческих и коммуникативных навыков.