Развитие общения детей дошкольного возраста

Развитие ребенка мать и дитя, развитие детей
shutterstock.com

Развитие общения детей дошкольного возраста происходит поэтапно и имеет определенные особенности как в случае взаимодействия со взрослыми, так и со сверстниками. При этом внимание родителей к проблемам в общении у своего ребенка и своевременное их преодоление окажет существенное положительное влияние на социализацию ребенка в дальнейшем.

Формы общения дошкольников

Особенности развития общения детей предполагают поэтапный переход от одной формы общения к другой в зависимости от возраста. Психология развития выделяет три этапа общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками:

  • Эмоционально-практический.

Характерен для младшего дошкольного возраста и отличается абсолютной привязкой к конкретной ситуации. Ребенок относится к сверстникам преимущественно доброжелательно и ставит целью своего общения получение эмоционального отклика от другого ребенка. Сверстники интересны малышу, однако новый предмет, введенный в игру, легко может переключить его внимание на себя.

  • Ситуативно-деловой.

С 4 до 6 лет, когда основная масса детей посещает детский сад, интерес к сверстникам и взаимодействию с ними повышается, тогда как роль взрослого постепенно отходит на второй план. Это период ролевых игр, когда дети играют уже не рядом, а вместе, учитывая действия другого для того, чтобы достичь некоторого результата. Из негативных явлений для этого периода характерно возникновение таких проявлений, как обида, ревность или зависть.

  • Внеситуативный.

Тип общения, который проявляется к 6-7 годам и отличается большим вниманием к партнеру по общению, а также повышению доброжелательности. Уже в этом возрасте большинство детей обзаводятся друзьями, выказывают определенные эмоциональные предпочтения к другим детям. Образ сверстника в глазах ребенка не привязан к конкретной ситуации, дети чувствуют других детей как отдельные личности и принимают их значимость.

Это общие для большинства этапы, которые могут различаться в зависимости от особенностей конкретного ребенка.

Возможные проблемы общения

Развитие общения детей дошкольного возраста может быть сопряжено с определенными сложностями. Дошкольное развитие ребенка может проходить на фоне его повышенной обидчивости, агрессивности, застенчивости или демонстративного поведения. Все эти межличностные проблемы являются следствием излишней фиксации ребенка на себе и острого аффективного переживания отношения других к собственной персоне. Возможная оценка других становится центром переживаний и заслоняет другие важные аспекты общения. Для того, чтобы устранить подобные проявления, способные вызывать затруднения в общении дошкольника со сверстниками, родителям необходимо осознать проблему и принять возможные меры для ее разрешения. Игнорирование или перенос причины проблем в общении вовне вместо принятия факта необходимости работы с ребенком не исправят ситуации.

08 Марта 2016 Развитие ребенка Светлана Меллер мать и дитя, развитие детей
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Записаться на прием
Для получения квалифицированной помощи
Вы можете записаться на прием к врачу
  • Проверьте свои симптомы;
  • Узнайте о возможных заболеваниях;
  • Предупредите болезнь.
Проверить симптомы
  • База вопросов и ответов;
  • Отзывы и рейтинги врачей;
  • Консультации специалистов.
Задать вопрос врачу