Развитие общей моторики детей

Развитие общей моторики детей является основой формирования всех двигательных навыков. В последнее время принято уделять пристальное внимание развитию мелкой моторики ребенка. Однако не стоит забывать о существовании крупной или общей моторики, которая также оказывает огромное влияние на формирование всех психофизических процессов малыша.
Рассмотрим более подробно, что такое общая моторика и как она должна развиваться у ребенка?
Понятие «общая моторика»
Если говорить простыми словами, то общая моторика - это движение крупных мышц нашего тела. Данный тип моторики закладывается в первые недели жизни ребенка. Вначале новорожденный учится управлять мышцами, отвечающими за движения глаз. Затем совершенствуются мышцы шеи, позволяющие ребенку двигать головой. В течение первых двух месяцев жизни у младенца начинают работать практически все группы мышц, благодаря чему он учится приподниматься на локтях, поднимать голову, переворачиваться со спины на живот и т.д.
Развитие общей моторики детей влияет на интенсивность формирования следующих психофизических процессов:
- умение держать равновесие;
- способность управлять мелкими движениями рук;
- скорость реакции движений.
Кроме того, чем лучше у ребенка развита крупная моторика, тем более согласованно работают его полушария мозга, что оказывает положительное воздействие на интенсивность созревания речевых навыков, памяти, внимания и мышления малыша.
Как развивать общую моторику у детей?
Развитие общей моторики детей осуществляется в процессе жизнедеятельности ребенка. Организм малыша растет, его мышцы укрепляются, на фоне чего совершенствуются двигательные умения ребенка. Однако динамику развития крупной моторики можно ускорить, включив в досуг малыша следующие виды игр и упражнений:
- ежедневная зарядка (наклоны, махи, приседания, хождение на носках и т.д.);
- игры с мячом (катание, бросание, попадание в цель, перекаты на гимнастических мячах и т.д.);
- разучивание танцевальных связок и движений;
- занятия гимнастикой;
- езда на велосипеде, роликах, самокате, коньках;
- игры со скакалкой, перепрыгивание через резинки;
- подтягивание на перекладинах;
- прыжки в длину и высоту;
- бег на скорость;
- отжимания;
- групповые подвижные игры (футбол, баскетбол, волейбол и т.д.);
- плавание.
Также крупная моторика ребенка совершенствуется в процессе выполнения простых бытовых упражнений - вытирания пыли, подметания, складывания игрушек, мытья посуды, работы в саду и т.д.
Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова. - 2014
Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И.. - 2007