Развитие монологической речи детей является центральной задачей речевого воспитания. Основные навыки речи формируются у ребёнка в повседневной жизни. Однако умение повествовать красиво, грамотно и связно развивается только на базе обширных практических занятий. С самого раннего возраста малыша нужно приобщать к речевой культуре, т.к. в последующем это поможет ему излагать свои мысли четко и доступно.
Рак кишечника: симптомы, онкотесты, лечение, профилактика
Пройдите тест и оцените риск развития рака кишечникаКритерии развития монологической речи
Формированию монологической речи предшествует сложный мыслительный процесс. Произнесенные слова не возникают из неоткуда, т.к. они являются продуктом наших мыслей.
Развивая речевые навыки, ребёнок в первую очередь осваивает умение общаться диалогами. Диалогическая речь отличается более простой структурой, т.к. в данном случае повествование осуществляется с помощью собеседника, который задает уточняющие вопросы, дополняя общее изложение. Монологическая речь требует от говорящего связности, логичности, концентрации внимания, правильности грамматических форм, завершенности изложения, интонационной выразительности и т.д. Естественно, ребёнок в 2-3 года, только осваивающий умение говорить фразами, не сможет изъясняться монологическим способом, ведь его психика еще не созрела для образно-логического мышления. Однако дошкольник старшего возраста, при условии полноценного развития речевых навыков, уже может говорить связно и логично, опираясь в процессе повествования на образное мышление.
Развитие монологической речи детей — длительный и многоэтапный процесс, начинать который оптимально на 4-5 году жизни ребёнка.
Способы развития монологической речи детей
- Пересказ.
Пересказ — относительно легкий способ развития монологической речи, т.к. в процессе повествования ребёнок опирается на уже составленный рассказ. Начинать занятия по пересказу нужно с легких и хорошо знакомых произведений — сказок, стихов, кратких рассказов и т.д. По мере взросления ребёнка осваивайте с ним пересказы разно жанровых произведений, что обогатит лексику малыша. Важно, чтобы ребёнок не просто выучил текст, но и осмыслил его.
- Творческий рассказ.
Развитие монологической речи детей ярче всего проявляется в процессе составления творческих рассказов. Если пересказывая текст, ребёнок опирается на готовое изложение, то придумывая рассказ, он задействует свое воображение, фантазию и логику. Во время занятия с ребёнком старайтесь направлять его мысли в творческое русло. Например, попросите малыша придумать сказку о его любимом герое из мультфильма, о домашнем животном и т.д. Если это задание окажется для ребёнка слишком сложным, начинайте упражнение с составления рассказа по картинкам.
- Театрализованные игры.
Театрализованные инсценировки развивают быстроту реакции и творческие способности малыша, что очень важно для совершенствования монологической речи. Поэтому как можно чаще играйте с ребёнком в «театр», оживляя сказки или используя перчаточные куклы.
Кроме того, полноценное формирование монологической речи невозможно без активного расширения словарного запаса.