Войти
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Развитие ребенка
  6. Развитие монологической речи детей

Развитие монологической речи детей

Развитие монологической речи детей

Развитие монологической речи детей является центральной задачей речевого воспитания. Основные навыки речи формируются у ребенка в повседневной жизни. Однако умение повествовать красиво, грамотно и связно развивается только на базе обширных практических занятий. С самого раннего возраста малыша нужно приобщать к речевой культуре, т.к. в последующем это поможет ему излагать свои мысли четко и доступно.

Критерии развития монологической речи

Формированию монологической речи предшествует сложный мыслительный процесс. Произнесенные слова не возникают из неоткуда, т.к. они являются продуктом наших мыслей.

Развивая речевые навыки, ребенок в первую очередь осваивает умение общаться диалогами. Диалогическая речь отличается более простой структурой, т.к. в данном случае повествование осуществляется с помощью собеседника, который задает уточняющие вопросы, дополняя общее изложение. Монологическая речь требует от говорящего связности, логичности, концентрации внимания, правильности грамматических форм, завершенности изложения, интонационной выразительности и т.д. Естественно, ребенок в 2-3 года, только осваивающий умение говорить фразами, не сможет изъясняться монологическим способом, ведь его психика еще не созрела для образно-логического мышления. Однако дошкольник старшего возраста, при условии полноценного развития речевых навыков, уже может говорить связно и логично, опираясь в процессе повествования на образное мышление.

Развитие монологической речи детей - длительный и многоэтапный процесс, начинать который оптимально на 4-5 году жизни ребенка.

Способы развития монологической речи детей

  • Пересказ.

Пересказ - относительно легкий способ развития монологической речи, т.к. в процессе повествования ребенок опирается на уже составленный рассказ. Начинать занятия по пересказу нужно с легких и хорошо знакомых произведений - сказок, стихов, кратких рассказов и т.д. По мере взросления ребенка осваивайте с ним пересказы разно жанровых произведений, что обогатит лексику малыша. Важно, чтобы ребенок не просто выучил текст, но и осмыслил его.

  • Творческий рассказ.

Развитие монологической речи детей ярче всего проявляется в процессе составления творческих рассказов. Если пересказывая текст, ребенок опирается на готовое изложение, то придумывая рассказ, он задействует свое воображение, фантазию и логику. Во время занятия с ребенком старайтесь направлять его мысли в творческое русло. Например, попросите малыша придумать сказку о его любимом герое из мультфильма, о домашнем животном и т.д. Если это задание окажется для ребенка слишком сложным, начинайте упражнение с составления рассказа по картинкам.

  • Театрализованные игры.

Театрализованные инсценировки развивают быстроту реакции и творческие способности малыша, что очень важно для совершенствования монологической речи. Поэтому как можно чаще играйте с ребенком в «театр», оживляя сказки или используя перчаточные куклы.

Кроме того, полноценное формирование монологической речи невозможно без активного расширения словарного запаса.

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 4837 человек!