Развитие общения детей дошкольного возраста

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Развитие общения детей дошкольного возраста происходит поэтапно и имеет определенные особенности как в случае взаимодействия со взрослыми, так и со сверстниками. При этом внимание родителей к проблемам в общении у своего ребёнка и своевременное их преодоление окажет существенное положительное влияние на социализацию ребёнка в дальнейшем.

Формы общения дошкольников

Особенности развития общения детей предполагают поэтапный переход от одной формы общения к другой в зависимости от возраста. Психология развития выделяет три этапа общения ребёнка дошкольного возраста со сверстниками:

  • Эмоционально-практический.

Характерен для младшего дошкольного возраста и отличается абсолютной привязкой к конкретной ситуации. Ребёнок относится к сверстникам преимущественно доброжелательно и ставит целью своего общения получение эмоционального отклика от другого ребёнка. Сверстники интересны малышу, однако новый предмет, введенный в игру, легко может переключить его внимание на себя.

  • Ситуативно-деловой.

С 4 до 6 лет, когда основная масса детей посещает детский сад, интерес к сверстникам и взаимодействию с ними повышается, тогда как роль взрослого постепенно отходит на второй план. Это период ролевых игр, когда дети играют уже не рядом, а вместе, учитывая действия другого для того, чтобы достичь некоторого результата. Из негативных явлений для этого периода характерно возникновение таких проявлений, как обида, ревность или зависть.

  • Внеситуативный.

Тип общения, который проявляется к 6-7 годам и отличается большим вниманием к партнеру по общению, а также повышению доброжелательности. Уже в этом возрасте большинство детей обзаводятся друзьями, выказывают определенные эмоциональные предпочтения к другим детям. Образ сверстника в глазах ребёнка не привязан к конкретной ситуации, дети чувствуют других детей как отдельные личности и принимают их значимость.

Это общие для большинства этапы, которые могут различаться в зависимости от особенностей конкретного ребёнка.

Возможные проблемы общения

Развитие общения детей дошкольного возраста может быть сопряжено с определенными сложностями. Дошкольное развитие ребёнка может проходить на фоне его повышенной обидчивости, агрессивности, застенчивости или демонстративного поведения. Все эти межличностные проблемы являются следствием излишней фиксации ребёнка на себе и острого аффективного переживания отношения других к собственной персоне. Возможная оценка других становится центром переживаний и заслоняет другие важные аспекты общения. Для того, чтобы устранить подобные проявления, способные вызывать затруднения в общении дошкольника со сверстниками, родителям необходимо осознать проблему и принять возможные меры для ее разрешения. Игнорирование или перенос причины проблем в общении вовне вместо принятия факта необходимости работы с ребёнком не исправят ситуации.

Читайте далее

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 07.03.2016 12:44, обновлено 17.04.2020 19:12
Рейтинг статьи:
4,6

Читайте также

Развитие памяти у детей дошкольного возраста
Как развивается память у детей дошкольного возраста? Что нужно учесть в процессе обучения малыша? Читайте о детской памяти в нашей статье.
Развитие рисования у детей дошкольного возраста
Как научить рисовать детей дошкольного возраста? Как рисование влияет на общее развитие ребенка? Читайте о пользе изобразительного искусства в нашей статье.
Особенности развития речи детей дошкольного возраста
Как помочь ребенку научиться говорить? Какие особенности развития речи существуют на разных этапах жизни малыша?
Методики развития детей дошкольного возраста
Как заниматься с детьми дошкольного возраста? Как привить им любовь к знаниям? Рассмотрим самые популярные методики развития детей.
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Как развивать речь детей старшего дошкольного возраста? Как должны разговаривать дети в 5-6 лет? Читайте об этом в нашей статье.
Этапы развития ребенка дошкольного возраста
Дошкольный возраст принято делить на три основных этапа. Читайте в нашей статье, как развивается ребенок в каждом возрастном периоде.